ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022-2026 ГОДЫ (второй этап)

 Утвержден

постановлением акимата

Жамбылской области

№ 216 от «5» октября  2021  года

   ПРОГНОЗ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022-2026 ГОДЫ

(второй этап)

 г.Тараз 2021 год

Содержание

 

1.

Основные тенденции социально-экономического развития Жамбылской области в 2020-2021 годах …………………………………………………....

 

3-12

 

Внешние и внутренние условия развития экономики……………………

3-12

2.

Основные приоритетные направления социально-экономического развития Жамбылской области на 2022-2026 годы ………………………....

 

12-14

3.

Основные меры реализации экономической  политики:……………………

14-24

4.

Основные факторы роста экономики и прогноз показателей социально- экономического развития………………………………………………………

 

22-23

5.

Основные параметры местного бюджета на 2022-2024 годы ……………

23-26

6.

Прогноз основных показателей социально-экономического развития                                    (в разрезе  районов, городов областного значения) на пятилетний период и параметров бюджета   (в разрезе районов, городов областного значения, городов районного значения, сел, поселков и сельских округов) на плановый период                                 (в виде приложения)

7.

Перечень приоритетных местных бюджетных инвестиции (в виде приложения)

Прогноз социально-экономического развития

Жамбылской области на 2022-2026 годы

 Основные тенденции социально-экономического развития

Жамбылской области в 2020-2021 годах

 Внешние и внутренние условия развития экономики

В 2020 году для сглаживания последствий пандемией COVID-19 проводились антикризисные меры, направленные на поддержку экономики,  в том числе малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса, развитие инфраструктуры, обеспечение занятости в рамках Дорожной карты, а также недопущение снижения доходов населения в рамках пилотных проектов.

В целом, несмотря на последствия от введения карантинных ограничений, экономическая ситуация по отраслям экономики области сложилась лучше, чем ожидалось.

Валовый региональный продукт за 2020 год  составил 1901,4 млрд. тенге, ИФО -101,1%.

В структуре валового регионального продукта 20,4% приходится на промышленность, 11,5% - на сельское хозяйство, 16,1% - на транспорт и связь, 8,6% - на строительство, 10,5% - на торговлю, 32,9% - прочие отрасли.

В 2020 году рост в отраслях синхронно сопровождается с ростом производительности труда на 1,3%. Прирост связан с увеличением объемов производительности труда в сельском хозяйстве (на 7,7%), промышленности (на 4,7%), строительстве (на 26,0%), связи (на 8,8%).

С учетом принимаемых мер итоги 2020года показали положительную динамику промышленности региона, где индекс физического объема составил 103,3% относительно 2019 года, произведено продукции на 518,2 миллиарда тенге.

В структуре промышленности увеличились объемы в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров на 0,8% (54,9 миллиардов тенге), обрабатывающей промышленности – на 2,8% (380,6 миллиард тенге), снабжении электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом на 8,5% (77,6 миллиард тенге), водоснабжении, сборе, обработке и удалении отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – на 20,4% (5,1 миллиард тенге).

На прирост повлияло увеличение добычи сырья фосфатного (в 1,2 раза), песков природных (в 1,8 раз), крошки каменной и щебня (в 1,9 раз), глины             (в 1,6 раз), соли (в 6 раз); в производстве продуктов химической промышленности (на 5,5%), металлургической (на 6,7%), прочей неметаллической минеральной продукции (в 1,2 раза),  нефтепереработки    (в 1,3 раза), легкой промышленности (в 1,8 раз), мебели (в 1,5 раз).

В области развита обрабатывающая отрасль, доля которой в общем объеме составляет 73,4%, где из важнейших видов продукции увеличеныпроизводства мяса в 1,1 раз, колбасных изделий – в 1,3 раза, топлива моторного – в 2,9 раз, дизельного – в 1,2 раза, мазута топочного – в 1,6 раз, изделий из бетона – в 1,4 раза, конструкций строительных сборных – в 2,1 раз, бетона – на 6,6%, мебели для гостиной – в 2 раза.

В период пандемии в обработке активно развивается фармацевтическая отрасль, которая за отчетный период демонстрируетрост на 26,5%. В поселке Гвардейский Кордайского района области ведется строительство завода по выпуску отечественных иммунных препаратов.

Одним из стимулирующих факторов роста в промышленности является инвестирование в основной капитал на 118,1 миллиард тенге, из них в обрабатывающую промышленность - 39,0 миллиардов тенге. А также, реализация Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2020-2025 годы, в рамках которой за пять лет планируется реализовать 44 инвестиционных проекта свыше 2 триллиона тенге, где будет создано 8,3 тысяч новых рабочих мест, из них в 2020 году запущено                            7 производств на 14,8 миллиардов тенге с 520 новыми рабочими местами. Кроме этого, вне Карты поддержки предпринимателей введены в эксплуатацию 10 проектов на сумму 29,9 миллиарда тенге.

В рамках программы «Экономика простых вещей» одобрено 147 проектов на сумму 73 миллиарда тенге, из них прокредитовано 136 проектов на 49,1 миллиард тенге.

Жамбылская область является одним из лидеров среди регионов по приоритетному направлению развития «зеленой экономики». Имеется 13 объектов возобновляемых источников энергии, с общей установленной мощностью 318,4 МВт, в том числе самая крупная в Центральной Азии солнечная электростанция ТОО «BurnoyeSolar».

В условиях мирового экономического кризиса и пандемии в отчетном периоде особый акцент в сельском хозяйстве сделан на обеспечение продовольственной безопасности и импортозамещения продуктов питания.

В рамках Государственной программы агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы направлено 24,9 миллиардов тенге субсидий в сельское хозяйство и 29,5 миллиардов тенге инвестиций в основной капитал.

На основе эффективных мер объем валовой продукции сельского хозяйства за 2020 год возрос на 5,1% к уровню 2019 года и составил 391,4 миллиарда тенге, в том числе растениеводство – на 6,3% (229,0 миллиард тенге), животноводство - на 3,6% (161,9 миллиард тенге).                                           Рост производительности труда в сельском хозяйстве составил 7,7%                      (1,5 миллион тенге на одного занятого).

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) по сравнению с уровнем 2019 года вырос на 12,4% (842,5 тысяч тонн), средняя урожайность составила 22,3 центнер с гектара.

Производство сахарной свеклы достигло 152,3 тысяч тонн и выросло на 4,5%. Для развития производства сахара ТОО «Qyzylsha» ведется строительство сахарного завода, стоимостью 85 миллиардов тенге, с созданием 300 рабочих мест. Ввод запланирован на 2025 год.

Область является лидером в республике по производству репчатого лука. В отчетном периоде собран урожай в объеме 691 тысяч тонн, что составляет 75% от общего объема производства в стране (917 тысяч тонн). Экспортировано 41,2 тысячи тонн.

Площадь ресурсосберегающихтехнологий доведены до 29,8 тысяч гектар, водосберегающих – до 30,0 тысяч гектар. Восстановлено 11,5 тысяч гектар орошаемых земель, площадь составила 179,8 тысяч гектар.

За счет внедрения передовых технологий площадь интенсивных садов увеличена на 27% (284 га) и достигла 1313 га.

Возвращено в государственную собственность 72,1 тысяч гектар неиспользуемых земель сельхозназначения (5,3 тысяч гектар – пашни,      66,7 тысяч гектар – пастбищ).

