"Алтыналмас АК" АҚ-ның жоспарланған қызметі туралы өтініштер

"Алтыналмас АК" АҚ-ның жоспарланған қызметі туралы өтініштер

Сводная таблица замечаний и предложений по отчету о возможных воздействиях для АО «АК Алтыналмас» (Эксплоразведочные работы в пределах горного отвода месторождение Акбакай на 2024-2025 гг.)

 

Дата составления сводной таблицы: 23.07.2024 г.                    

Место составления сводной таблицы: Департамент экологии по Жамбылской области МЭГПР РК

Наименование уполномоченного органа в области охраны окружающей среды: Департамент экологии по Жамбылской области МЭГПР РК

Дата извещения о сборе замечаний и предложений заинтересованных государственных органов: 28.06.2024 г.

Срок предоставления замечаний и предложений заинтересованных государственных органов: 28.06-11.07.2024 г.

Замечания и предложения заинтересованных государственных органов:

 

Заинтересованный государственный орган

Замечания и предложения

1

Департамент экологии по Жамбылской области КЭРК

 

1.                 В целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу необходимо соблюдать следующие мероприятия:

– исключения пыления с автомобильной дороги (с колес и др.) и защиты почвенных ресурсов предусмотреть дороги с организацией пылеподавления. Кроме того, предусмотреть мероприятия по пылеподавлению при выполнении буровых, вскрышных и земляных работ

– организация пылеподавления способом орошения пылящих поверхностей;

– при перевозке твердых и пылевидных отходов транспортное средство обеспечивается защитной пленкой или укрывным материалом согласно п. 23 санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления», утвержд. приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года №ҚР ДСМ-331/2020;

- внедрение оборудования, установок и устройств очистки, по утилизации попутных газов, нейтрализации отработанных газов, подавлению и обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ и их соединений в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения;

- установка катализаторных конверторов для очистки выхлопных газов в автомашинах, использующих в качестве топлива неэтилированный бензин с внедрением присадок к топливу, снижающих токсичность и дымность отработанных газов, оснащение транспортных средств, работающих на дизельном топливе, нейтрализаторами выхлопных газов, перевод автотранспорта, расширение использования электрической тяги;

- проведение работ по пылеподавлению на горнорудных и теплоэнергетических предприятиях, объектах недропользования и строительных площадках, в том числе хвостохранилищах, шламонакопителях, карьерах и внутрипромысловых дорогах;

- внедрение и совершенствование технических и технологических решений (включая переход на другие (альтернативные) виды топлива, сырья, материалов), позволяющих снижение негативного воздействия на окружающую среду;

- строительство, модернизация постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха с расширением перечня контролируемых загрязняющих веществ за счет приобретения современного оборудования и внедрения локальной сети передачи информации в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и его территориальные подразделения;

2. При выполнении операций с отходами учитывать принцип иерархии согласно ст.329 и 358 Экологическому кодексу Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI (далее – Кодекс), а также предусмотреть альтернативные методы использования вскрышных пород и отходов производства и потребления.

3. Предусмотреть в соответствии с пунктом 9 статьи 222 и подпункта 1) пункта 9 раздела 1 приложения 4 к Кодексу внедрение экологически чистых водосберегающих, почвозащитных технологий и мелиоративных мероприятий при использовании природных ресурсов, применение малоотходных технологий, совершенствование передовых технических и технологических решений, обеспечивающих снижение эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду.

4. В соответствии статьи 212 Кодекса засорение водных объектов запрещено, в этой связи при пользовании водными объектами предусмотреть мероприятия по охране водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли, почву, недра или атмосферный воздух). А также, в соответствии с требованиями ст. 112, 115 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 года №481 необходимо соблюдать ограничения правил эксплуатации, предохраняющие водные объекты от загрязнения, засорения, истощения.

5. Использование подземных или непосредственных поверхностных вод в ходе осуществления планируемой деятельности осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование в соответствии с требованиями ст. 66 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 года №481.

