«Khan Tau Minerals» ЖШС жоспарлы қызметі туралы мәлімдемелер

«Khan Tau Minerals» ЖШС жоспарлы қызметі туралы мәлімдемелер

Сводная таблица замечаний и предложений по отчету о возможных воздействиях для ТОО «Khan Tau Minerals» (План горных работ Верхне-Андасайского месторождения, разрабатываемого подземным способом)

Дата составления сводной таблицы: 27.08.2024 г.                    

Место составления сводной таблицы: Департамент экологии по Жамбылской области МЭГПР РК

Наименование уполномоченного органа в области охраны окружающей среды: Департамент экологии по Жамбылской области МЭГПР РК

Дата извещения о сборе замечаний и предложений заинтересованных государственных органов: 06.08.2024 г.

Срок предоставления замечаний и предложений заинтересованных государственных органов: 06.08-16.08.2024 г.

Замечания и предложения заинтересованных государственных органов:

 

Заинтересованный государственный орган

Замечания и предложения

1

Департамент экологии по Жамбылской области КЭРК

 

1.                 В целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу необходимо соблюдать следующие мероприятия:

– исключения пыления с автомобильной дороги (с колес и др.) и защиты почвенных ресурсов предусмотреть дороги с организацией пылеподавления. Кроме того, предусмотреть мероприятия по пылеподавлению при выполнении буровых, взрывных, вскрышных и земляных работ

– организация пылеподавления способом орошения пылящих поверхностей;

– при перевозке твердых и пылевидных отходов транспортное средство обеспечивается защитной пленкой или укрывным материалом согласно п. 23 санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления», утвержд. приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года №ҚР ДСМ-331/2020;

- внедрение оборудования, установок и устройств очистки, по утилизации попутных газов, нейтрализации отработанных газов, подавлению и обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ и их соединений в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения;

- установка катализаторных конверторов для очистки выхлопных газов в автомашинах, использующих в качестве топлива неэтилированный бензин с внедрением присадок к топливу, снижающих токсичность и дымность отработанных газов, оснащение транспортных средств, работающих на дизельном топливе, нейтрализаторами выхлопных газов, перевод автотранспорта, расширение использования электрической тяги;

- проведение работ по пылеподавлению на горнорудных и теплоэнергетических предприятиях, объектах недропользования и строительных площадках, в том числе хвостохранилищах, шламонакопителях, карьерах и внутрипромысловых дорогах;

- внедрение и совершенствование технических и технологических решений (включая переход на другие (альтернативные) виды топлива, сырья, материалов), позволяющих снижение негативного воздействия на окружающую среду;

- строительство, модернизация постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха с расширением перечня контролируемых загрязняющих веществ за счет приобретения современного оборудования и внедрения локальной сети передачи информации в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и его территориальные подразделения;

2. При выполнении операций с отходами учитывать принцип иерархии согласно ст.329 и 358 Экологическому кодексу Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI (далее – Кодекс), а также предусмотреть альтернативные методы использования пустых пород и отходов производства и потребления.

3. Предусмотреть в соответствии с пунктом 9 статьи 222 и подпункта 1) пункта 9 раздела 1 приложения 4 к Кодексу внедрение экологически чистых водосберегающих, почвозащитных технологий и мелиоративных мероприятий при использовании природных ресурсов, применение малоотходных технологий, совершенствование передовых технических и технологических решений, обеспечивающих снижение эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду.

4. В соответствии статьи 212 Кодекса засорение водных объектов запрещено, в этой связи при пользовании водными объектами предусмотреть мероприятия по охране водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли, почву, недра или атмосферный воздух). А также, в соответствии с требованиями ст. 112, 115 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 года №481 необходимо соблюдать ограничения правил эксплуатации, предохраняющие водные объекты от загрязнения, засорения, истощения.

5. Использование подземных или непосредственных поверхностных вод в ходе осуществления планируемой деятельности осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование в соответствии с требованиями ст. 66 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 года №481.

6. По твердо-бытовым отходам предусмотреть сортировку отходов по морфологическому составу согласно подпункта 6) пункта 2 статьи 319, статьи 326 Кодекса, а также учесть приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 «Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности». Также указать, то что оператор объекта должен заключать договора, согласно пункта 1 статьи 336 Кодекса с субъектами предпринимательства для выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов имеющих лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

7. В соответствии с пп.5) п.4 ст. 72 Кодекса представить обоснование предельных количественных и качественных показателей физических воздействий на окружающую среду (тепло, шум, вибрация, ионизирующее излучение, напряжение электромагнитных полей и иных физических воздействий).

