КОНЦЕПЦИЯ создания региональной индустриальной зоны «Алатау»

КОНЦЕПЦИЯ создания региональной индустриальной зоны «Алатау»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

создания региональной

индустриальной зоны «Алатау»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

город Тараз, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     

Введение

2

2.     

Цели создания индустриальной зоны

4

3.     

Перечень критериев отбора проектов индустриальной зоны

5

4.     

Оценка воздействия на окружающую среду

8

5.     

Предполагаемые финансово-экономические и социальные последствия

16

6.     

Схема расположения индустриальной зоны

20

7.     

Данные о соответствии мероприятий, предусмотренных в концепции, документам системы государственного планирования, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790

22

8.     

Расчеты объема финансирования на реализацию мероприятий в разрезе каждого компонента и возможности достижения прямого и конечного результатов

24

9.     

Проект плана развития индустриальной зоны и ее инфраструктуры

25

10.  

Заключительная часть

28

 

  1. Введение

 

Настоящая Концепция (далее – Концепция) разработана в соответствии со статьей 31 Закона Республики Казахстан «О специальных экономических и индустриальных зонах в Республике Казахстан», Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, Государственной программой индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы.

Индустриальная зона – территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляемая субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов предпринимательской деятельности, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В настоящей Концепции обозначено перспективное видение функционирования индустриальной зоны «Алатау» в Кордайском районе Жамбылской области для реализации проекта по созданию индустриального торгово-логистического комплекса «Алатау» (далее – ИЗ). Концепция отражает необходимость обеспечения оптимальных условий развития экономических отношений, складывающихся на современном этапе, более эффективного использования модели индустриальных зон в целях диверсификации экономики страны и решения социальных вопросов.

В рамках 9-го заседания казахстанско-кыргызского Межправительственного совета, состоявшегося 2 апреля 2021 года Премьер-министром Республики Казахстан и Премьер-министром Кыргызской Республики принято решение о необходимости создания торгово-логистических центров на кыргызско-казахстанской границе, с включением в их функционал индустриальных и торговых зон, развитием промышленной кооперации, включая легкую промышленность.

20 августа 2021 года Министром торговли и интеграции Республики Казахстан Султановым Б.Т. и заместителем Председателя Кабинета Министров – Министра экономики и финансов Кыргызской Республики Жапаровым А.У. утверждена концепция функционирования индустриальных торгово-логистических комплексов.

Развитие трансграничных хабов также отмечено постановлением Правительства РК от 12 октября 2021 года №728 «Об утверждении национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы», в мероприятиях 3 и 4.

В декабре 2021 года утвержден Совместный план мероприятий по созданию и функционированию ИТЛК Министром торговли и интеграции РК Султановым Б.Т. и Министром экономики и коммерции Кыргызской Республики Амангельдиевым Д.Д.

Взаимная торговля между Республикой Казахстан и Кыргызской Республики динамично развивается. Вместе с тем, снижение экономической активности в результате принятых мер по сдерживанию распространения COVID-19 привело к существенному снижению объемов товарооборота. Принимая во внимание достигнутые договоренности между двумя государствами о принятии мер по доведению двустороннего товарооборота до 2,0 млрд. долларов США, индустриальная зона создаст благоприятные условия для граждан и предпринимателей двух стран, а также будет способствовать росту двусторонней торговли.

На сегодняшний день в товарообороте двух стран основными видами направления являются легкие дистилляты и продукты.

Вместе с тем, имеются предложения совместного развития следующих направлений:

  • производство текстильных изделий;
  • производство строительных материалов;
  • производство молочной продукции;
  • производство сельскохозяйственных товаров и товаров их глубокой переработки;
  • производство микросхем;
  • производство ювелирных изделий;
  • деревообработки.

В целях решения данного вопроса на приграничной территории с Кыргызстаном в Кордайском районе Жамбылской области предлагается создание ИЗ на земельном участке площадью 36,0714 га с последующим его расширением по мере развития.

По предварительным расчетам для строительства недостающей инфраструктуры необходимо 21 089,0 млн. тенге.

В целом создание ИЗ принесет положительные результаты экономике Жамбылской области. Индустриальная зона будет способствовать импортозамещению, а также развитию экспорта отечественной продукции в Кыргызстан и другие страны, выпуску конкурентоспособных товаров, созданию новых рабочих мест, ускорению логистических процедур, увеличению объемов транзита, расширению доли рынка стран на глобальных рынках, размещение производственных линий в экономически привлекательном регионе, обладающего значительными объемами сырья и развитой инфраструктурой, заключение прямых договоров между производителями сырья и перерабатывающими компаниями.

Проект предварительно согласован с РГУ «Департамент пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Жамбылской области», так как расположение ИЗ предусмотрено в приграничной зоне и близ таможенного пропускного пункта.

 

  1. Цели создания индустриальной зоны

 

ИЗ создается в целях обеспечения условий для кооперации, сокращения количества участников в цепи поставок, снижения стоимости продукции для конечного потребителя и увеличения скорости поставок.

Расположение ИЗ в Кордайском районе на границе с Кыргызской Республикой обусловлено следующими аспектами:

- стимулирует развитие двусторонних торгово-экономических отношений;

- расположение в приграничном районе,

- наличие трудоспособной рабочей силы;

- доступность основных коммуникаций и сил;

- имеется возможность расширения ИЗ с использованием земель приграничных районов.

Основная цель создания и функционирования ИЗ – обеспечение производственной кооперации в сфере складирования, хранения, консолидации, переработки, производство новых товаров, наращивание темпов внутреннего производства товаров глубокой переработки и их дальнейшая реализация с эффективной интеграцией в международные товаропроводящие системы, создание единой экосистемы мультипликативного воздействия на отрасли экономики.

Преимуществами создания ИЗ являются:

  • упрощение приграничного межрегионального сотрудничества;
  • создание высокотехнологического производства путем привлечения инвестиций;
  • увеличение доли отечественных товаров на рынке и большее покрытие внутреннего спроса товарами;
  • рост объема экспорта в соседние страны;
  • создание новых рабочих мест, что впоследствии посодействует сокращению безработицы;
  • эффективная кооперация предприятий и т.д.

Идея создания ИЗ имеет потенциал развития взаимной торговли и может послужить примером:

  • качественного торгового сотрудничества на глобальном уровне;
  • эффективного взаимодействия на региональном уровне;
  • результативным в области взаимодействия государства с бизнесом.