Отмечается рост в производстве мяса на 4,9%, молока - на 0,9%, яиц - на 1,7%, шерсти - на 2,1%; в численности  крупного рогатого скота - на 7,1%, овец и коз - на 6,8%, лошадей - на 11,6%, верблюдов - на 4,9%, птиц - на 4,7%.

В 2020 году экспортировано 1365,4 тонн мяса, в том числе 484,0 тонн говядины, 524,9 тонн баранины, 356,0 тонн мяса птицы и 0,5 тонн конины.

На финансирование 5 направлений пилотного проекта «Повышение доходов населения Жамбылской области», стартовавшего в 2019 году, из республиканского бюджета выделено 7,2 миллиарда тенге под 2,5%, из местного бюджета – 2,0 миллиарда тенге (под 5%). Получили кредиты      2478 жителей из 11-ти сельских округов 10-ти районов области и 11 новых сельхозкооперативов.

На реализацию проекта «от поля до прилавка» направлено1 миллиард тенге. Определены торговые сети, куда без посредников поставляется сельхозпродукция, реализовано 5 тысяч тонн продуктов и 4,3 миллионов штук яиц.

Кроме этого, ежегодно предпринимателям оказывается Государственная поддержка в рамках «Дорожной карты бизнеса 2020». По инструменту «Субсидирование процентной ставки» поддержано 1319 проектов на 99,9 миллиардов тенге, «Предоставление гарантий по кредитам банков» - 726 проектов на 9,1 миллиард тенге, «Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры» - 114 проектов на 20,4 миллиард тенге, «Грантовое финансирование» - 267 проектов на 671,9 миллионов тенге. В результате реализации программы сохранено порядка 16423 рабочих мест и создано 5724 новых рабочих мест.

Количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства достигло до 69,3 тысяч единиц или 99,1% относительно 2019 года.

Несмотря на негативное влияние пандемии, за 2020 год объем произведенной продукции и услуг субъектами бизнеса вырос на 34,2%, составив 744,5 миллиарда тенге, за счет государственной поддержки в сумме 8,3 миллиарда тенге, антикризисных мер на 2 миллиарда тенге, где 14,1 тысяч субъектов бизнеса получили налоговые льготы, отсрочены кредиты 740 субъектам на сумму 3,9 миллиарда тенге. Благодаря принятым мерам доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте увеличилась до 26,5%.

Оборот розничной торговли сократился на 3,8% к уровню 2019 года, за счет снижения объема услуг общественного питания (на 27,1%). Режим ЧП, коронакризис повлиял на развитие новых видов услуг – доставка, интернет-продажа продуктов питания и товаров. В целях развития электронной торговли 42,9 тысяч субъектов предпринимательства оборудованы онлайн кассовыми аппаратами. На оказание онлайн-услуг перешли 91 кафе, 72 - столовых, 39 - продуктовых магазинов и супермаркетов, 93 - непродовольственных магазинов.           

Вместе с тем, пандемия коронавируса, ставшая причиной критического снижения деловой активности, ограничения передвижения людей, оказала существенное влияние на сферу услуг транспорта. Сокращены перевозка грузов на 7,6%, пассажиров – на 57,5%.

В услугах связи прирост составил 2,3%, за счет роста пользователей услуг сети Интернет мобильной связью (в 1,3 раза).

Падение мирового спроса и снижение цен на товарных рынках негативно отразились на экспорте и импорте товаров. Во внешнеторговом обороте по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК зафиксирован спад на 58,7% или 156,4 миллионов долларов США, в том числе экспортировано товаров на сумму 59,3 миллионов долларов США (на 72,7%), импортировано на 97,1 миллионов долларов США (на 39,7%). Сальдо сложилось отрицательным – 37,8 миллионов долларов США.

Взаимная торговля со странами Евразийского экономического союза сократилась на 14,3%, в том числе экспорт - на 28,8%, импорт - на 4,8%. Сократились объемы экспорта товаров в Армению - на 1,5%, Беларусь - на 72,8%, Кыргызстан - на 44,5%, Россию - на 9,8%.

          Объем инвестиций за 2020 год составил 350,1 миллиардов тенге и вырос на 14,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Рост обеспечен за счет привлечения инвестиций на строительствомного квартирных домов, магистральных инженерно- коммуникационных сетей в историко-этнографическом  комплексе Тектурмас в г. Тараз, строительство тротуаров в сельских округах, проведения геологоразведочных работ, строи-

тельства подводящего газопровода к 12 населенным пунктам, строительствабифармацевтического завода по производству иммуно-биологических препаратов с. Отар Кордайского района.

В 2020 году проводилось строительство 3822 квартирных 66 жилых домов («Нұрлы жер» - 53 жилых домов (3056), «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы» - 13 жилых домов (766 квартир)), введено            38 жилых домов (2131 квартир).

В рамках государствернно-частного партнерства заключены договора по 68 проектам на сумму 8,6 млрд. тенге (в сферах здравоохранения – 31,  спорта – 1, образования – 35, энергетики - 1 проект). Дополнительно планируется реализация 19 проекта.

       Объем строительных работ составил 186,8 млрд. тенге или 128,5% к уровню 2019 года. Общая площадь введенных в эксплуатацию жилых домовсоставляет 617,5 тыс. кв. метров, создано 121,7% к уровню 2019 года.

В жилищно-коммунальном хозяйстве в 2020 году отремонтировано  98 домов на сумму 3,9 миллиардов тенге (из них 80 домов профинансированы из республиканского бюджета, 7 – местного, 11 – за счет возвратных средств). В результате, доля объектов кондоминимума, требующих капитального ремонта снизилась до 11,2%.

В 45 населенных пунктах завершено строительство внутрипоселковых газопроводов. В результате в отчетном периоде 95 тысяч человек обеспечены природным газом. В целом по области газификацией охвачено более 936 тысяч человек или 82,4%.

Для обеспечения населения централизованным водоснабжением из республиканского и областного бюджетов на строительство 50 объектов выделено 17,9 миллиардов тенге, из них на 34 объектах завершены строительные работы, остальные 16 объектов являются переходящими на 2021 год. В результате, обеспеченность питьевой водой в городах составила 88,9%, селах – 82,2%.

На развитие автодорожной сферы в 2020 году выделено 27,6 миллиардов тенге. Построено и отремонтировано 1316,2 км дорог                     (18 км строительство новых дорог, 6,1 км реконструкция, 1292,1 км текущий и средний ремонт).

В общественном транспорте города Тараз введено электронное билетирование «Tulparcard», где установлено 232 стационарных и 342 мобильных терминалов.

В результате, доля автодорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 90%, улицы населенных пунктов - до 76%.

Уровень инфляции в 2020 году составил 7,3%. Цены на продовольственные товары выросли на 11,2%, на непродовольственные товары  - на 5,6%, платные услуги - на 3,7%.

Уровень инфляции по области ниже среднереспубликанского показателя   на 0,2 процентных пункта (РК-7,5%).

Одним из главных приоритетов является создание новых рабочих мест и увеличение доходов населения.