8. Предусмотреть соблюдения экологических требований предусмотренные статьями 209, 210, 211, 225, 237, 327, 395 Кодекса.

9. Для ликвидации последствий недропользования оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, должна быть проведена работа по приведению земельных участков в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и (или) здоровья людей, охрану окружающей среды и пригодное для их дальнейшего использования по целевому назначению, в порядке, предусмотренном земельным законодательством Республики Казахстан в соответствие с пунктом 2 статьи 145 Кодекса.

10. Для сохранения историко-культурного наследия обеспечить организацию охранной зоны в размере 40 метров от внешней границы в соответствии с приказом Министерства культуры и спорта РК от 14 апреля 2020 года №86.

11. В рамках соблюдения требований п.3 ст.50 Кодекса рассмотреть вариант ведения геологоразведочных работ без проходки канав на более современные методы разведки (альтернативные методы разведки, такие как магниторазведка, сейсморазведка и др.).

12. При возникновении аварийной ситуации, в результате которой происходит или может произойти нарушение установленных экологических нормативов, оператор объекта безотлагательно, но в любом случае, в срок, не более двух часов с момента обнаружения аварийной ситуации обязан сообщить об этом в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и предпринять все необходимые меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, вплоть до частичной или полной остановки эксплуатации соответствующих стационарных источников или объекта в целом, а также по устранению негативных последствий для окружающей среды, вызванных такой аварийной ситуацией.

13. Транспорт, агрегаты должны быть в исправном рабочем состоянии, двигатели должны быть выключены в случае простоя спецавтотехники, автомобилей.

14. В представленном проекте отчета о возможных воздействиях (далее – проект) не приведена информация по «Сопротивляемости к изменению климата экологических и социально-экономических систем», предусмотренная пп.6) п.6 приложения 2 к Инструкции по организации и проведению экологической оценки, утвержденной приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 июля 2021 года № 280 (далее – Инструкция).

15. В разделе 1.9 представленного проекта не учтены отходы от техники и оборудования, отходы самоспасатели, привести в соответствие согласно пп. 9) п. 1 прил.2 к Инструкции.

16. В разделе 1.5 представленного проекта не учтены отходы сварочных и точильных работ, привести в соответствие с учетом п.2 ст.65 Кодекса.

17. В разделе 1.2 представленного проекта не приведено описание состояния окружающей среды на предполагаемой затрагиваемой территории на момент составления отчета (базовый сценарий), предусмотренное пп. 2) п. 1 приложения 2 к Инструкции, привести описание состояния атмосферного воздуха, подземных вод, земной поверхности и почвенного слоя, недр, а также описание экологических систем, антропогенной среды (ранее проводимых работ) в предполагаемом месте осуществления намечаемой деятельности на момент составления отчета.

18. В разделе 1.3 проекта привести описание изменений на каждый компонент окружающей среды, согласно подпункта 2) пункта 1 приложения 2 Инструкции.

19. В разделе 1.7 проекта указывается, что проведение работ предусмотрено на 4 года (2024-2027 годы), в этой связи привести информацию в данном разделе, согласно подпункта 7) пункта 1 приложения 2 Инструкции.

20. В разделе 1.8 проекта отсутствует информация об ожидаемых видах вредных антропогенных воздействиях на окружающую среду от шумового воздействия, в этой связи привести расчет распространение шумового воздействия от каждого источника и в совокупности, согласно подпункта 7) пункта 1 приложения 2 Инструкции.

21. В разделе 7 проекта отсутствует какое-либо описание возможных существенных воздействий (прямых и косвенных, кумулятивных, трансграничных, краткосрочных и долгосрочных, положительных и отрицательных) намечаемой деятельности на объекты, перечисленные в пункте 6, привести в соответствие согласно пункту 7 приложения 2 к Инструкции.

23. В проекте указывается, что от намечаемой деятельности для атмосферного воздуха будет воздействие низкой значимости, однако согласно представленного расчета рассеивания на стр.146-147 наблюдается превышение ПДК по пыли неорганической в границах области воздействия – 1.128, представленные данные по оценке воздействия не достоверны. В том числе, при оценке воздействия намечаемой деятельности учесть РД 52.04.186-89 на основании письма МООСРК от 04.05.2011 г. №10-02-50/598-и.