6. По твердо-бытовым отходам предусмотреть сортировку отходов по морфологическому составу согласно подпункта 6) пункта 2 статьи 319, статьи 326 Кодекса, а также учесть приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 «Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности». Также указать, то что оператор объекта должен заключать договора, согласно пункта 1 статьи 336 Кодекса с субъектами предпринимательства для выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов имеющих лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

7. В соответствии с пп.5) п.4 ст. 72 Кодекса представить обоснование предельных количественных и качественных показателей физических воздействий на окружающую среду (тепло, шум, вибрация, ионизирующее излучение, напряжение электромагнитных полей и иных физических воздействий).

8. Согласно п. 3 Приложения 2 к Инструкции по организации и проведению экологической оценки, утвержденной приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 июля 2021 года № 280 (далее – Инструкция) и  пп.2) п.4 ст. 72 Кодекса необходимо привести описание возможных вариантов осуществления намечаемой деятельности с учетом ее особенностей и возможного воздействия на окружающую среду, включая вариант, выбранный инициатором намечаемой деятельности для применения, обоснование его выбора, описание других возможных рациональных вариантов, в том числе рационального варианта, наиболее благоприятного с точки зрения охраны жизни и (или) здоровья людей, окружающей среды.

9. Предусмотреть соблюдения экологических требований предусмотренные статьями 209, 210, 211, 225, 237, 327, 395 Кодекса.

10. Для ликвидации последствий недропользования оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, должна быть проведена работа по приведению земельных участков в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и (или) здоровья людей, охрану окружающей среды и пригодное для их дальнейшего использования по целевому назначению, в порядке, предусмотренном земельным законодательством Республики Казахстан в соответствие с пунктом 2 статьи 145 Кодекса.

11. Для сохранения историко-культурного наследия обеспечить организацию охранной зоны в размере 40 метров от внешней границы в соответствии с приказом Министерства культуры и спорта РК от 14 апреля 2020 года №86.

12. В рамках соблюдения требований п.3 ст.50 Кодекса рассмотреть вариант ведения геологоразведочных работ без проходки канав на более современные методы разведки (альтернативные методы разведки, такие как магниторазведка, сейсморазведка и др.).

13. При возникновении аварийной ситуации, в результате которой происходит или может произойти нарушение установленных экологических нормативов, оператор объекта безотлагательно, но в любом случае, в срок, не более двух часов с момента обнаружения аварийной ситуации обязан сообщить об этом в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и предпринять все необходимые меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, вплоть до частичной или полной остановки эксплуатации соответствующих стационарных источников или объекта в целом, а также по устранению негативных последствий для окружающей среды, вызванных такой аварийной ситуацией.

14. Транспорт, агрегаты должны быть в исправном рабочем состоянии, двигатели должны быть выключены в случае простоя спецавтотехники, автомобилей.

15. В представленном проекте отчета о возможных воздействиях (далее – проект) не в полном объеме приведено «Описание изменений окружающей среды, которые могут произойти в случае отказа от начала намечаемой деятельности», предусмотренное пп.3) п.1 прил.2 к Инструкции.

16. В разделе 1.6 «Описание планируемых к применению наилучших технологий–для объектов I категории, требующих получения комплексного экологического разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 111 Кодексом» представленного проекта не в полном объеме представлена информации, необходимо привести описание конкретных планируемых к применению наилучших технологий для объектов I категории, требующих получения комплексного экологического разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 111 Кодекса (наличие комплексного экологического разрешения обязательно для объектов I категории) в соответствии с пп.6) п.1 Приложения 2 к Инструкции и пп. 4) п. 2 приложения 3 к Кодексу.

17. В разделе 1.8.5. «Воздействие земельные ресурсы и почвы»  представленного проекта приведены недостоверные сведения об отсутствии воздействия на земельные ресурсы и почвы, т.к. намечаемая деятельность предусматривает проходку канав и траншей (длина 2200 м, средняя ширина 170 м и максимальная глубина до 30 м) с применением БВР, буровых работ, опробование и т.д., необходимо оценить соответствующее воздействие согласно пп. 3) п. 1 приложения 2 к Инструкции.

18. В разделе 1.8. представленного проекта не приведена оценка физических воздействий на окружающую среду (вибрация, шумовые, электромагнитные, тепловые и радиационные воздействия) с учетом применяемой техники и оборудования для ведения работ на рассматриваемой территории, предусмотренные пп. 8) п. 1 прил.2 к Инструкции.