Приоритетами в деятельности ИЗ являются:

  • производственная кооперация;
  • создание новых производств и рабочих мест;
  • увеличение производства товаров с высоким конкурентным преимуществом, в том числе товаров народного потребления;
  • создание мощностей для хранения и переработки сельхозпродукции;
  • улучшение логистики и инфраструктуры;
  • развитие мультимодальных перевозок;
  • привлечение новых технологий;
  • диверсификация процессов производства и переработки продукции АПК;
  • создание условий для улучшения взаимодействия между государственными органами и субъектами предпринимательства;
  • создание малых предприятий по выпуску товаров народного потребления с внедрением новых технологий.

 

  1. Перечень критериев отбора проектов индустриальной зоны

 

Перечень критериев отбора проектов будет соответствовать Приказу Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от  31 июля 2019 года № 599 «Об утверждении правил и критериев отбора проектов», в соответствии с которой отбор проектов заявителей на осуществление деятельности в качестве участника индустриальной зоны будет осуществляться на основании следующих основных критериев:

1) отсутствие просроченной задолженности по банковским кредитам, подтвержденное выпиской обслуживающего банка о движении денег по банковским счетам заявителя (об отсутствии картотеки) и кредитным отчетом из кредитного бюро, содержащим сведения о полной или частичной информации, имеющейся в кредитной истории;

2) отсутствие задолженности по налогам и другим платежам в бюджет, подтвержденное сведениями с органа государственных доходов по месту регистрационного учета о наличии или отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

Отбор проектов заявителей на осуществление деятельности в качестве участника ИЗ будет осуществляться на основании следующих дополнительных критериев:

1) продвижение аналогичных проектов в регионах, не являющихся регионами реализации проекта;

2) импортозамещающая или экспортоориентированная направленность проекта;

3) реализация индустриально-инновационного проекта.

 

 

  1. Оценка воздействия на окружающую среду

 

4.1. Оценка воздействия индустриальной зоны

на состояние окружающей среды

Качество атмосферного воздуха, как одного из компонентов природной среды, является важным аспектом при оценке воздействия строительных работ на окружающую среду и здоровье населения. Обоснование данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от источников выделения в период строительства объекта, выполнена с учетом действующих методик, расходного сырья и материалов.

На период проведения работ по строительству объекта источниками загрязнения атмосферного воздуха будут: земляные работы, работа строительной техники, разгрузка и хранение инертных материалов, покрасочные и сварочные работы.

При проведении оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду при строительстве на площадке установлено 19 источников загрязнения атмосферного воздуха (4 – организованных, 15 – неорганизованных, в том числе 1 – ненормируемый). Выбросы в атмосферный воздух составят 4.5114153 г/с, 4.7126112 т/год загрязняющих веществ 17-ти наименований.

Источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу на период строительства:

- источник №6001-001 ˗ снятие ПРС. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6002-001 ˗ разгрузка ПРС. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6002-002 ˗ поверхность пыления. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6003-001 ˗ выемка грунта. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6004-001 ˗ транспортировка грунта. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6005-001 ˗ разгрузка грунта. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6005-002 ˗ поверхность пыления. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6006-001 ˗ засыпка, уплотнение, разравнивание. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6007-001 ˗ разгрузка щебня на склад. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6007-002 ˗ поверхность пыления. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6008-001 ˗ разгрузка песка на склад. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6008-002 ˗ поверхность пыления. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №6009-001 ˗ буровая установка. В атмосферу выделяется пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния;

- источник №0001-001 ˗ буровая установка. Выбрасывает в атмосферу: азот (IV) оксид (азота диоксид), азот (II) оксид (азота оксид), углерод оксид, углерод (сажа, углерод черный), сера диоксид, проп-2-ен-1-аль (акролеин, акрилальдегид), формальдегид, алканы С12-19 /в пересчете на С/ (углеводороды предельные С12-С19 (в пересчете на С);

- источник №6010-001 ˗ сварочные работы. В атмосферу выделяется диоксид железа, оксиды марганца 9;

- источник №6011-001 ˗ металлообрабатывающие станки. В атмосферу выделяется пыль абразивная, взвешенные частицы;

- источник №6012-001 ˗ сварка полиэтиленовых труб. В атмосферу выделяется оксид углерода, хлорэтилен;

- источник №6013-001 ˗ покрасочные работы. В атмосферу выделяется ксилол, уайт-спирит, взвешенные частицы;

- источник №0002-001 ˗ компрессор. Выбрасывает в атмосферу: азот (IV) оксид (азота диоксид), азот (II) оксид (азота оксид), углерод оксид, углерод (сажа, углерод черный), сера диоксид, бенз/а/пирен (3,4-бензпирен), формальдегид, алканы С12-19 /в пересчете на С/ (углеводороды предельные С12-С19 (в пересчете на С);

- источник №6014-001 ˗ слив битума. В атмосферу выделяются алканы С12-С19 (в пересчете на углерод);

- источник №6014-002 ˗ розлив битума на поверхность. В атмосферу выделяются алканы С12-С19 (в пересчете на углерод);

- источник №6014-003 ˗ укладка асфальта. В атмосферу выделяются алканы С12-С19 (в пересчете на углерод);

- источник №0003-001 ˗ гудронатор. Выбрасывает в атмосферу: азот (IV) оксид (азота диоксид), азот (II) оксид (азота оксид), углерод оксид, углерод (сажа, углерод черный), сера диоксид (ангидрид сернистый);

- источник №0004-001 ˗ мобильные ДЭС. Выбрасывает в атмосферу: азот (IV) оксид (азота диоксид), азот (II) оксид (азота оксид), углерод оксид, углерод (сажа, углерод черный), сера диоксид, бенз/а/пирен (3,4-бензпирен), формальдегид, алканы С12-19 /в пересчете на С/ (углеводороды предельные С12-С19 (в пересчете на С);

- источник №6015-001 ˗ техника с дизельными двигателями. Выбрасывает в атмосферу: азот (IV) оксид (азота диоксид), азот (II) оксид (азота оксид), углерод оксид, углерод (сажа, углерод черный), сера диоксид (ангидрид сернистый, сернистый газ, сера (IV) оксид), бенз/а/пирен (3,4-бензпирен), алканы С12-19 /в пересчете на С/ (углеводороды предельные С12-С19 (в пересчете на С).

Выбросы от автотранспорта учитываются в расчете рассеивания, но не нормируются, так как автотранспорт является передвижным источником.