24. В разделе 11 проекта не соответствует пункту 11 приложения 2 к Инструкции, т.е. не в полном объеме приведена информация об определении вероятности возникновения аварий характерных соответственно для намечаемой деятельности и предполагаемого места ее осуществления, описание возможных существенных вредных воздействий на окружающую среду, связанных с рисками возникновения аварий, с учетом возможности проведения мероприятий по их предотвращению и ликвидации: вероятность возникновения отклонений, аварий и инцидентов в ходе намечаемой деятельности; все возможные неблагоприятные последствия для окружающей среды, которые могут возникнуть в результате инцидента, аварии, стихийного природного явления; примерные масштабы неблагоприятных последствий (выполнить расчеты выбросов загрязняющих веществ при аварийных ситуациях и расчеты рассеивания загрязняющих веществ приземных слоях атмосферы); меры по предотвращению последствий инцидентов, аварий, природных стихийных бедствий, включая оповещение населения, и оценка их надежности; планы ликвидации последствий инцидентов, аварий, природных стихийных бедствий, предотвращения и минимизации дальнейших негативных последствий для окружающей среды, жизни, здоровья и деятельности человека (выполнить расчет риска здоровью населения); профилактика, мониторинг и ранее предупреждение инцидентов аварий, их последствий, а также последствий взаимодействия намечаемой деятельности со стихийными природными явлениями.

25. В разделе 1.6 представленного проекта приводятся сведения о том, что часть шахтной воды будут направляться в накопительный пруд соседней ЗИФ, однако при оценке воздействия на атмосферный воздух и земельные ресурсы не оценено воздействие строительства водовода до вышеотмеченного пруда.

26. В разделе 8.2 представленного проекта не приведена оценка воздействия на подземные воды, предусмотренная пп. 8) п. 1 приложения 2 к Инструкции.

27. В разделе 6.3 «Земли (в том числе изъятие земель), почвы (в том числе включая органический состав, эрозию, уплотнение, иные формы деградации)» представленного проекта не приведены сведения о воздействиях на земельные ресурсы и почвы, т.к. намечаемая деятельность предусматривает проходку канав и траншей с применением взрывчатых веществ, буровых работ, опробование и т.д., необходимо оценить соответствующее воздействие согласно пп. 3) п. 1 приложения 2 к Инструкции.

28. Необходимо предоставить документы в установленные сроки согласно п. 16 ст. 73 Кодекса. Если подписанный протокол общественных слушаний не представлен услугодателю до истечения срока устранения замечаний, выдается заключение по результатам оценки воздействия на окружающую среду с выводом о недопустимости реализации намечаемой деятельности в соответствии с п.6 главы 2 Приложения 4 к приказу Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 июня 2020 года № 130.

29. В соответствии с п.2 ст.77 Кодекса составитель отчета о возможных воздействиях, инициатор несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, за сокрытие полученных сведений о воздействиях на окружающую среду и представление недостоверных сведений при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

30. В соответствии с п.2 ст. 208 Кодекса транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке (техническому осмотру) на предмет их соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

31. В соответствии с п. 2 ст. 238 Кодекса недропользователи при проведении операций по недропользованию, а также иные лица при выполнении строительных и других работ, связанных с нарушением земель, обязаны:

1) содержать занимаемые земельные участки в состоянии, пригодном для дальнейшего использования их по назначению;

2) до начала работ, связанных с нарушением земель, снять плодородный слой почвы и обеспечить его сохранение и использование в дальнейшем для целей рекультивации нарушенных земель;

3) проводить рекультивацию нарушенных земель.

32. Соблюдать экологические требования при проведении операций по недропользованию, предусмотренных ст. 397 Кодекса.

33. Согласно п. 1 ст. 12 Закона РК «О растительном мире» от 2 января 2023 года №183-VII ЗРК, охране подлежат растительный мир и места произрастания растений. Согласно п.2 ст. 7 Закона РК «О растительном мире» физические и юридические лица обязаны: 1) не допускать уничтожения и повреждения, незаконного сбора дикорастущих растений, их частей и дериватов; 2) соблюдать требования правил пользования растительным миром и не допускать негативного воздействия на места произрастания растений; 3) не нарушать целостности природных растительных сообществ, способствовать сохранению их биологического разнообразия; 4) не допускать в процессе пользования растительным миром ухудшения состояния иных природных объектов; 5) соблюдать требования пожарной безопасности на участках, занятых растительным миром; 6) не нарушать права иных лиц при осуществлении пользования растительным миром.