19. В разделе 8.3. «Физические воздействия» представленного проекта при описании шумового воздействия на окружающую среду не оценено шумовое воздействие от взрывных работ на окружающую среду согласно пп. 8) п. 1 приложения 2 к Инструкции. По шумовым воздействиям исходящим от оборудования, техники и от выполнения буровзрывных работ привести расчет распространения шумового воздействия на местности в отдельности от каждого источника в совокупности в соответствии с пп. 5) п. 4 статьи 72 Кодекса и пп. 8) п. 1 приложения 2 к Инструкции.

20. В разделе 14 «Оценка возможных необратимых воздействий на окружающую среду» представленного проекта сведения приведены не в полном объеме, привести сравнительный анализ потерь от необратимых воздействий и выгоды от операций, вызывающих эти потери, в экологическом, культурном, экономическом и социальном контекстах, предусмотренные п. 14 прил.2 к Инструкции.

21. Необходимо предоставить документы в установленные сроки согласно п. 16 ст. 73 Кодекса. Если подписанный протокол общественных слушаний не представлен услугодателю до истечения срока устранения замечаний, выдается заключение по результатам оценки воздействия на окружающую среду с выводом о недопустимости реализации намечаемой деятельности в соответствии с п.6 главы 2 Приложения 4 к приказу Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 июня 2020 года № 130.

22. В разделе 1.9. представленного отчета о ВВ не учтены отходы от техники и оборудования (шины, технические жидкости, фильтра), отходы обслуживания (металлолом, промасленная ветошь), отходы бурения (буровой шлам, буровые сточные воды), привести в соответствие согласно пп. 9) п. 1 прил.2 к Инструкции, при этом учесть п. 2 статьи 65 Кодекса.

23. В соответствии с п.2 ст.77 Кодекса составитель отчета о возможных воздействиях, инициатор несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, за сокрытие полученных сведений о воздействиях на окружающую среду и представление недостоверных сведений при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

24. В соответствии с п.2 ст. 208 Кодекса транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке (техническому осмотру) на предмет их соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

25. В соответствии с п. 2 ст. 238 Кодекса недропользователи при проведении операций по недропользованию, а также иные лица при выполнении строительных и других работ, связанных с нарушением земель, обязаны:

1) содержать занимаемые земельные участки в состоянии, пригодном для дальнейшего использования их по назначению;

2) до начала работ, связанных с нарушением земель, снять плодородный слой почвы и обеспечить его сохранение и использование в дальнейшем для целей рекультивации нарушенных земель;

3) проводить рекультивацию нарушенных земель.

26. Соблюдать экологические требования при проведении операций по недропользованию, предусмотренных ст. 397 Кодекса.

27. Согласно п. 1 ст. 12 Закона РК «О растительном мире» от 2 января 2023 года №183-VII ЗРК, охране подлежат растительный мир и места произрастания растений. Согласно п.2 ст. 7 Закона РК «О растительном мире» физические и юридические лица обязаны: 1) не допускать уничтожения и повреждения, незаконного сбора дикорастущих растений, их частей и дериватов; 2) соблюдать требования правил пользования растительным миром и не допускать негативного воздействия на места произрастания растений; 3) не нарушать целостности природных растительных сообществ, способствовать сохранению их биологического разнообразия; 4) не допускать в процессе пользования растительным миром ухудшения состояния иных природных объектов; 5) соблюдать требования пожарной безопасности на участках, занятых растительным миром; 6) не нарушать права иных лиц при осуществлении пользования растительным миром.

28. Согласно п. 3 ст. 238 Кодекса при проведении операций по недропользованию, выполнении строительных и других работ, связанных с нарушением земель, запрещается:

1) нарушение растительного покрова и почвенного слоя за пределами земельных участков (земель), отведенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан под проведение операций по недропользованию, выполнение строительных и других соответствующих работ;

2) снятие плодородного слоя почвы в целях продажи или передачи его в собственность другим лицам.