В 2020 году в рамках государственной  программы «Енбек» общий охват активными мерами занятости составил 57381 человек. Трудоустроено на свободные вакансии  24152 человек. Охвачены социальными рабочими местами 1587 человек, молодежной практикой - 2572, оплачиваемыми общественными работами - 13782, краткосрочное обучение прошли - 1627, обучены основам предпринимательства – 3641 человек. В целом, из обратившихся 50312 человек в органы занятости трудоустроено – 41901 человек.

Благодаря мерам государственной поддержки  всего по области создано 42872 новых рабочих мест (в том числе постоянные  - 19132, временные - 23740), что на 2,3 раза больше по сравнению с 2019 годом (постоянные - в 1,4 раза, временные – 4  раза), из них  в рамках Дорожной карты  занятости  - 20041 рабочих мест, где реализовано 809 проектов на сумму 63,9 млрд. тенге.

Однако, в связи со сложившейся ситуацией, производственная активность негативно сказалась на некоторых показателях рынка труда. Снизилась рабочая сила на `2996 человек, составив 529489 человек, занятое население на 3234 (503804) человек. Выросло количество безработных на    238 человек (25685). Уровень безработицы составил 4,9% что выше на 0,1 процентных пункта прошлого года.

При этом наблюдается рост наемных работников на 2504 человек                 (332 625) и снижение количества самостоятельно занятого населения на 5738 (171179).

На фоне принимаемых мер по социальной поддержке населения среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в  2020 году увеличилась по сравнению с 2019 годом на 23,5% в номинальном выражении, реальном – 15,8% и составила 156846 тенге.

Различия в оплате труда характерны для работников, занятых в различных видах экономической деятельности. Максимальная величина оплаты труда отмечена в финансовой и страховой деятельности - 233411 тенге, минимальная - в сельском, лесном и рыбном хозяйстве - 98635 тенге. Самая высокая заработная плата наблюдается в Мойынкумском районе - 182 642 тенге, низкая в Таласском районе - 133 058 тенге.

По предварительным данным среднедушевой номинальный денежный доход населения в 2020 году  вырос на 15,0% в номинальном выражении,  реальном -  7,9% по сравнению с соответствующим периодом  2019  года и составил 80866 тенге.Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума по Жамбылской области в 2020 году составила 5,8%, что на  1 процентных пункта выше, чем в 2019 году. 

 За 8 месяцев 2021 года в экономике области наблюдается положительная динамика развития.

 Произведено промышленной продукции  на 379,7 миллиардов тенге. Индекс физического объема - 106,2% к январю-августу 2020 года. Увеличились объемы производства горнодобывающей отрасли на 4,0%   (37,9 миллиард тенге), обрабатывающей - на 6,6% (281,4 миллиард тенге), снабжении электроэнергией - на 5,9% (56,5 миллиард тенге), водоснабжении - на 16,6% (3,9 миллиард тенге).

В рамках 3 этапа индустриализации в 2021 году реализуются                          12 инвестиционных проектов на сумму 16,4 миллиардов тенге. Крупными проектами являются: ТОО «Аса Агро» – увеличение объемов производства мяса птицы, стоимостью – 8,0 млрд. тенге, мощностью – 21 тыс. тонн,                         с созданием 45 новых рабочих мест; ТОО «GoldenCompassCapital» - строительство завода по переработке золотых руд (II этап), стоимостью – 3,9 млрд. тенге, мощностью - 500 кг в сплаве Доре в год, с созданием 200 новых рабочих мест; ТОО «Satellie GS» - строительство завода по добыче и обогащению золотосодержащей руды месторождения Мынарал, стоимостью - 1,7 млрд. тенге, мощностью – 30 тыс.тонн золотосодержащего рудного концентрата в год, с созданием 23 новых рабочих мест.

Активно развивается фармацевтическая отрасль. В текущем году в поселке Гвардейский Кордайского района завершается строительство биофармацевтического завода по производству вакцин при Научно-исследовательском институте проблем биологической безопасности (вакцины против коронавирусной инфекции, гриппа, туберкулеза и других инфекционных заболеваний).

Кроме этого, реализован проект по производству альтернативной электроэнергии на 49,4 миллиарда тенге, мощностью 100 МВт                            (ТОО «Жанатасская ветровая электростанция»).

В целях обеспечения продовольственной безопасности на развитие агропромышленного комплекса в 2021 году выделено 19,3 миллиарда тенге субсидий (республиканский бюджет – 9,2 миллиарда тенге, областной – 10,1 миллиарда тенге), из них на 01.09.21 года освоено 10,8 миллиарда тенге.

В результате, объем валовой продукции вырос на 1,0% относительно января-августа 2020 года и достиг 168,6 миллиард тенге, за счет увеличения объемов животноводства (на 3,8%).

Рост наблюдается в производстве мяса (на 4,9%), молока (на 1,7%), яиц (на 9,7%); в поголовье КРС (на 12,3%), овец (на 3,6%), лошадей (на 5,2%), птиц (на16,8%). Экспортировано 3345 тонн мяса.

Количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса составило 71,0 тысяч единиц или 105,1% к уровню января-августа 2020 года.

За отчетный период в рамках «Экономики простых вещей» Банкамивторого уровня и Агро-кредитной корпорацией одобрены 176 проектов на сумму 74,7 миллиарда тенге, из них профинансировано                          175 проектов сумму 56,0 миллиарда тенге.

Розничная торговля возросла на 2,5%, оптовая – на 6,8%. Грузооборот всеми видами транспорта увеличился на 1,0%. Грузоперевозки снижены на 4,1%, пассажироперевозки–на 23,4%, пассажирооборот – на 33,1%.В услугах связи прирост составил 15,9%.

За январь-июль 2021 года внешнеторговый оборот составил 164,8 миллионов долларов США или 174,6% к соответствующему периоду                    2020 года. В том числе экспорт – 37,2 миллионов долларов США (110,1%), импорт товаров – 127,6 миллионов долларов США (210,6%). Взаимная торговля со странами Евразийского экономического союза за январь-июнь сократилась на 1,7%, в том числе экспорт – на 14,7%, импорт увеличился на 4,8%. 

Объем инвестиций за январь-август 2021 года возрос на 20,2%, составив 232,6 миллиардов тенге.

В 2021 году планируется строительство 5450 квартирных 90 жилых домов.

В рамках государствернно-частного партнерства заключены договора по 68 проектам на сумму 8,6 млрд. тенге (в сферах здравоохранения - 31,  спорта - 1, образования - 35, энергетики - 1 проект). Дополнительно планируется реализация 19 проектов.

В результате, по итогам 8 месяцев 2021 года объем строительных работ составил 88,8 миллиардов тенге или 111,3% к соответствующему периоду 2020 года. Общая площадь введенного жилья составила 372,9 тысяч квадратных метров или 106,0% к соответствующему периоду 2020 года.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства проводится работа по цифровизации. 1221 многоквартирных жилых домов подключены к Единой интеллектуальной информационной системе E-SHANYRAQ.

В 4 городах области из 1722 многоквартирных жилых домов в удовлетворительном состоянии находится 891 (51,7%). Количество отремонтированных домов составляет 417 (24,2%). Количество домов, нуждающихся в ремонте, составляет 831 (48,2%).

В 2021 году в г.Тараз планируется провести ремонт 57 многоквартирных жилых домов за счет республиканского бюджета на сумму более 2691,0 млн.тенге.