34. Согласно п. 3 ст. 238 Кодекса при проведении операций по недропользованию, выполнении строительных и других работ, связанных с нарушением земель, запрещается:

1) нарушение растительного покрова и почвенного слоя за пределами земельных участков (земель), отведенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан под проведение операций по недропользованию, выполнение строительных и других соответствующих работ;

2) снятие плодородного слоя почвы в целях продажи или передачи его в собственность другим лицам.

35. Согласно п. 8 ст. 238 Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия по:

1) защите земель от водной и ветровой эрозий, селей, оползней, подтопления, затопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления, биогенного загрязнения, а также других негативных воздействий;

2) защите земель от заражения карантинными объектами, чужеродными видами и особо опасными вредными организмами, их распространения, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, а также от иных видов ухудшения состояния земель;

3) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления;

4) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

5) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

36. Запрещается введение в эксплуатацию зданий, сооружений и их комплексов без оборудования техническими и инженерными средствами защиты животных и среды их обитания согласно пункта 2 статьи 245 Кодекса, а также предусмотреть на линиях электропередач птицезащитных устройств.

37. При проектировании, строительстве (реконструкции), эксплуатации и управлении объектом складирования отходов горнодобывающей промышленности (вскрышные породы) должны согласно пункта 2 статьи 359 Кодекса соблюдаться следующие требования:

1) при выборе места расположения объекта складирования отходов учитываются требования настоящего Кодекса, а также геологические, гидрологические, гидрогеологические, сейсмические и геотехнические условия;

2) в краткосрочной и долгосрочной перспективах: обеспечение предотвращения загрязнения почвы, атмосферного воздуха, грунтовых и (или) поверхностных вод, эффективного сбора загрязненной воды и фильтрата; обеспечение уменьшения эрозии, вызванной водой или ветром; обеспечение физической стабильности объекта складирования отходов;

3) обеспечение минимального ущерба ландшафту;

4) принятие мер для закрытия (ликвидации) объекта складирования отходов и рекультивации почвенного слоя;

5) должны быть разработаны планы и созданы условия для регулярного мониторинга и осмотра объекта складирования отходов квалифицированным персоналом, а также для принятия мер в случае выявления нестабильности функционирования объекта складирования отходов или загрязнения вод или почвы;

6) должны быть предусмотрены мероприятия на период мониторинга окружающей среды после закрытия объекта складирования отходов.

 

2

Аппарат акима Мойынкумкого района

Ескертулер мен ұсыныстар ұсынылмаған

Замечания и предложения не представлены

 

3

Управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Жамбылской области

 

Ескертулер мен ұсыныстар ұсынылмаған

Замечания и предложения не представлены

 

4

Управление земельных отношений акимата Жамбылской области

В соответствии с требованиями экологического кодекса Республики Казахстан, по заявлению ТОО «Khan Tau Minerals» на проведение оценки воздействия на окружающую среду по отчету о возможных воздействиях на план горных работ Верхне-Андасайского месторождения, разрабатываемого подземным способом, по статьям 71, 71-1 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее-Кодекс) необходимо установить легализацию земельных участков для изыскательских работ и принятии во внимание целей и задач охраны земель на основании статей 139, 151 Кодекса, а также на основании приказа министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 мая 2015 года № 379 «Об утверждении правил выполнения землеустроительных работ по разработке землеустроительного проекта» площадь, границы и местоположение земельного участка, предоставляемого (изменяющегося) в землеустроительном проекте, сторонние и смежные собственники или землепользователи, а также предлагаем определить обременения и сервитуты земельного участка. Кроме того, в рамках закона О пастбищах мы предлагаем запретить земли, относящиеся к пастбищам, необходимым для населенного пункта.

Также предлагается учитывать соответствие земельного участка, рассматриваемого ТОО «Khan Tau Minerals» статье 26 Кодекса и другим нормам законодательства РК.

 

5

Департамент санитарно-эпидемиологического контроля

Департамент санитарно – эпидемиологического контроля Жамбылской (далее, Департамент), рассмотрев Ваше письмо касательно предложений и замечаний по заявлению о намечаемой деятельности ТОО «Khan Tay Minerals»  в Мойынкумском районе, Жамбылской области пределах компетенции сообщает следующее.

- отсутствуют сведения о благоустройстве санитарно-защитной зоны (далее, СЗЗ) согласно  приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 января 2022 года № ҚР ДСМ-2 «Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека».