В результате исследования технологии производства установлено, что на данной производственной площадке отсутствуют источники, которые могут привести к залповым и массовым выбросам, способным существенно повлиять на состояние атмосферы в пределах территории ИЗ.

 

4.2. Количественная оценка экологического ущерба от реализации индустриальной зоны и предполагаемые мероприятия по уменьшению

его вредного воздействия

 

В рамках мероприятий по уменьшению вредного воздействия экологического ущерба будет осуществляться контроль за состоянием атмосферного воздуха на основе измерений и (или) на основе расчетов уровня эмиссий в окружающую среду, вредных производственных факторов, а также фактического объема потребления природных, энергетических и иных ресурсов.

Контроль за влиянием на атмосферный воздух от источников загрязнения предприятия заключается в наблюдении за параметрами технологического процесса, для подтверждения того, что показатели производственной деятельности находятся в диапазоне, который считается оптимальным в экологическом отношении.

Контроль за выбросами загрязняющих веществ будет проводиться расчетным путем, с учетом фактических показателей работ, а также инструментальным путем.

В период проведения строительных работ в связи с кратковременным характером выбросов ЗВ  контроль не предусматривается.

В связи с незначительными выбросами применение малоотходной технологии не предусматривается.

Предполагаемыми мероприятиями по уменьшению вредного воздействия экологического ущерба являются комплекс технологических, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества.

 

Количественная оценка загрязняющих веществ,

выбрасываемых в атмосферу

 

№ п/п

Код вещества

Наименование вещества

ПДКiм.р. или ОБУВ

мг/м³

ПДКiс.с. мг/м³

 

ПДКiр.з. или ОБУВ

мг/м³

Класс опасности

Выброс вещества

г/с

т/год

0

1

2

3

4

5

6

7

8

1.       

123

Диоксид железа

0.04

0.04

 

3

0.01052058

0.02724540

2.       

143

Оксиды марганца

0.01

0.001

0.3

2

0.00121581

0.00314860

3.       

301

Диоксид азота

0.2

0.04

5

2

0.20027217

0.22917496

4.       

304

Оксид азота

0.4

0.06

 

3

0.23120343

0.21156823

5.       

328

Сажа

0.15

0.05

 

3

0.03148218

0.03794000

6.       

330

Диоксид серы

0.5

0.05

10

3

0.06478995

0.07189500

7.       

337

Оксид углерода

5

3

20

4

0.17695280

0.23071750

8.       

616

Ксилол

0.2

0.2

 

3

0.10809471

0.37432491

9.       

703

Бенз(а)пирен

0.000001

0.000001

 

1

0.00000005

0.00000014

10.    

827

Хлорэтилен

0.01

0.01

 

1

0.00000580

0.00001500

11.    

1301

Проп-2-ен-1-аль (Акролеин, Акрилальдегид)

0.03

0.01

 

2

0.00693333

0.00600000

12.    

1325

Формальдегид

0.035

0.003

 

2

0.00746575

0.00743800

13.    

2752

Уайт-спирит

1

1

1

3

0.06970531

0.24025109

14.    

2754

Углеводороды предельные С12-С19

1

1

 

4

2.58512350

0.09732265

15.    

2902

Взвешенные частицы

 

 

 

0.5

0.15

 

3

0.05832667

0.19668550

16.    

2908

Пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния

0.5

0.15

6

3

0.95732323

2.97788423

17.    

2930

Пыль абразивная

0.4

0.04

 

3

0.00200000

0.00100000

Всего

4.511415

4.712611

 

 

4.3. Мероприятия, предполагаемые для улучшения экологической ситуации, как региона, так и страны в целом и их результат в количественном выражении

Характеристика возможных форм негативного воздействия на окружающую среду:

  • воздействие на состояние воздушного бассейна в период работ объекта может происходить путем поступления загрязняющих веществ, образующихся при проведении строительных работ, а также при работе двигателей спецтехники и автотранспорта. Масштаб воздействия – в пределах границ строительной площадки;
  • физические факторы воздействия. Источником шумового воздействия является шум, создаваемый при работе используемой техники и оборудования. Возникающий при работе техники шум, по характеру спектра относится к широкополосному шуму, уровень звука которого непрерывно изменяется во времени и является эпизодическим процессом;
  • воздействие на земельные ресурсы и почвенно-растительный покров. Перед началом строительных работ проектируется снятие почвенно-плодородного слоя, со складированием его в непосредственной близости от места проведения работ для дальнейшей рекультивации нарушенных земель. Масштаб воздействия – в пределах существующего земельного отвода;
  • воздействие на животный мир. На данной местности отсутствуют деревья, кустарники и другие зеленые насаждения. Животный мир не подвержен видовому изменению, соответственно воздействие на животный мир не происходит. Масштаб воздействия – временный, на период строительных работ;
  • воздействие отходов на окружающую среду. Практически все виды отходов будут передаваться специализированным организациям на договорной основе. Масштаб воздействия – временный, на период строительных работ.

Мероприятиями по улучшению экологической ситуации являются комплекс мер, направленные на охрану окружающей среды и улучшение ее качества. К ним относятся мероприятия:

  • направленные на обеспечение экологической безопасности;
  • улучшающие состояние компонентов окружающей среды посредством повышения качественных характеристик окружающей среды;
  • способствующие стабилизации и улучшению состояния экологических систем, сохранению биологического разнообразия, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
  • предупреждающие и предотвращающие нанесение ущерба окружающей среде и здоровью населения;
  • совершенствующие методы и технологии, направленные на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и внедрение международных стандартов управления охраной окружающей среды;

Принимая во внимание незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, проектом предлагается проведение на предприятии следующих мероприятий по охране атмосферного воздуха:

- выполнение работ, согласно технологического регламента;

- пылеподавление на площадке строительства при проведении земляных работ.

 

4.4. Оценка экологических рисков, определяющая основные

факторы риска, предположительный характер и диапазон

изменений, предположительные мероприятия по снижению рисков

Особо охраняемых объектов, расположенных вблизи от места расположения ИЗ нет.

Проведенные предварительные оценки возможных экологических изменений в среде обитания животного мира и человека вследствие разведки не предполагают. Социально- демографических сдвигов в районе работ, ведущих к изменениям демографической структуры, миграционных потоков животных и птиц, привычных условий жизни в связи со сменой традиционных форм занятости населения не ожидается.