Для обеспечения централизованным водоснабжением планируется строительство 29 объектов водоснабжения (16-переходящих, 13 новых)на сумму 11,1 млрд.тенге, в том числе 23 объекта будут завершены к концу года, 6 объектов переходящие на 2022 год.

По итогам года планируется обеспечить централизованной питьевой водой 45 тыс. жителей, проживающих в 12 населенных пунктах, из которых в 2 населенных пунктах строительные работы завершены и приняты актом государственной приемки (Жамбылский район – с.Октябрь-Жемис (Шокай), Жуалынский район  – с.Колтоган).Также,в текщем году ведутся работы по обеспечению питьевой водой 2 жилых массива (в г. Тараз – жилой массив Барысхан, г. Шу – жилой массив Коскудук).

В результате, индикатор доступности услуг водоснабжения в сельских населенных пунктах планируется довести до 607 тыс. человек или 88,7%; городах – до 413 тыс. человек или 91,0%.

В 2021 году на строительство 25 объектов централизованного газоснабжения (10-переходные, 15 - новые) предусмотрено 10,8 млрд.тенге. Из них, 17 проектов планируется завершить к концу года, 8 проектов - переходящие на 2022 год. Начало формы

Конец формы

ПоПо

На сегодня, по 6 проектам завершены строительные работы и сданы в эксплуатацию.                                                                                                                                                           В результате, до конца 2021 года газом будут обеспечены 16 тыс. человек в 20 населенных пунктах. Газификацией будут обеспечены 257 населенных пунктов (69,3%) или 952 тыс. человек (83,8%).                                                                На ремонт и строительство автомобильных дорог местного значения в 2021 году выделено 3,8 миллиард тенге за счет софинансирования из республиканского и областного бюджетов. Планируется проведение 214 км среднего ремонта и строительство 3,6 км автомобильных дорог. По всем объектам проведены процедуры государственных закупок, по результатам которых заключены договора, будут проводиться строительно-монтажные работы.                                                                                                                                  На сегодня, проведен средний ремонт 113 км автомобильных дорог на сумму 1,9 млрд.тенге, а также строительство 3,6 км на сумму 0,8 млрд.тенге.                  Уровень инфляции  вавгусте  2021 года составил 5,9%. Цены на продовольственные товары выросли на 7,1%, на непродовольственные товары  - на 4,9%, платные услуги - на 5,5%.                                                                              Уровень инфляции по области вышеуровня среднереспубликанского  показателя  на 0,1 процентный пункт (РК-5,8%).                                                                                                                 Социальная сфера. В январе-августе 2021 года создано 27141 новых рабочих мест (постоянные - 14804, временные - 12337). Общий охват активными мерами занятости составил 39446 человек. Трудоустроены на свободные вакансии  16892 человек, охвачены социальными рабочими местами - 1358, молодежной практикой – 1418 человек, оплачиваемыми общественными работами - 9494 человек. Из обратившихся в органы занятости 28574 человек трудоустроено  - 26690.                                               Среднемесячная заработная плата одного работника во 2 квартале 2021 года составила 203839 тенге, что выше соответствующего периода  2020 года в номинальном выражении на 25,8%, реальном  - 17,2%.                                                   В сфере образования в действующих 551 дошкольной организации                       (416 детских садов и 135 мини-центров) охвачено 56,9 тыс. детей. Охват детей от 3-х до 6 лет услугами дошкольных организаций  от 3-6 лет составляет 100% , от 1 до 6 лет - 91,4% что выше на 0,4 процентных пункта соответствующего периода 2020 года.                                                                                      Все 443 школы подключены к сети интернет. Обеспеченность компьютерной техникой составляет в среднем 4 учащихся на один компьютер. В 403 школах установлены 2563 интерактивные доски, во всех  школах внедрена система «Күнделік» (100%).                                                                Для населения области доступны услуги высокоспециализированной медицинской помощи, особенно кардиохирургии, урологии, детской хирургии и пульманологии. Активно проводится скрининг целевых групп населения. На амбулаторном уровне обеспечивается бесплатная медицинкская и лекарственная помощь.                                                                            За январь-август 2021 года наблюдается снижение уровня заболеваемости болезнями системы кровообращения и наркологическими заболеваниями.                                                                                                         Региональное развитие. Развитие потенциала сельских населенных пунктов осуществляется за счет развития опорных и спутниковых сел  в рамках  Государственной  программы развития регионов на 2020-2025 годы.                                   В соответствии с методикой утверждения критериев определения сельских населенных пунктов отобрано 238 сел с потенциалом развития                    (67 опорные и 171 спутниковые).                                                                                                    В 2020  году в рамках специального проекта «Ауыл– Ел бесігі» в                     29 сельских населенных пунктахреализовано 110 проектовна сумму                          7,4 миллиардов тенге и создано свыше 1200  рабочих мест. В  2021 году предусмотрена реализация 119 проектов на сумму 8,8 миллиардов тенге в 67 сельских населенных пунктах, где будет создано 133 постоянных и 1390 временных рабочих мест.                                                                                                    2.Основные приоритетные направления развития Жамбылской области на 2022-2026 годы                                                                                                              Социально-экономическое  развитие области в 2022 – 2026 годах будет следовать принципам реализации стратегии, ориентированной на устойчивый рост экономики и благосостояния региона.                                                     Для реализации Стратегии  «Казахстан - 2050» и проведения системных реформ в условиях глобального кризиса.  Главой государства в послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы- прочная основа процветания страны» объявлен новый экономический курс Казахстана в постпандемический период.                                                На основе Общенациональных приоритетов и Национального плана развития Республики Казахстана до 2025 года определены основные направления социально-экономической политики на 2022-2026 годы.                                           Обеспечение макроэкономической стабильности:                                                     -обеспечение через фискальную устойчивость, реализацию эффективной монетарной политики, снижение уровня теневой экономики;                           - удержание инфляции в 2021- 2022 годах - в  пределах 4-6%,  с последующим снижением в 2023-2024 годах до 4-5% и    в 2025-2026  годах до 3-4%  за счет  продолжения реализации мероприятий, направленных на насыщение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией путем продолжения практики по организации еженедельных продовольственных ярмарок, дальнейшего развития оптовых (коммунальных) и розничных продовольственных рынков и торговой инфраструктуры.                                         Развитие отраслей экономики через:                                                                              - развитие промышленного потенциала за счет роста обрабатывающей промышленности (химической, пищевой, стройиндустрии, металлургической и фармацевтической) в рамках реализации третьей пятилетки индустриализации с внедрением инноваций и цифровизации, продвижения несырьевого экспорта, «экономики простых вещей» и увеличения местного содержания;                                                                                                                         - увеличение производительности труда в сельском хозяйстве, обеспечение продовольственной безопасности, глубокая переработка сельхозпродукции и рост ее экспорта, дальнейшая реализация проектов, цифровизация отрасли за счет реализации Национального проекта по развитию АПК;                                                                                                                                - повышение инвестиционной привлекательностидля ускорения темпов роста инвестиций за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, усиления защиты прав инвесторов, обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса, расширения инструментов ГЧП;                             - развитие малого и среднего бизнеса и увеличение его доли в валовом региональном продукте, за счет улучшения условий ведения бизнеса посредством усовершенствования инструментов финансовой и нефинансовой поддержки предпринимателей, внедрения механизмов регуляторной политики, снижения нагрузки на бизнес, расширения доступа к финансированию и обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса;                                                                                                                            - укрепление и развитие торговых связей,увеличение экспорта, открытие зон свободной торговли в рамках ЕАЭС, наращивание экспорта новых товаров;                                                                                                                       - для улучшения уровня и качества жизни населения будет продолжена работа по созданию благоприятных и комфортных условий проживания, будут реализованы проекты по развитию систем водоснабжения и водоотведения, модернизации ЖКХ и жилищного фонда, оказываться эффективная социальная поддержка в рамках льготных займов, повышение доступности жилья до 30 кв. метра на 1 человека;                                                                      - развитие транспортно-логистического комплекса и внедрение интеллектуальной транспортной системы; - улучшение экологической обстановки, посадка деревьев в лесном фонде и населенных пунктах, реализация проектов по переработке твердых бытовых отходов;-развитие цифровизации и инновационной экономики посредством ускоренного внедрения цифровых технологий с усилением мер информационной безопасности.                                                                                                     Сбалансированное региональное развитие через:                                                                                                                                   - повышение благосостояния населения на основе реализации потенциала развития области путем развития «точек роста» и обеспечения базового качества жизни на основе системы региональных стандартов;- использование конкурентных преимуществ регионов с укрупнением населенных пунктов, развитие моно-и малых городов, перспективных опорных и спутниковых сел с созданием развитой инфраструктуры, качественная урбанизация через развитие функциональных городских районов;                                                                                                                                        - использование конкурентных преимуществ регионов, опережающим созданием развитой инфраструктуры в селах путем реализации спецпроекта «Ауыл – Ел бесігі»в рамках Государственной программы развития регионов до 2025 года.                                                                                                                   Повышение качества человеческого капитала через:                                         - модернизацию и  повышение качества образования, сокращения разрыва между городскими и сельскими школами, улучшение социального положения педагогов, а также увеличение финансирования  всех уровней образования;                                                                                                                         - повышение качества услуг образования, в том числе расширение сети дошкольных организаций путем строительства и создания новых объектов за счет частных инициатив;                                                                                                                 - обеспечение доступа к качественным медицинским услугам и повышение доступности первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, а также обновление инфраструктуры здравоохранения;                                          - социальное обеспечение, ориентированное на повышение социальной защищенности работающих граждан, людей с ограниченными возможностями и усиление адресного характера социальной помощи, расширение продуктивной занятости и совершенствование пенсионной системы.                                                                                                                       3.Основные меры реализации экономической политики           3.1.Бюджетно-налоговая политика                                                                                       В среднесрочном периоде бюджетная политика будет направлена на стимулирование и поддержание роста экономики, обеспечение сбалансированности и сохранение устойчивости государственных финансов, создание условий для повышения качества человеческого капитала.                                   В целях улучшения качества человеческого капитала бюджетная политика будет направлена на увеличение финансирования образования, науки и здравоохранения с сохранением приоритетности социальных обязательств.                                                                                                                             В целях повышения эффективности государственных расходов продолжится укрупнение бюджетных программ под приоритеты и задачи Стратегического плана 2025, а также внедрен новый формат стратегического плана государственного органа, позволяющий обеспечить лучшую увязку целевых индикаторов стратегического плана и бюджетных расходов.                                 В целях повышения эффективности бюджетных расходов будут исключены  неэффективные имиджевые расходы с направлением высвободившихся средств на цели развития.                                                                                                   Половина средств бюджета развития области будет направлена на финансирование  актуальных инфраструктурных и социальных проектов.        При этом, все социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме.                                                                                           Приватизация и передача предприятий с государственным участием в конкурентную среду также будет способствовать снижению нагрузки на расходную часть бюджета и повышению эффективности средств.                                                                                     3.2.Сдерживание уровня инфляции                                                                               С целью сдерживания инфляционных процессов и снижения цен на социально-значимые продовольственные товары на постоянной основе осуществляются мониторинг цен, действуют меморандумы с предприятиями торговли по обеспечению внутреннего рынка продовольствием с минимальной торговой надбавкой. Действует стабилизационный фонд продовольственных товаров.                                                                                                       Продолжится практика установления пороговых значений и предельных цен на социально-продовольственные товары и использования резервов стабилизационных фондов.                                                                                        Принимаются меры по насыщению внутреннего потребительского рынка продовольственными товарами местного производства. В целях недопущения необоснованного роста цен на коммунальные услуги проводятся публичные слушания по рассмотрению заявок на утверждение тарифов и тарифных смет субъектов естественных монополий. В оперативном порядке будут отслеживаться внешние и внутренние факторы, влияющие на потребительские цены, и реализованы меры по сдерживанию цен на продовольственные товары и топливо с учетом развития конкурентных внутренних рынков, борьбы с ценовым сговором и недобросовестной конкуренцией. Для регулирования продовольственного рынка и недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен, а также сглаживания сезонных колебаний продолжится работа по формированию и использованию региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров.Особое внимание будет уделено снижению цен на социально-значимые товары. В целях стабилизации цен на продовольственном рынке в областном центре, в районных центрах и крупных населенных пунктах продолжится практика проведения сельскохозяйственных ярмарок и предоставление торговых мест.  