– отсутствует классификация отходов согласно приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25.12.2020г. об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" № ҚР-ДСМ-331/2020.

 

6

Шу-Таласская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов

Шу-Таласская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов рассмотрев заявление на проведения оценки воздействия на окружающую среду от ТОО "Khan Tau Minerals" (от 05.08.2024 г. № KZ49RVX01141018) сообщает следующее.

Намечаемой деятельностью предусматривается горные работы Верхне-Андасайского месторождения разрабатываемое подземным способом на территории Мойынкумского района Жамбылской области.

Ближайший водный объект – река Шу расположена на расстоянии около 58 км. В соответствии с Постановлением акимата Жамбылской области от 25 апреля 2008 года 113 на реке Шу  установлены воодоохранные зоны и полосы, где ширина водоохранных полос составляет – 35-100 м, ширина водоохранной зоны составляет 500 м. Т.е. объект находится вне водоохранных зон и полос.

В период работ предусматривается водопотребление на хозяйственно-питьевые и технические нужды. Источниками водоснабжения на хозяйственно-питьевые нужды период работ является привозная вода. Для технических нужд вода осуществляется за счет повторного использования шахтных вод.

Согласно п. 1 ст. 120 Водного Кодекса РК физические и юридические лица, производственная деятельность которых может оказать вредное влияние на состояние подземных вод, обязаны вести мониторинг подземных вод и своевременно принимать меры по предотвращению загрязнения и истощения водных ресурсов и вредного воздействия вод.

В соответствии с пунктом 7 статьи 125 Водного Кодекса РК , в водоохранных зонах и полосах запрещается строительство (реконструкция, капитальный ремонт) предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций без наличия проектов, согласованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и получивших положительное заключение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства (технико-экономических обоснований, проектно-сметной документации), включающей выводы отраслевых экспертиз.

При заборе воды из подземных и поверхностных источников согласно статье 66 Водного Кодекса РК необходимо оформить разрешение на спецводопользование.

Так же, нужно соблюдать требования пункта 1, 2 статьи 125 Водного
Кодекса РК.

Дополнительно сообщаем, что согласно пункта 1 статьи 126 Водного Кодекса РК строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и других ресурсов, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые и иные работы на водных объектах или водоохранных зонах, влияющие на состояние водных объектов, производятся по согласованию с бассейновыми инспекциями.

 

7

Жамбылская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира

Жамбылская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира, рассмотрев заявление ТОО «Khan Tau Minerals» о намечаемой деятельности «план горных работ верхнего Андасайского месторождения, разрабатываемого подземным способом», сообщает, что представленные географические координаты не входят в земли государственного лесного фонда и особо охраняемых территорий.

 

8

Департамент Комитета промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан по Жамбылской области

Департамент Комитета промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан по Жамбылской области (далее - Департамент) рассмотрев письмо 1 1-3/939-И от 6 августа 2024 года департамента экологии по Жамбылской области Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов РК сообщает следующее: В соответствии со статьей 12-2 Закона РК «О гражданской защите» и положением Департамента (приказ Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 30 октября 2020 года № 16) уполномоченному органу в области промышленной безопасности не переданы функции и полномочия по отчету о возможных воздействиях на окружающую среду в соответствии с заявлением ТОО «Khan Tau Minerals» (План горных работ Верхне-Андасайского месторождения, разрабатываемого подземным способом).

Кроме того, Департамент не является лицензиаром, осуществляющим выдачу разрешительных документов на виды деятельности в вышеназванной сфере. В связи с этим, не требуется согласовывать с Департаментом заявление ТОО «Khan Tau Minerals».

 

9

Жамбылская областная территориальная инспекция комитета ветеринарного контроля и надзора

Жамбылская областная территориальная инспекция Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, направляем копии письма Мойынкумской районной территориальной инспекции КВКН МСХ РК от 12 августа 2024 года №06-154 сообщает, по земельным участкам, указанным в заявлениях, на проведения оценки воздействия на окружающую среду  «План горных работ Верхне-Андасайского месторождения, разрабатываемого подземным способом» (от 05.08.2024 г. № KZ49RVХ01141018)  скотомогильников и очагов сибирской язвы не зарегистрировано.

Жұртшылықтан ұсыныстар, сұрақтар мен ескертулер түскен жоқ

Предложений, вопросов и замечаний от общественности не поступало