При производственной деятельности предприятия будут приняты меры, направленные на улучшение экологической обстановки, а также для обеспечения нормальных условий жизни и здоровья трудящихся, защиты жизни и здоровья персонала и населения при возникновении экстремальных условий. Планируется также участие в развитии социальной сферы, соблюдение требований промсанитарии по созданию здоровых и безопасных условии труда, бытового и медико-санитарного обеспечения трудящихся.

Производственная деятельность предприятия не представляет угрозы не только для здоровья персонала предприятия, но и местного населения и условий их жизнедеятельности при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах воздействия на окружающую среду.

Реализация производственной деятельности на ИЗ не приведет к необратимым или кризисным изменениям в окружающей среде.

Вероятные аварийные ситуации в структуре ИЗ не возможны.

Вода на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды должна соответствовать санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов», утвержденным приказом Министра национальной экономики РК от 16.03.2015 г. № 209.

Источником водоснабжения на период строительства будет привозная бутилированная вода.

Расход воды на площадке на период строительства составит 0.7500 тыс.м³/год, в том числе:

- на хозяйственно-питьевые нужды – 0.2700 тыс.м³/год;

- на полив и орошение – 0.480 тыс.м³/год.

Объем образования хозяйственно-бытовых сточных вод составит 0.2700 тыс.м³/год. Для санитарного узла будет предусмотрен биотуалет, который будет периодически вычищаться ассенизационной машиной и содержимое вывозиться согласно договору со специализированной организацией. Поэтому влияние данного объекта на водную окружающую среду входит в рамки приемлемого, предложения по достижению предельно-допустимых сбросов (ПДС) не требуется.

В процессе намечаемой деятельности по строительству объекта предполагается образование отходов, всего 5 наименований, в том числе:

- опасные отходы – тара из-под краски;

- неопасные отходы: твердо-бытовые отходы, огарки сварочных электродов, металлическая стружка;

- зеркальные – отсутствуют.

Бытовые отходы, смет с территории, пищевые отходы образуются в непроизводственной сфере деятельности персонала, а также при уборке помещений и территории. Состав отходов (%): бумага и древесина – 60; тряпье - 7; пищевые отходы -10; стеклобой - 6; металлы - 5; пластмассы - 12.

Твердые бытовые отходы (ТБО) занимают особенное место, так как они являются конечными отходами любой деятельности человека, и они всегда образуются независимо от его производственной деятельности. С ростом использования пластмассового и полиэтиленового упаковочного материала, одноразовой посуды и др., опасность ТБО возрастает практически для всех экосфер. Процент содержания полиэтилена в ТБО постоянно растет и приближается к 50% по объему. Полиэтилен длительное время не разлагается и способствует стихийному образованию накоплений ТБО в не установленных местах. В связи с этим, на территории участка будет предусмотрен строгий контроль мест временного хранения отходов, внедрение механизмов по раздельному сбору, переработке и удалению отходов с целью уменьшения объема отходов.

Опасными и вредными производственными факторами производственной среды при проведении работ, воздействие которых необходимо будет свести к минимуму, являются такие физические факторы, как: шум, вибрация, электромагнитные излучения и т.д.

Физические факторы – вредные воздействия шума, вибрации, ионизирующего и неионизирующего излучения, изменяющие температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие свойства атмосферного воздуха, влияющие на здоровье человека и окружающую среду. Источник вредных физических воздействий – объект, при работе которого происходит передача в атмосферный воздух вредных физических факторов (технологическая установка, устройство, аппарат, агрегат, станок и т.д.).

В районе намечаемых работ природных и техногенных источников радиационного загрязнения нет. Радиационная обстановка соответствует гигиеническим нормативам и санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности».

К основным источникам физических воздействий (шум, вибрация) в период проведения работ относятся ДВС строительной техники и автотранспорта.

Источники радиационного излучения на площадке отсутствуют.

К источникам шума, вибрации относятся: технологическое оборудование, вентиляторы, автотранспорт, электродвигатели. Источников теплового излучения на площадке нет.

Источников электромагнитного излучения на ИЗ нет. Таким образом, возможно воздействие физических факторов низкой значимости воздействия.

Следствием прямых воздействий на почвенный покров в период строительных работ является выемка грунта, его краткосрочное хранение. Выемочный грунт, являющийся потенциально плодородным, впоследствии будет использован для улучшения почв на прилегающей территории. Также негативное воздействие на почвы будет оказано при работе автотранспортной техники, поскольку в процессе проведения строительных работ потребуется многократный проезд техники по отведенной территории, в результате чего будет накатываться система грунтовых дорог.

Минимизация площади нарушенных земель будет обеспечиваться тем, что объект строительства располагается строго в отведенных границах земельного отвода. В период намечаемых работ контролируется режим землепользования, не допускается производство каких-либо работ за пределами установленных границ отвода без предварительного согласования с контролирующими органами.

Загрязнение почвенного покрова отходами производства не ожидается, в виду того, что отходы будут строго складироваться в металлических контейнерах, с недопущением разброса мусора на территории участка.

В период эксплуатации рассматриваемого земельного участка значительного негативного воздействия на почвы оказываться не будет.

Осуществление комплекса природоохранных мероприятий, соблюдение технологического регламента ведения работ, при отсутствии аварийных ситуаций, можно свести негативное воздействие до минимума.

На данной местности отсутствуют деревья, кустарники и другие зеленые насаждения.

Вырубка, выкорчевывание зеленых насаждений не предусматривается.

На территории намечаемых работ особо охраняемых природных территорий и государственного лесного фонда не имеется, места произрастания редких видов и растений, занесенных в Красную книгу РК отсутствуют.

Территория расположения строительной площадки характеризуется типичным для этого района растительным покровом, редких и исчезающих видов растений в зоне действия ИЗ не обнаружено.

Район рассматриваемого объекта не служит экологической нишей для эндемичных, исчезающих и «краснокнижных» видов растений, а также не имеет особо охраняемых территорий, заповедников и заказников, поэтому воздействие на флору ожидается незначительное.

Для уменьшения техногенного воздействия на растительные сообщества рекомендуется проведение следующих мероприятий:

- упорядочить использование только необходимых дорог, по возможности обустроив их щебнем или твердым покрытием;

- строго регламентировать проведение работ, связанных с загрязнением почвенно-растительного покрова при эксплуатационном и ремонтном режиме работ;

- хранение отходов производства и потребления в контейнерах и в строго отведенных местах;

- проведение экологического мониторинга за состоянием растительности на территории ИЗ.