3.3.Развитие отраслей экономики                                                                   Промышленность. Ожидается восстановление деловой активности, нивелирование негативных последствий пандемии коронавируса и постепенная стабилизация промышленности.

Приоритетной отраслью промышленности области остается обрабатывающая промышленность, доля которой в общем объме промышленного производства составляет около 75%. На период до 2027 года индустриальной специализацией остаются производство продуктов питания, химическая промышленность, металлургическая и производство стройматериалов. Развивается фармацевтическая промышленность с появлением в мире коронавируса.

Улучшению состояния и динамичного развития экономики области будет способствовать реализация третьей пятилетней программы индустриально-инновационного развития, в рамках которой планируется реализация 44 инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 2,0 триллиона тенге, с созданием свыше 8,3 тысяч новых рабочих мест.

Вне Карты поддержки предпринимателей на 2020-2025 годы в области сформирован пул из 50 проектов на 2,7 триллиона тенге с созданием свыше 13 тысяч новых рабочих мест, из них 13 проектов с иностранным участием на сумму 1,9 триллиона тенге.

Химическая отрасль будет оставаться доминирующей отраслью экономики. Объясняется это значительными запасами фоссырья, дальнейшей разработкой фосфоритов, обработкой фосфора, наращиванием объемов и расширением ассортимента минеральных удобрений, открытием новых производств (ТОО «Казфосфат», ТОО «ЕвроХим-Удобрения», «Химический парк «Тараз», ТОО «ТalasInvestmentCompany», ТОО «KazChemical»).   

Ведется реализация крупнейшего проекта ТОО «ЕвроХим-Удобрения» по производству комплексных минеральных удобрений, мощностью свыше 1,4 миллион тонн в год в городе Каратау. Общий объем инвестиций составляет более 356,5 миллиардов тенге, будет создано 2000 постоянных рабочих мест. На первом этапе введен горнорудный комплекс на сумму 40,0 миллиардов тенге. Подписано межправительственное соглашение между

Россией и Казахстаном о реализации 2 этапа проекта.

Кроме этого, в регионе планируется построить завод по производству кальцинированной соды ТОО «QazaqSoda» с участием турецкого инвестора на сумму 123,5 миллиардов тенге, мощностью 400 тысяч тонн, с созданием 250 новых рабочих мест.