29. Согласно п. 8 ст. 238 Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия по:

1) защите земель от водной и ветровой эрозий, селей, оползней, подтопления, затопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления, биогенного загрязнения, а также других негативных воздействий;

2) защите земель от заражения карантинными объектами, чужеродными видами и особо опасными вредными организмами, их распространения, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, а также от иных видов ухудшения состояния земель;

3) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления;

4) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

5) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

30. Запрещается введение в эксплуатацию зданий, сооружений и их комплексов без оборудования техническими и инженерными средствами защиты животных и среды их обитания согласно пункта 2 статьи 245 Кодекса.

31. При проектировании, строительстве (реконструкции), эксплуатации и управлении объектом складирования отходов горнодобывающей промышленности (вскрышные породы) должны согласно пункта 2 статьи 359 Кодекса соблюдаться следующие требования:

1) при выборе места расположения объекта складирования отходов учитываются требования настоящего Кодекса, а также геологические, гидрологические, гидрогеологические, сейсмические и геотехнические условия;

2) в краткосрочной и долгосрочной перспективах: обеспечение предотвращения загрязнения почвы, атмосферного воздуха, грунтовых и (или) поверхностных вод, эффективного сбора загрязненной воды и фильтрата; обеспечение уменьшения эрозии, вызванной водой или ветром; обеспечение физической стабильности объекта складирования отходов;

3) обеспечение минимального ущерба ландшафту;

4) принятие мер для закрытия (ликвидации) объекта складирования отходов и рекультивации почвенного слоя;

5) должны быть разработаны планы и созданы условия для регулярного мониторинга и осмотра объекта складирования отходов квалифицированным персоналом, а также для принятия мер в случае выявления нестабильности функционирования объекта складирования отходов или загрязнения вод или почвы;

6) должны быть предусмотрены мероприятия на период мониторинга окружающей среды после закрытия объекта складирования отходов.

32.                      Оператор объекта складирования отходов горнодобывающей промышленности (вскрышные порода) обязан принимать меры для предотвращения или уменьшения выбросов пыли и газа, согласно пункта 2 статьи 361 Кодекса.

 

 

Аппарат акима Мойынкумкого района

Ескертулер мен ұсыныстар ұсынылмаған

Замечания и предложения не представлены

 

3

Управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Жамбылской области

 

Ескертулер мен ұсыныстар ұсынылмаған

Замечания и предложения не представлены

 

4

Управление земельных отношений акимата Жамбылской области

В соответствии с требованиями экологического кодекса Республики Казахстан, по заявлению АО «АК Алтыналмас» на проведение оценки воздействия на окружающую среду по отчету о возможных воздействиях на эксплоразведочные работы в пределах горного отвода месторождение Акбакай на 2024-2025 гг., по статьям 71, 71-1 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее-Кодекс) необходимо установить легализацию земельных участков для изыскательских работ и принятии во внимание целей и задач охраны земель на основании статей 139, 151 Кодекса, а также на основании приказа министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 мая 2015 года № 379 «Об утверждении правил выполнения землеустроительных работ по разработке землеустроительного проекта» площадь, границы и местоположение земельного участка, предоставляемого (изменяющегося) в землеустроительном проекте, сторонние и смежные собственники или землепользователи, а также предлагаем определить обременения и сервитуты земельного участка. Кроме того, в рамках закона О пастбищах мы предлагаем запретить земли, относящиеся к пастбищам, необходимым для населенного пункта.

Также предлагается учитывать соответствие земельного участка, рассматриваемой Частной компании АО «АК Алтыналмас» статье 26 Кодекса и другим нормам законодательства РК.

 

5

Департамент санитарно-эпидемиологического контроля

Департамент санитарно – эпидемиологического контроля Жамбылской (далее, Департамент), рассмотрев Ваше письмо касательно предложений и замечаний по заявлению о намечаемой деятельности ТОО АК «Алтыналмас» расположенного в Мойынкумском районе, Жамбылской области пределах компетенции сообщает следующее.

– отсутствует классификация отходов согласно приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25.12.2020г. об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" № ҚР-ДСМ-331/2020.

-Согласно приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 августа 2021 года № ҚР ДСМ-72 «Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к зданиям и сооружениям производственного назначения» отсуствует описание санитарно-бытового обслуживания работающих.