Воздействие проектируемых работ на растительный мир будет минимальным.

Растительные ресурсы в производственной деятельности не используются.

Планируемые работы не приведут к значительному загрязнению окружающей природной среды, что не скажется негативно на здоровье населения.

Все работники пройдут необходимую вакцинацию и инструктаж по соблюдению правил личной гигиены, с учетом региональных особенностей, поэтому повышение эпидемиологического риска в районе работ маловероятно. С учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в районе предусмотрены необходимые меры для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий работы и отдыха персонала, его медицинского обслуживания.

Привлечение местных трудовых ресурсов снижает вероятность заболеваний среди рабочих, адаптированных к местным климатическим условиям, а также уменьшает риск привнесения инфекционных заболеваний из других регионов. Учитывая все вышесказанное, а также небольшое количество занятых людей в процессе работ, вероятность ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации в исследуемом районе очень низка.

 

  1. Предполагаемые финансово-экономические

и социальные последствия

 

5.1. Оценка предполагаемых затрат на создание индустриальной зоны, включая затраты на строительство объектов инфраструктуры

В целях изучения возможности обеспечения инженерно-технической инфраструктурой территорию ИЗ, было проведено совещание со всеми заинтересованными организациями Кордайского района. На сегодняшний день предполагаемые затраты на создание ИЗ, включая затраты на строительство объектов инфраструктуры включают:

  • газоснабжение, мощностью 5000 м3/ч, путем врезания к трубопроводу высокого давления, находящегося на расстоянии 100 м от земель ИЗ;
  • подключение к связи и интернету от станции села Кордай;

Однако, отсутствует возможность подведения воды и водоотведения. Данную проблему можно решить путем бурения скважины глубиной 110-130 м и сооружением септиков для каждого участника ИЗ (за счет собственных средств участников ИЗ).

Более того, основной проблемой является электроснабжение ИЗ (необходимая ориентировочная мощность 10 Мвт). Кордайский район считается энергодефицитным и зависит от электроэнергии, поставляемой из Кыргызстана более чем на 90%.

Для решения данной проблемы предлагается два варианта пути решения:

  • строительство подстанции «Кордай 220» (далее – Проект) в селе Кордай, что позволит обеспечить мощностью не только ИЗ, но и решить вопросы энергодефицитности/энергозависимости Кордайского района в целом.

Сумма строительства Проекта составляет 21,0 млрд. тенге, имеется разработанная ПСД;

  • подключение к ПС 220/110/10 «Главная», расположенной в Республике Кыргызстан в 16 км от ИЗ.


Однако имеется ряд проблем, такие как реконструкция подстанции «Главная», вопрос возможности реконструкции за счет бюджетных средств РК (объект находится на территории Республики Кыргызстан) и вопрос бесперебойного электроснабжения ИЗ, так как в маловодные периоды Кыргызстан не сможет удовлетворить потребности ИЗ в полном объеме.

 

5.2. Расчет общих инвестиционных издержек, распределение потребностей в финансировании

Проект предусматривает привлечение потенциальных инвесторов по созданию ИЗ.

ИЗ выступает как площадка для развития производственной кооперации, логистики складирования и хранения, в том числе как информационный и сервисный узел для производителей товаров, который позволяет консолидировать небольшие партии поставок в крупные партии стандартизированной продукции с единой упаковкой для покупателей крупных объемов и для экспорта.

Экономическая деятельность ИЗ будет осуществляться на собственные средства участников (бизнес, желающий разместиться на территории ИЗ), инвесторов.

Обстоятельства, связанные с отсутствием бюджетных средств, а также недоступность и чрезмерная дороговизна кредитных ресурсов, которые выдаются с очень жесткими условиями финансирования и краткими сроками возвратности, препятствуют развитию производства.

 

5.3. Расчет производственных издержек (эксплуатационные издержки)

Идея создания ИТЛК имеет необходимую и достаточную обоснованность, финансирование проекта и достижение поставленных в нем целей предполагает следующие преимущества:

Для участников:

- обеспечение роста прибыли в абсолютных показателях;

- закрепление и расширение управляемого сегмента рынка;

- формирование положительного имиджа Компании в качестве производителя и надежного поставщика высококачественного продукта мировых стандартов, что будет способствовать повышению ее конкурентоспособности;

- расширение круга предприятий-заказчиков, увеличение объемов экспорта на внешний рынок.

Для инвестора:

- своевременный возврат инвестиций с учетом вознаграждений;

- возможность долгосрочного партнерства с участником по дальнейшему развития проектируемого производства.

Для региона и страны:

- совершенствование институциональных механизмов государственно-частного партнерства в решении социально-экономических задач;

- удовлетворение потребностей в необходимом продукте для осуществления производственных операций, являющейся стратегической в плане обеспечении экономической безопасности государства;

- оптимальное развитие товарооборота, импортозамещение и расширение возможностей диверсификации экспорта;

- стимулирование роста экономики путем осуществления конкретных шагов по развитию индустриального торгово-логистического сектора;

- дополнительный приток бюджетных средств, благодаря поступлению от налоговых выплат по проекту;

- организация более 1000 новых рабочих мест.

Для компаний-потребителей:

- высокое качество и приемлемая стоимость продукции;

- доступность приобретения.

 

5.4. Анализ влияния индустриальной зоны на

экономическую ситуацию в регионе

В целом создание ИЗ принесет положительные результаты экономике Жамбылской области. ИЗ способствует импортозамещению, а также развитию экспорта отечественной продукции в Кыргызстан и другие страны, выпуск конкурентоспособных товаров, созданию новых рабочих мест, ускорению логистических процедур, увеличению объемов транзита, расширению доли рынка стран на глобальных рынках, размещение производственных линий в экономически привлекательном регионе, обладающего значительными объемами сырья и развитой инфраструктурой, заключение прямых договоров между производителями сырья и перерабатывающими компаниями.

В целом идея внедрения проекта выдвигается на основе изучения потребностей внутреннего и внешнего рынков продукта, подкрепляется экономической, социальной и экологической эффективностью для региона и Казахстана. Реализованный проект увеличит занятость населения района, придаст доход предпринимателям и жителям, привлечение инвестиций и пополнение налогами в казну республики.

Анализ воздействия промышленной эксплуатации на социальную сферу региона показывает, что увеличения негативной нагрузки на существующую инфраструктуру района не произойдет.

С точки зрения воздействия на экономическую ситуацию в области в целом, основной экономический эффект будет связан с дальнейшим экономическим развитием региона.