В результате, к 2027 году планируется увеличение производства желтого фосфора до 110 тысяч тонн, минеральных удобрений – до 220 тысяч тонн.  Рост несырьевого экспорта в 1,2 раза за счет роста экспорта цианида натрия - до 6 тысяч тонн, а также портландцемента - до 1,3  тысячи тонн.

В производстве продуктов питания планируется реализация                                 13 инвестиционных проектов на сумму 191,8 миллиарда тенге. Крупный проект (ТОО «Алель-Агро») по развитию мясного птицеводства, стоимостью свыше 68,6 миллиардов тенге, с созданием 800 новых рабочих мест планируется в 2023 году.

В металлургии планируется строительство 7 инвестиционных проектов на сумму 107,6 миллиардов тенге, крупнейшим из которых является                        ТОО «Zhanashyr Project» по промышленной разработке месторождения «Жайсан», стоимостью 67,6 миллиардов тенге, мощностью 600 тысяч тонн в год, с созданием 300 рабочих мест.

В области запланирована реализация инвестиционных проектов по строительству гидро-, ветро- и солнечных электростанций суммарной мощностью до 1151,1 МВт (солнечная электростанция - 400 МВт, ветро-, электростанции – 309,5 МВт, гидроэлектростанции - 54 МВт).

Сельское хозяйство. Основой развития сельского хозяйства будет являться актуализированная Государственная программа развития агропромышленного комплекса, направленная на обеспечение продовольственной безопасности и увеличение объемов конкурентоспособной продукции сельского хозяйства.

В регионе продолжится работа по эффективному вложению инвестиций, получению максимальных результатов от мер господдержки, внедрению современных технологий, реализации пилотных проектов в рамках «Повышения доходов населения Жамбылской области» и «от поля до прилавка».

В результате, до 2027 года будет ежегодно увеличиваться производительность труда в сельском хозяйстве на 2%. Возрастет объем валовой продукции сельского хозяйства на 33,9%(при текущем среднегодовом росте 3-4%), за счет расширения общей площади сельскохозяйственных культур на 25 тысяч гектар, планируется увеличить производство овощей, рапса, сои, кукурузы, клубники и малины. Вырастет поголовье скота на 110 тысяч и птицы на 102 тысяч голов, продолжится развитие хозяйств по разведению рыбы, пчел.

Будет обеспечено повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счет расширения посевных площадей, а также вовлечению в оборот неиспользуемых пахотных угодий. В перспективе планируется увеличить площадь с 28 тысяч до 30 тысяч гектаров.                                                 Производство сахарного сырья является стратегически важной отраслью. К 2027 году планируется увеличить площадь выращивания сахарной свеклы до 15 тысяч гектар. В регионе также активно разводятся сады, в том числе по интенсивной технологии. Увеличение объемов произ-

водства животноводческой продукции будет обеспечено на основе создания современных животноводческих хозяйств, развития племенной базы и повышения генетического потенциала, строительства откормочных площадок и перерабатывающих предприятий.

Планируется развитие внешних рынков экспортоориентированной продукции (пшеницы – Таджикистан, Узбекистан, Афганистан; лука – Польша, Узбекистан; картофеля – Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан; яиц – Таджикистан, Узбекистан; сафлорового масла – Германия, Нидерланды, Япония, Иран, Китай, макаронные изделия – Россия, Таджикистан, Афганистан, мяса и субпродукты – Китай, Узбекистан, Иран, Бахрейн, Кувейт).

В рамках «Дорожной карты занятости» в области планируется построить 3 водохранилища «Акмола», «Ыргайты», «Калгуты» на сумму 1,3 миллиарда тенге.

Кроме этого, дополнительное восстановление орошаемых земель планируется механическим отрядом, строительством 7 новых водохранилищ, реконструкцией поливных каналов и дренажных систем. В результате, орошаемые земли расширятся от 177 тысяч до 182,4 тысяч гектаров.

Пилотный проект «от поля до прилавка» позволит обеспечить поставку социально-продовольственных товаров напрямуюпотребителю повыгодной

цене. Планируется поставка 2 тысяч тонн сырья на 3 молочные предприятия,

1,5 тысячи голов крупного рогатого скота через 3 мясокомбината, доставку овощей и дынь в 9 торговых центрах. В результате, загрузка предприятий увеличится на 67,0%.

Планируется организация ежегодных ярмарок, проведение еженедельного мониторинга по стабилизации цен на социально-значимые товары,  увеличение социальных павильонов.

Туризм. Туризм является одним из приоритетных драйверов развития экономики. Ситуация с пандемией коронавируса внесла свои коррективы в индустрию туризма. Приостановление международных сообщений, ограничение  туристических потоков послужило развитию внутреннего туризма. Принимая во внимание ситуацию, в которой оказалась мировая сфера путешествий разработаны посткризисные меры, нацеленные на развитие внутреннего туризма.

За последние годы в области наблюдается положительная динамика роста туристских потоков, за счет строительства крупных туристских зон, увеличения количества мест размещений, благоустройства и озеленения мест отдыха, расширения перечня предоставляемых услуг.

В области действуют три туристические зоны: историко-этнокультурный комплекс «Көне Тараз», этно-исторический комплекс «Тектурмас» и горнолыжный курорт «Каралма».

Дальнейшее развитие внутреннего и въездного туризма будет осуществляться в рамках Государственной программы развития туристской отрасли РеспубликиКазахстанна 2019-2025 годы и Стратегического плана развития туризма Жамбылской области  на 2020-2022 годы.

Для дальнейшего развития туризма планируется:

-  строительство второго этапа горнолыжного курорта «Каралма» до 2022 года, с созданием более 100 новых рабочих мест и реализация инвестиционного проекта  «Қазақауылы Коксай» в Жуалынском районе до 2022 года;

- разработки новых туристических маршрутов по историко-археологическому и экологическому туризму до 2026 года;

- обеспечение информационной доступности туристического потенциала области с помощью креативных решений, цифровых и информационных технологий до 2026 года;

В результате, будет увеличен поток казахстанских и иностранных туристов в регион в среднем на 20 тысяч человек в год.

Строительство. В целях повышения доступности и комфорта жилья и

развития жилищной инфраструктуры продолжится работа по формированию

благоприятных и комфортных условий проживания путем доступности нового жилья в рамках Госпрограммы «Нұрлыжол»,«Нұрлыжер» и Программы «7-20-25», специального проекта «Ауыл-Ел бесігі» и Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы.До 2025 года планируется реализация 524бюджетных инвестиционных проектов на сумму 153,4 миллиардов тенге.

Транспорт. Развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры будет направлена на развитие и улучшение транспортной связи между населенными пунктами области. Продолжатся работы по ремонту дорог, будут внедряться новые технологии.

Работа продолжится в рамках второго этапа «Нурлыжол», нацеленный на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора.

Область обладает развитой сетью автомобильных дорог. До 2027 года планируется доведение доли дорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии до 100%, за счет строительства, реконструкции и среднего ремонта 1,2 тысяч км автодорог во всех районах области (822,5 км дороги областного значения, 398,2 км – районного значения).

В целях повышения качества перевозок планируется обновить автобусный парк (приобретение ежегодно не менее 50 автобусов), который увеличится с 52,0% до 90,0% к 2027 году.