 

6

Балхаш-Алакольская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов

«Отчет о возможных воздействиях намечаемой дятельности для проекта Экологоразведочных работ в пределах горного отвода месторождение Акбакай на 2024-2025г.г.», разработан ТОО «Экологический центр инновации и инжиниринга».

Проектом предусматривается проведение эксплоразведочных работ на месторождении месторождение Акбакай в пределах горного отвода на площади 22,7 км2 или 2270 га.

В административном отношении площадка проектируемого объекта расположена в Мойынкумском районе, Жамбылской области.

Ближайший населённый пункт расположен на северо-востоке от рассматриваемого объекта на расстоянии 1,74 км, поселок Акбакай.

Целью настоящего проекта является оценка восточного фланга месторождение Акбакай, путем проходки канав в крест простирание и траншеи по простиранию между разведочными профилями №№32-52.

По представленной ситуационной карта-схема размещения предприятия (без масштаба) не представляется возможным определить расположение рассматриваемого земельного участка, относительно водного объекта  (на предмет определения и выявления возможного попадания земельного участка на территории водоохранных зон и полос водных объектов (при наличии).  

Согласно п.п.5 п.1 ст.125 Водного кодекса РК в пределах водоохранной  полосы запрещается: «проведение работ,   нарушающих почвенный и травяной покров (в том числе распашка земель, выпас скота, добыча полезных ископаемых), за исключением обработки земель для залужения отдельных участков, посева и посадки леса».

Дополнительно сообщаем, что согласно статьи 120 Водного кодекса РК «физические и юридические лица, производственная деятельность которых может оказать вредное влияние на состояние подземных вод, обязаны вести мониторинг подземных вод и своевременно принимать меры по предотвращению загрязнения и истощения водных ресурсов и вредного воздействия вод», а также «В контурах месторождений и участков подземных вод, которые используются или могут быть использованы для питьевого водоснабжения, запрещаются проведение операций по недропользованию».

Также, согласно п.1 ст.66 Водного кодекса РК к специальному водопользованию относится пользование поверхностными и подземными водными ресурсами непосредственно из водного объекта с изъятием или без изъятия для удовлетворения питьевых и  хозяйственных нужд населения, потребностей в воде сельского хозяйства, промышленности, энергетики, рыбоводства и транспорта, а также для сброса промышленных, хозяйственно-бытовых, дренажных и других сточных вод, то есть при использовании водных ресурсов необходимо оформить разрешения на специальное водопользование (РСВП).

Согласно Водного законодательства РК строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и других ресурсов, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые и иные работы на водных объектах или водоохранных зонах, влияющие на состояние водных объектов, производятся по согласованию с бассейновыми инспекциями.

 

7

Жамбылская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира

Жамбылская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира (далее - Инспекция) изучила заявление АО "АК Алтыналмас" от 27.06.2024 г. KZ78RVX01109747 на проведение оценки воздействия на окружающую среду по отчету о возможных воздействиях по эксплуатационным разведочным работам в пределах горного разреза Акбакайского месторождения на 2024-2025 годы с указанием координатных точек, представленных в заявлении сообщает, что замечаний и предложений по данному обращению нет, так как оно не расположено на территории государственного лесного фонда или территории особо охраняемого природного заповедника.

 

8

Департамент Комитета промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан по Жамбылской области

Департамент Комитета промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан по Жамбылской области (далее - Департамент) рассмотрев письмо 1-3/747-И от 28 июня 2024 года департамента экологии по Жамбылской области Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов РК сообщает следующее: В соответствии со статьей 12-2 Закона РК «О гражданской защите» и положением Департамента (приказ Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 30 октября 2020 года № 16) уполномоченному органу в области промышленной безопасности не переданы функции и полномочия по отчету о возможных воздействиях на окружающую среду в соответствии с заявлением АО «АК Алтыналмас».

Кроме того, Департамент не является лицензиаром, осуществляющим выдачу разрешительных документов на виды деятельности в вышеназванной сфере. В связи с этим, не требуется согласовывать с Департаментом заявление «АК Алтыналмас».

 

 

Жұртшылықтан ұсыныстар, сұрақтар мен ескертулер түскен жоқ

Предложений, вопросов и замечаний от общественности не поступало