Основные социально-экономические позитивные последствия будут связаны с выплатой налогов, поступлениями в местный бюджет, платы за использование недр, за использование воды, платежи в фонд охраны природы.

В соответствии с налоговым законодательством РК в республиканский бюджет ИЗ будет производить выплату следующих налогов и отчислений:

- социальный налог (21% от фонда заработной платы ФОТ);

- отчисления в фонд социальной защиты (1,5% от ФОТ);

- отчисления в пенсионный фонд (10% от ФОТ);

- отчисления в дорожный фонд (0,2% от валового дохода);

- земельный налог (ставки в соответствии с бонитетом отчуждаемых земель);

- налог на транспортные средства (ставка в зависимости от мощности авто);

- налог на имущество (1% от балансовой стоимости основных средств);

- налог на добавленную стоимость (20% к реализуемой продукции за минусом ранее произведенных выплат НДС в составе товарной стоимости материалов и услуг, при добыче благородных металлов, реализуемых на мировом рынке НДС на производимую продукцию, берется по нулевой ставке);

- подоходный налог (30% от налогооблагаемого дохода).

Таким образом, проведение планируемых работ не вызовет нежелательной нагрузки на социально-бытовую инфраструктуру населенных пунктов региона. В то же время, определенное возрастание спроса на рабочую силу и бытовые услуги положительно скажутся на увеличении занятости местного населения.

Дополнительный экономический эффект в регионе может быть получен за счет:

- более интенсивного использования автомобильного транспорта;

- привлечения местных подрядчиков для выполнения определенных видов работ.

Вышеперечисленные факторы будут способствовать увеличению бюджетных поступлений. В целом, с точки зрения воздействия на экономическую ситуацию, основной экономический эффект будет связан с приростом разведанных запасов золотосодержащих руд, что создаст предпосылки дальнейшего экономического развития региона:

- увеличение бюджетных поступлений;

- создание дополнительных рабочих мест;

- расширение сферы бытовых услуг и т.д.

 

5.5. Обоснованность создания индустриальной зоны с точки зрения социально-культурных и демографических характеристик населения

Проектом ИЗ предусматривается размещение производственных, складских, административных объектов и объектов сервисного обслуживания для Кордайского района Жамбылской области, что в свою очередь даст положительный эффект в социально-экономическом развитии региона, улучшит материальное положение жителей, а также придаст дополнительные возможности для создания обслуживающих производств вокруг крупного логистического хаба и развитии всей индустриальной зоны.

Кордайский район характеризуется хорошо развитым сельским хозяйством. Из сельскохозяйственных отраслей наиболее развиты: тонкорунное овцеводство, производство зерновых и технических культур. Культивируется также огородно-бахчевые культуры. В районе преобладает поливное земледелие.

Промышленные предприятия, в основном, сосредоточены в селе Кордай: Кордайский завод дорожной извести и минерального заполнителя АО «Монолит», кирпичный завод, маслозавод и промкомбинат. На территории района имеются также строительные организации районного значения.

 

5.6. Потребность индустриальной зоны в трудовых ресурсах

и его влияние на занятость населения

В ходе реализации проекта будут созданы дополнительно новые рабочие места, ожидается увеличение объемов продукции, что позволит снижению себестоимости продукции и покрыть казахстанский рынок продуктом отечественного производства.

Работы, связанные со строительством, также приведут к созданию ряда рабочих мест. При проведении работ будет задействовано местное население. В основном это будут квалифицированные кадры.

 

5.7. Реальная обеспеченность трудовыми ресурсами

соответствующей квалификации

          Учитывая количество нетрудоспособных лиц на рынке труда, ожидается, что дефицита в обеспечении кадрами при реализации проекта не возникнет. В ходе реализации проекта будут привлечены местное население, и при необходимости граждане из других регионов Казахстана, имеющие соответствующую квалификацию.

 

5.8. Необходимость обучения и переподготовки рабочих и специалистов

На реализацию проекта будут привлечены квалифицированные рабочие и специалисты. При необходимости будет организовано их обучение.

 

  1. Схема расположения индустриальной зоны

 

План размещения ИЗ

 

Схема ИЗ с расширением территории

36 га

На сегодняшний день во исполнение раздела 2 Плана мероприятий по реализации трансграничных хабов по созданию индустриального торгово-логистического комплекса в районе автодорожных пунктов пропуска «Карасу» и «Ак-Тилек», расположенных на Казахстанско-Кыргызской границе выделены земельные участки площадью 36,0714 га (участок кадастровый номер 06-090-068-862 – 14,0155 га и участок кадастровый номер 06-090-068-887 – 22,0559 га), расположенные близ села Карасу и таможенного контрольно-пропускного пункта «Карасу» в Кордайском районе Жамбылской области. В настоящее время данные участки находятся на балансе акимата Кордайского района.

Индустриальная зона «Алатау»


Кроме того, ведутся работы по резервированию дополнительной территории в пределах пункта пропуска «Карасу» площадью 100 га для развития индустриальная зона (ведутся переговоры с крестьянскими хозяйствами).

 

 

 

  1. Данные о соответствии мероприятий, предусмотренных в концепции, документам системы государственного планирования, утвержденной Правительством Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790

 

Государственное планирование охватывает деятельность органов государственной власти и иных участников процесса развития страны, направленную на повышение уровня социально-экономического развития Казахстана, рост благосостояния граждан и укрепление безопасности страны.

Система государственного планирования базируется на принципах:

1) внутренней сбалансированности – обеспечение согласованности документов Системы государственного планирования между собой по целям развития, задачам и показателям результатов;

2) эффективности – выбор целей, задач и показателей результатов должен обеспечивать их достижение с наименьшими затратами ресурсов;

3) «человекоцентричности» – конечная направленность целей, задач и показателей результатов на улучшение качества жизни и увеличение благосостояния населения;

4) самостоятельности – обеспечение достаточной самостоятельности участников процесса государственного планирования в выборе путей и методов достижения целей и решения задач развития страны в пределах своей компетенции;

5) ответственности участников процесса государственного планирования – обеспечение ответственности за неэффективность решения задач и недостижение ожидаемых результатов в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) прозрачности (открытости) – внедрение механизмов обязательного обсуждения проектов документов Системы государственного планирования (за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственным секретам) с отраслевыми независимыми экспертами, а по наиболее важным вопросам, затрагивающим общественные интересы, с широким кругом населения;

7) реалистичности – установление в документах Системы государственного планирования целей, задач и показателей, возможность достижения которых обоснована при условии достоверности изначальных параметров и выделения соответствующих ресурсов;

8) непрерывности, преемственности и последовательности – ступенчатый характер Системы государственного планирования, то есть успешность достижения целей, задач, показателей результатов вышестоящих документов зависит от качества и своевременности планирования и достижения целей, задач, показателей результатов нижестоящих документов, а также непрерывный механизм ее функционирования.