Торговля. Развитие внутренней торговли будет осуществляться путем развития современных форматов торговли, повышение эффективности инфраструктуры действующих торговых рынков, совершенствования электронной торговли.

Работа по развитию сферы торговли будет продолжена в рамках Государственной программы развития торговли на 2021-2025 годы. Ключевыми задачами будет определены повышение качества и безопасности продукции, создание торгово-распределительной инфраструктуры, диверсификация импорта и экспорта несырьевых товаров и услуг, создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

В области ведется строительство 3 оптово-распределительных центров (город Тараз, Байзакский и Шуский районы). Планируется проведение модернизации торговых рынков «Кайкармет», «Нуралы», «Ауыл-Береке», «Жибекжолы», «Ысты», «Салтанат».

Цифровизация. В инфокоммуникационной инфраструктуре будет продолжена работа по реализации программы «Цифровой Казахстан» посредством повсеместного внедрения информационно-коммуникационных технологий интеллектуальных систем в отрасли экономики, получения электронных государственных услуг на селе, развития услуг мобильной связи по технологиям 3G и 4G, а также высокоскоростного доступа к сети Интернет в сельских населенных пунктах.

Продолжится работа по автоматизации и цифровизации предприятий базовых отраслей (финансовый сектор, государственный сектор, инфраструктура, образование, здравоохранение, строительство и другие).

В целях снижения цифрового неравенства будет обеспечена работа по повышению качества Интернета во всех населенных пунктах с численностью 250 человек и выше. Развитие получат технологии нового поколения мобильной связи и доступа к Интернету. С учетом урбанизации и экономической целесообразности будет проработано подключение к Интернету оставшихся сел с численностью населения менее 250 человек.

3.4 Улучшение бизнес-климата и инвестиционной привлекательности

Развитие предпринимательства является важным фактором, влияющим на благосостояния экономики области. В целях поддержки развития малого и среднего бизнеса будет продолжена работа по финансовой и нефинансовой поддержке предпринимательства в рамках Государственных программ.

В рамках государственных программ «Нұрлыжер», «Нұрлыжол», «Дорожная карта бизнеса 2025», «Развитие регионов до 2025» будут реализованыбюджетные инвестиционные проекты, направленные на улучшение социальной инфраструктуры.

3.5  Улучшение качества человеческого капитала

Главным ресурсом структурных и институциональных реформ и преобразований, а также долгосрочного качественного развития страны является высококвалифицированный человеческий капитал.

Социальная политика будет проводиться в соответствии с Государственными программами развития образования и науки, развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы, продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек».

В сфере образования особый акцент будет сделан на доступность, равенство и качество образования, независимо от места проживания и социального статуса обучаемого.

Большое значение будут иметь дошкольное обучение и воспитание с обеспечением 100% охвата детей. Основной формой обучения будет являться традиционная форма, при этом будет разрешено дистанционное обучение по отдельному порядку.В системе дошкольного воспитания и обучения продолжится расширение инфраструктуры через строительство и открытие частных детских садов, мини-центров, развитие механизма государственно-частного партнерства. Планируетсясохранить 100процентный охват детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием,  от 1 до 6 лет -  до 92,8%.

Для ликвидации школ с трехсменным обучением будут построены  новые школы взамен  трехсменных и проведен капитальный ремонт.

В системе технического и профессионального образования будет обеспечено гарантированное государством получение первой рабочей профессии бесплатно, в том числе через курсовую подготовку всех желающих на базе учебных центров и колледжей.

Продолжится внедрение основных принципов дуального обучения и образовательных программ, выделение грантов для повышения доступности высшего образования.

Политика в области здравоохранения будет направлена на предоставление качественной, доступной медицинской помощи и обеспечение качественными, безопасными лекарственными препаратами.

Приоритетными направлениями развития здравоохранения в рамках Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы являются:

- снижение коэффициента младенческой смертности с 9,12 до 7,79 к 2026 году;

- недопущение материнской смертности;

- повышение доступности медицинских услуг до 100%   с внедрением мобильных бригад в организациях первичной  медико-санитарной помощи, приобретение медицинского оборудования, в том числе для отделения реанимации новорожденных;

- строительство 3новых объектов здравоохранения (в 2023 г. областной многопрофильной больницы в г.Тараз, районной поликлиники в Байзакском районе и центральной районной больницы с поликлиникой Кордайском районе).

Для обеспечения устойчивой и продуктивной занятости, снижения и недопущения роста уровня безработицы будет продолжена работа по содействию занятости целевых групп населения, увеличению числа социальных рабочих мест, поддержке малообеспеченных и многодетных граждан. Особое внимание будет уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями, расширению сети медико-социальных учреждений.

Планируется открыть центры реабилитации и адаптации для детей инвалидов,  Кризисные центры для лиц, подвергшихся насилию.

С целью повышения качества и потенциала трудовых ресурсов, обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами принимаются системные меры по подготовке кадров с учетом новой структуры занятости и модернизации качества образования высших учебных заведений и технического и профессионального образования.

Для получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развития массового предпринимательства и создания эффективной модели трудового посредничества реализуется Государственная программа «Еңбек». Отдельные категории занятых лиц, самозанятые, безработные и иные лица без квалификации вовлекаются в продуктивную занятость через массовое обучение и привитие навыков по востребованным профессиям и основам предпринимательства, содействие в трудоустройстве и поддержку трудовой мобильности.

Функционирует Единая информационная база рынка труда - Биржа труда для поиска работы, поддержки в обеспечении занятости определенных категорий граждан и мобильности трудовых ресурсов.

Кроме того, для обеспечения занятости в период Пандемии запущена Дорожная карта занятости.

Эффективная реализация Дорожной карты занятости наряду с обеспечением занятости и сохранением экономической активности населения, позволит создать дополнительные рабочие места, а также условия для развития инфраструктуры населенных пунктов. Это даст большой положительный эффект для восстановления экономики страны.                                                  В сфере культуры акцент будет направлен на сохранение объектов историко-культурного наследия, развитие театральной, концертной и музейной деятельности, киноиндустрии, а также поддержку юных дарований в области культуры, в основе которой - выстроенная система ценностей, творческая активность, способность создавать востребованный продукт культуры.

  1. Основные факторы роста экономики и прогноз показателей социально-экономического развития

Основной импульс развитию экономики будет давать реализация стратегических и программных документов страны, в рамках которых планируется обеспечить качественный и устойчивый рост экономики.

В частности, это повышение производительности труда, экспорториентированного производства, рост обрабатывающей промышленности через реализацию ГПИИР, развитие транспортной отрасли через реализацию Госпрограммы «Нұрлыжол» и увеличение ввода жилья через реализацию Госпрограммы «Нұрлыжер». Развитию МСБ будет способствовать улучшение бизнес-климата, а также реализация ДКБ 2025, программы «Экономика простых вещей» и Госпрограммы «Еңбек». Повышению доли инвестиций в основной капитал в ВВП будет способствовать реализация пула инвестиционных проектов и улучшение инвестиционного климата.

Социально-экономическое развитие Жамбылскойобласти на 2022-2026 годы будет содействовать достижению к 2027 году целевых индикаторов социально-экономического развития, определенных в Прогнозе социально-экономического развития Республики Казахстан на 2022-2026 годы.

Валовой региональный продукт к 2026 году предполагается увеличить на 4,0%. Валовой региональный продукт в 2026 году к уровню 2021 года вырастет на 22,9% в реальном выражении.

Уровень  инфляции в 2026 году установлен в коридоре 3-4%.

Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2022-2026 годах составит порядка 4,5%.

Объем промышленной продукции в 2022-2026 годах будет расти в среднем на 4,0% в год.

Реализация государственной политики в сфере занятости будет способствовать качественному росту трудовых ресурсов и снижению безработицы да 4,7% в среднесрочной перспективе.

Среднемесячная заработная плата одного работника будет иметь положиттельную динамику роста и  к 2026 году достигнет 213489 тенге.

  1. Основные параметры местного бюджета на 2022-2024 годы

5.1. Прогноз бюджетных параметров на 2022-2024годы

Основными задачами бюджетной политики станут стимулирование и поддержание роста экономики, обеспечение сбалансированности и укрепление устойчивости государственных финансов, создание условий для повышения качества человеческого капитала.

Исходя из поставленных целей, приоритетами бюджетной политики на среднесрочный период станут исполнение социальных обязательств в полном объеме и повышение самостоятельности МИО.

В целях улучшение качества человеческого капитала бюджетная политика будет направлена на увеличение финансирования образования, здравоохранения с сохранением приоритетности социальных обязательств.

В рамках формирования областного бюджета на 2022 – 2024 годы будет продолжена работа по ревизии бюджетных программ и оптимизации неэффективных расходов. Социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме.

При этом, в зависимости от уровня экономического роста бюджетные параметры будут корректироваться в сторону уменьшения или увеличения от 5% - до 20%.

Продолжится политика сокращения капитальных затрат бюджета через концентрацию бюджетных инвестиций только на проекты с высокой социально-экономической отдачей и высвобождение ниш для частных инвестиций.

Повышение эффективности использования бюджетных средств будет достигнуто путем усиления результативности бюджетного планирования посредством применения принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В данном направлении особое внимание будет уделено качеству составления бюджетных программ и на достижение их прямых и конечных результатов.

В рамках налоговой политики будет продолжена работа по повышению экономической отдачи налоговой системы, в том числе устранению диспропорций и увеличению налогооблагаемой базы.  Продолжится работа по улучшению налогового администрирования и сокращения доли теневой экономики.

5.2. Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения будут основываться на трансфертах общего характера (субвенции и изъятия), утвержденных на 2020-2022 годы.

Для стимулирования экономики районов и г. Тараз, развития МСБ, а также увеличения доходов местных бюджетов местным бюджетам будут переданы 70% от поступления корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса.

5.3. Приоритеты расходов местного бюджета

Приоритеты расходов областного бюджета на 2022-2024 годы будут направлены на дальнейшую реализацию ежегодных посланий Главы государства к народу Казахстана и объявленных инициативах Первого Президента Республики Казахстан–Елбасы.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов будут исключены  неэффективные имиджевые расходы с направлением высвободившихся средств на цели развития.

Половина средств бюджета развития области будет направлена на финансирование  актуальных инфраструктурных и социальных проектов.

Первоочередными направлениями остаются дальнейшее повышение качества жизни и благосостояния населения, в том числе:

  1. Выполнение государственных социальных обязательств в полном объеме с учетом повышения доходов и поддержки малообеспеченных слоев населения;
  2. Дальнейшее развитие и модернизация социальной инфраструктуры, повышение качества человеческого капитала;
  3. Обеспечение доступа к качественному здравоохранению, профилактика и стимулирование здорового образа жизни;
  4. Поддержание занятости населения через стимулирование продуктивной занятости и развитие массового предпринимательства;
  5. Развитие и повышение эффективности АПК;
  6. Поддержка МСБ через стимулирование экспорта переработанной продукции;
  7. Развитие транспортной инфраструктуры;
  8. Создание условий для технологической модернизации и цифровизации отраслей экономики;
  9. Стимулирование развития жилищного строительства и повышение доступности жилья, в том числе для граждан с низкими доходами;
  10. Развитие энергетической инфраструктуры;
  11. Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и сетей водо- и теплоснабжения.

5.4. Новые инициативы расходов, направленныена реализацию приоритетов социально-экономического развития

В бюджете области на 2021 год предусмотрены новые инициативы расходов:

– реализация специального проекта «Ауыл – Ел бесігі»;

– реализация специальной программы «Дорожная карта занятости»;

– субсидирование субъектов АПК;

– субсидирование и гарантирование по ДКБ -2025;

– увеличение финансирования программы «Экономика простых вещей».

5.5. Основные приоритеты бюджетной инвестиционной политики на трехлетний период

Приоритеты расходов областного бюджета на 2022-2024 годы будут направлены на реализацию направлений, целей, задач и положений, определенных документами Системы государственного планирования,ежегодными посланиями и поручениями Президента Республики Казахстан народу Казахстана, а также реализации предвыборной программы партии     NurOtan «Путь перемен: достойную жизнь каждому!».

Для привлечения дополнительных источников финансирования реализация государственных инвестиционных проектов будет переориентирована на механизмы ГЧП.

Приоритетными для бюджетных инвестиций будут отрасли, имеющие мультипликативный эффект на рост экономики и занятости, направленные на повышение благосостояния населения.

Ключевыми направлениями бюджетных инвестиций будут:

1) Диверсификация экономики и инфраструктурное развитие через развитие смежных отраслей экономики и поддержания экономической активности.

В рамках данного направления будут приоритетно финансироваться мероприятия Госпрограммы «НұрлыЖол», «Нұрлыжер», «5-10-25», «Развития регионов до 2025 года», специального проекта «Ауыл – Ел бесігі», «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы», ГПИИР и других государственных программ.

2) Развитие региональных драйверов и улучшение условий жизни населения путем модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и сетей водо- и теплоснабжения, развития жилищного строительства, повышения конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие созданных сельхозкооперативов.

Для сохранения объемов производства МСБ и обеспечения занятости населения продолжится реализация ДКБ-2025.

3) Модернизация социальной сферы. Финансирование расширения сети дошкольных организаций, школ и объектов здравоохранения будет осуществляться с учетом решения проблем по ликвидации аварийных школ и трехсменного обучения, сокращения дефицита мест в дошкольных организациях. Будет продолжена реализация государственных программ в сфере образования и науки, здравоохранения и занятости.

4) Повышение качества государственных услуг и реализации государственных функций путем внедрения государственного планирования, ориентированного на результат. Будут приоритетно финансироваться мероприятия по повышению качества государственных услуг и реализации государственных функций, в том числе в рамках Госпрограммы «Цифровой Казахстан».

В целях повышения эффективности бюджетных расходов планирование бюджета  будут осуществляться по программам, обеспечивающим реализацию приоритетов социально-экономического развития.

Продолжится политика сокращения капитальных затрат бюджета через концентрацию бюджетных инвестиций только на проекты с высокой социально-экономической отдачей и высвобождение ниш для частных инвестиций.

Повышение эффективности использования бюджетных средств будет достигнуто путем усиления результативности бюджетного планирования посредством применения принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В данном направлении особое внимание будет уделено качеству составления бюджетных программ и на достижение их прямых и конечных результатов.

Все социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме.

   ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022-2026 ГОДЫ (второй этап)
Дата публикации
11 ноября 2021