 

Документы Системы государственного планирования

Комплекс мероприятий по реализации проекта в индустриальной зоне республиканского значения полностью соответствует предъявляемым требованиям концепции и документам системы государственного планирования, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790.

Соответствие документам системы государственного планирования (в порядке иерархической значимости):

1) Стратегия развития Казахстана до 2050 года – стратегия развитии Компании соответствует общей Стратегии развития государства до 2050 года;

2) Общенациональные приоритеты – соответствует;

3) Национальный план развития Республики Казахстан, Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан – соответствует;

4) План территориального развития страны – соответствует;

Для достижения цели необходимо с учетом реализации основных положений обеспечить решение следующих задач:

- содействие в насыщении рынка конкурентоспособной продукцией, формирование экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств, главным образом за счет более глубокой переработки сырья и использования наукоемких и ресурсосберегающих экологически чистых технологий;

- обеспечение потребности в материалах стратегического назначения.

Основными инструментами, необходимыми для достижения цели и решения задач, являются:

- стимулирование инновационной и инвестиционной активности в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе;

- содействие в осуществлении таможенно-тарифной политики с целью защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

5) планы развития государственных органов, план развития области, планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний – соответствует, так как создание индустриальной зоны и реализация проекта даст положительный эффект в социально-экономическом развитии региона, улучшит материальное положение жителей, а также придаст дополнительные возможности для создания обслуживающих производств вокруг крупного предприятия и в целом развитии всей индустриальной зоны.

 

  1. Расчеты объема финансирования на реализацию мероприятий

в разрезе каждого компонента и возможности достижения

прямого и конечного результатов

 

Строительство инфраструктуры планируется осуществить за счет бюджетных средств. Предварительная стоимость инженерно-коммуникационных объектов будет известна после разработки технико-экономического обоснования проекта. На сегодняшний день ориентировочная стоимость составляет порядка 21,089 млрд. тенге, в том числе по предварительным расчетам на реализацию мероприятий необходимо:

  • на газоснабжение мощностью 5000 м3/ч, путем врезания к трубопроводу высокого давления, находящегося на расстоянии 100 м от земель ИЗ (ШРП среднего давления, прокладка труб), ориентировочная стоимость – 16 млн. тенге;
  • на подключение к связи и интернету от станции села Кордай, ориентировочная стоимость – 55,0 млн. тенге;
  • водоснабжение, ориентировочная стоимость – 18,0 млн. тенге. Отсутствует возможность подведения воды и водоотведения, данную проблему можно решить путем бурения скважины глубиной 110-130 м и сооружением септиков для каждого участника ИЗ (за счет собственных средств участников ИЗ);
  • электроснабжение, ориентировочная стоимость – 21,0 млрд. тенге или 3,0 млрд. тенге.

Основной проблемой является электроснабжение ИЗ (необходимая ориентировочная мощность 10 Мвт). Кордайский район считается энергодефицитным и зависит от электроэнергии, поставляемой из Кыргызстана более чем на 90%.

Для решения данной проблемы предлагается два варианта пути решения:

  • строительство подстанции «Кордай 220» (далее – Проект) в селе Кордай, что позволит обеспечить мощностью не только ИЗ, но и решить вопросы энергодефицитности/энергозависимости Кордайского района, а также обеспечить электроснабжением строящегося цементного завода Казахстанско-Сингапурского предприятия «Korcem» (общий объем инвестиций 50,0 млрд. тенге, необходимая мощность 35 мВт), включив в территорию ИЗ (находится рядом).

Сумма строительства Проекта составляет 21,0 млрд. тенге, имеется разработанная ПСД;

  • подключение к ПС 220/110/10 «Главная», расположенной в Республике Кыргызстан в 16 км от ИЗ.

Однако имеется ряд проблем, такие как реконструкция подстанции «Главная» (ориентировочная стоимость 3,0 млрд. тенге), вопрос возможности реконструкции за счет бюджетных средств РК (объект находится на территории Республики Кыргызстан) и вопрос бесперебойного электроснабжения ИЗ, так как в маловодные периоды Кыргызстан не сможет удовлетворить потребности ИЗ в полном объеме.

Всю внешнюю инфраструктуру ИЗ планируется построить за счет республиканского бюджета Республики Казахстан.

Примечание: Стоимости указаны ориентировочные, итоговая стоимость будет известна после разработки ТЭО проекта.

 

  1. Проект плана развития индустриальной зоны и ее инфраструктуры

 

9.1. Анализ различных технологических решений реализации индустриальной зоны, их преимущества и недостатки, обоснование выбранного варианта

ИЗ является комплексом (центром) торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества, расположенной на приграничной территории с Кыргызстаном.

ИЗ создается в целях торгово-логистического развития, основанного на создании современных высокопроизводительных, конкурентоспособных производств, эффективном управлением материальными и сопутствующими им потоками на основе оптимизации процессов, повышении самодостаточности национальной экономики, инфраструктурного обеспечения развития предпринимательства, привлечении инвестиций, развитии экспортного потенциала отечественных товаров и услуг, а также повышении благосостояния населения.

 

9.2. Масштаб индустриальной зоны, определяющий расчетное обоснование мощности проекта индустриальной зоны, динамики освоения мощности индустриальной зоны

На территории ИЗ будут развиваться эффективные формы производственной, научно-технической, инвестиционной, коммерческой, совместной и иных не запрещенных законодательством видов деятельности хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в качестве участников ИЗ в соответствии с законодательством РК.

Участниками ИЗ являются индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие размещение и эксплуатацию объектов предпринимательской деятельности на территории ИЗ с которыми заключен с договор субаренды земельного участка  и (или) аренды или продажи помещений, расположенных в пределах площадки ИЗ, в соответствии с условиями Контракта (Контрактов) в целях осуществления разрешенных видов деятельности в соответствии с законодательством РК.

Участники ИЗ вправе осуществлять за счет собственных средств строительство необходимых им объектов инфраструктуры на территории земельного участка, переданного им. Строительство таких объектов, осуществляется по согласованию с Управляющей компанией.

 

9.3. Обеспеченность территории, на которой будет располагаться индустриальная зона, инженерными сооружениями, то есть имеющиеся в наличии транспортные подъезды и средства, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, складские помещения

ИЗ расположена в районе автодорожных пунктов пропуска «Карасу» и «Ак-Тилек» на Казахстанско-Кыргызской границе. На сегодняшний день, это один из самых загруженных транзитных пунктов пропуска для товаров из Кыргызстана через Казахстан на север в Россию, в Европу и КНР. Комплекс будет располагаться на маршруте «Алматы-Бишкек», являющегося участком международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

При реализации проекта требуется подведение необходимой инфраструктуры (энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации), строительство складских помещений, а также подъездных путей для транспорта.

 

 

9.4. График реализации поставленных задач, который отражает инвестиционный период индустриальной зоны по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий во времени (план-график)

Подведение инженерно-транспортной инфраструктуры ИЗ за счет республиканского бюджета будет разделено на две очереди.

Для I очереди с общей площадью 36 га необходимы следующие мощности инфраструктуры:

1) на газоснабжение мощностью 5000 м3/ч;

2) на электроснабжение мощностью 10 мВт (II категория);

3) на водоснабжение мощностью 507 м3/сутки;

4) на водоотведение мощностью 546 м3/сутки;

5) а также необходимо строительство подъездных и внутренних автомобильных дорог ИЗ.

Начало строительства – 2023-2024 годы.

Окончание строительства – 2024-2025 годы.

В целях расширения земельных участков ИЗ на более 100 га, необходимые мощности инфраструктуры для II очереди:

1) на газоснабжение мощностью 7500 м3/ч;

2) на электроснабжение мощностью 35 мВт (II категория);

3) на водоснабжение мощностью 1300 м3/сутки;

4) на водоотведение мощностью 1400 м3/сутки;

5) а также необходимо строительство подъездных и внутренних автомобильных дорог ИЗ.

Начало строительства – 2025-2026 годы.

Окончание строительства – 2026-2027 годы.

 

9.5. Оценка технических рисков, определяющие основные факторы

риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков

Оценка рисков проекта.

Риск по проекту в соответствии с экспертными оценками оценивается как «средний».

Основные препятствия, способные помешать реализации проекта.

Основным препятствием является вероятное недостаточное количество участников ИЗ, нехватка средств на реализацию проекта, сложности в привлечении потенциальных инвесторов. Однако актуальность проекта и динамика развития, говорят о том, что проект является инвестиционно- привлекательным и обладает достаточным запасом прочности.

Анализ основных видов технических рисков, предполагаемые мероприятия по снижению рисков.

Виды технических рисков: технологические риски, организационный риск, риск материально-технического обеспечения, риски, связанные с охраной окружающей среды.

Риски, связанные с охраной окружающей среды. Эти риски привлекают все большее внимание широкой публики и все чаще становятся объектом законодательства, регулирующего вредные воздействия вследствие реализации проекта (отходы производства, опасные вещества и неэффективное использование энергии). В качестве предупредительной меры можно предпринять следующие шаги:

- изучить соответствующее законодательство и его влияние на реализуемость проекта;

- оценить риски, связанные с участком для проекта, поставщиками, транспортировкой с участка, а также продуктами, выбросами и отходами, производимыми проектом;

- убедиться в том, что решение всех природоохранных и административных вопросов является отлагательным условием для открытия финансирования и что, в частности, проект будет в состоянии выдержать ужесточение природоохранного контроля;

- документация должна содержать заверения и ручательства о соблюдении условий действующих технологических норм;

- отслеживать проект на         постоянной основе на предмет соблюдения требуемых природоохранных норм и правил.

 

  1. Заключительная часть

 

Преимуществами экономических отношений двух стран являются наличие общей границы, налаженной транзитно-транспортной инфраструктуры, а также партнерство в Евразийском экономическом союзе. Благодаря этому Казахстан стал одним из ведущих торговых партнеров Кыргызстана.

В рамках сотрудничества Республики Казахстан и Кыргызской Республики подписан ряд следующих двусторонних документов:

  1. Совместная декларация Президента Республики Казахстан и Президента Кыргызской Республики о дальнейшем углублении двусторонних отношений между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан;
  2. «Комплексная программа сотрудничества между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой на 2020 - 2022 годы»;
  3. Пакет решений Высшего Межгосударственного Совета;
  4. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области миграции;
  5. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики «О совместных действиях по строительству нового моста и реконструкции существующего моста между пунктами пропуска «Карасу – автодорожный» Республики Казахстан и «Ак-Тилек – Автодорожный» Кыргызской Республики;
  6. Соглашение о сотрудничестве в борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями между Министерством финансов Республики Казахстан и Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая полиция);
  7. Соглашение между Министерством обороны Республики Казахстан и Генеральным штабом Вооруженных Сил Кыргызской Республики об организации приема, аэродромно-технического обеспечения и охраны военных воздушных судов на военных аэродромах Вооруженных Сил Республики Казахстан и Вооруженных Сил Кыргызской Республики;
  8. Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Республики Казахстан и Министерством здравоохранения Кыргызской Республики в области здравоохранения;
  9. Меморандум «О сотрудничестве и взаимопонимании между Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан и Государственной инспекцией по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики»;
  10. Соглашение о совместной деятельности по продвижению и реализации инвестиционных проектов на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики.

Проект создания индустриальная зона служит собой мостом, связывающий взаимно-торговые отношения Республики Казахстан и Кыргызской Республики.

Вместе с тем проект придаст толчок развитию инфраструктуры района. На сегодняшний день Кордайский район является энергодефицитным районом Казахстана. Приток инвесторов и строительство новых заводом поспособствуют к решению проблем с электроснабжением.

В целом при учете того, что через территорию Кордайского района ранее проходил Великий Шелковый путь, площадку ИЗ можно рассматривать как возрождение евро-азиатского транспортного коридора, который привлечет огромное внимание со стороны предпринимателей не только двух государств, но и соседних близлежащих государств.

В связи с вышеизложенным полагаем, что подобный проект, как ИЗ позволит развивать производства обрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, в том числе имеется возможность разместить проекты агропромышленного комплекса при соблюдении всех норм природоохранного и экологического законодательства.

В связи вышеизложенным вносим на рассмотрение вопрос о создании ИЗ.

 

_________________________