Государственные услуги в сфере земельных отношений являются одними из самых популярных среди населения услуг. Местными исполнительными органами и уполномоченными органами по земельным отношениям (отделами земельных отношений) оказываются 13 государственных услуг.
Перечень необходимых документов, порядок, сроки, результаты оказания государственных услуг определены Правилами по оказанию государственных услуг в сфере земельных отношений, утвержденными приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 01.10.2020 года № 301.
В электронном формате посредством веб-портала «электронного правительства» www.egov.kz в разделе «Недвижимость» возможно получить такие услуги, как:
- приобретение прав на земельный участок в черте города республиканского значения, столицы, городов областного и районного значения;
- приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, не требующее проведения торгов (аукционов);
- выдача разрешения на изменение целевого назначения земельного участка;
- утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков;
- выдача разрешения на использование земельного участка для изыскательских работ;
- согласование и выдача проекта рекультивации нарушенных земель;
- постановка на очередь на получение земельного участка;
- выдача окончательного решения на перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой.
Такие услуги, как:
- предоставление земельного участка из земель поселка, села;
- продажа земельного участка в частную собственность единовременно либо в рассрочку;
- продление срока аренды земельного участка;
- определение делимости и неделимости земельного участка;
- выдача дубликата договора аренды на земельный участок
в настоящее время не автоматизированы и оказываются в бумажном виде посредством подачи заявления в канцелярию услугодателя либо через Отделы НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (ЦОНы).
Новой государственной услугой в сфере земельных отношений является услуга «Выдача дубликата договора аренды на земельный участок», которая оказывается Отделами земельных отношений городов и районов в течении двух рабочих дней. В перечень необходимых документов входит только заявление о выдаче дубликата договора аренды. Основанием для отказа в оказании государственной услуги будет установление недостоверности документов, представленных услугополучателем, а также несоответствие услугополучателя и (или) представленных данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги. Результат оказания услуги - дубликат (с отметкой дубликат) договора аренды на земельный участок, либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги.
Подробная информация о том, как получить ту или иную услугу в сфере земельных отношений, размещена на сайте веб-портала «электронного правительства» www.egov.kz в разделе «Недвижимость».
ГУ «Управление земельных отношений Восточно-Казахстанской области» является государственным органом Республики Казахстан, уполномоченным Восточно-Казахстанским областным акиматом на осуществление функций местного государственного управления в сфере земельных отношений на территории Восточно-Казахстанской области.
Управление реализует следующие задачи:
1) защита интересов государства в области земельных отношений на местном уровне;
2) координация деятельности районных, городских (областного значения) исполнительных органов в части использования и охраны земельных ресурсов;
3) создание условий для эффективного использования земель с целью экономического развития области.
Основные функции Управления:
1) составление баланса земель области на основании данных районов, городов областного значения;
2) анализ и обобщение проводимых земельных торгов (конкурсов, аукционов) на территории области;
3) подготовка предложений и проектов решений акимата области по предоставлению и изъятию земельных участков для целей недропользования, нужд обороны и национальной безопасности;
В структуру управления входят следующие отделы:
- отдел учета и мониторинга использования земель;
- отдел подготовки предложений по предоставлению и изъятию земельных участков.
Отделы управления осуществляют свою деятельность в соответствии с положением управления, утвержденного постановлением Восточно-Казахстанского акимата от 29 января 2024 года № 30.
Земельный фонд ВКО
Территория Восточно-Казахстанской области составляет 9785,9 тыс.га, в том числе: пашни– 647,3 тыс.га, залежи – 96,1 тыс.га, многолетних насаждений – 3 тыс. га, сенокосов – 460,4 тыс.га, пастбищ – 5 125,2 тыс.га.
Земельный фонд области представлен следующими категориями:
земли сельскохозяйственного назначения занимают площадь – 3551,3 тыс. га (пашня – 642,3 тыс.га, многолетние насаждения – 0,6 тыс. га, залежь –41,4 тыс.га, сенокосы – 278,7 тыс.га, пастбища - 2 465,8 тыс.га);
земли населенных пунктов – 651,1 тыс. га;
земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения – 39,5 тыс. га;
земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения – 833,7 тыс. га;
земли лесного фонда – 2 154,7 тыс. га;
земли водного фонда – 488,5 тыс. га;
земли запаса – 2 067,1 тыс. га.
Площадь орошаемых земель по области составляет 84,6 тыс. га, в том числе: пашни – 50,9 тыс.га, залежи – 29,9 тыс.га, сенокосов - 0,8 тыс.га, пастбищ - 2,7 тыс.га, прочие угодья – 0,3 тыс.га.
Орошаемые земли сельскохозяйственного назначения составляют
64,5 тыс.га, в том числе: пашни – 50,8 тыс.га, залежи – 12,6 тыс.га, сенокосов -
0,3 тыс.га, пастбищ - 0,8 тыс.га.
Возврат неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения
В рамках исполнения Поручения Главы государства РК с 2022 года в регионе ведется работа по возврату неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность.
В ходе проведенной работы в период с 2022 года в собственность государства возвращено более 300 тыс. га земель (в 2022 году – 100,6 тыс.га, в 2023 году – 125,7 тыс.га).
В 2024 году План возврата, доведенный МСХ РК, составил 160 тыс.га, по итогам 2024 года в государственную собственность возвращено
117 тыс.га, из них:
- 67 тыс. га за счет добровольного отказа землепользователей от своих земельных участков;
- 35 тыс. га за счет окончания сроков аренды;
- 3,3 тыс. га за счет отмены решений местных исполнительных органов, принятых с нарушениями;
- 2,4 тыс. га принудительно изъяты по решению суда;
- 9,3 тыс.га иным путем.
103,8 тыс.га или 89 % от общей площади возврата было возвращено за счет работы, проводимой акиматами городов и районов, 13,2 тыс.га (11%) возвращено Департаментом по управлению земельными ресурсами Восточно-Казахстанской области.
Обеспечение населения пастбищами
В связи с увеличением поголовья сельскохозяйственных животных
в 2024 году потребность в пастбищах для выпаса скота личного подворья населения составила 69,9 тыс. га. В результате проведения мероприятий по обеспечению населения пастбищами (вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения) потребность покрыта в полном объеме.
В 2024 году в Закон Республики Казахстан «О пастбищах» внесены изменения согласно которым Планы по управлению пастбищами и их использованию (далее – ПУП) разрабатываются за счет средств местного бюджета.
По области требуется разработка ПУП по 108 сельским округам, стоимость работ составляет 175,1 млн. тг.
Конкурсы и аукционы
Согласно статье 43-1, 48 Земельного кодекса РК предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (конкурсах и аукционах).
В 2024 году в городах и районах области проведена следующая работа:
- по продаже земельных участков для коммерческих целей проведено
40 аукционов, на которых реализовано 117 земельных участков площадью 27,7 га, на сумму 403,1 млн.тенге;
- по предоставлению земельных участков для сельскохозяйственных целей проведено 24 конкурса, реализовано 274 земельных участков площадью 35,4 тыс.га.
Аукционы по предоставлению земельных участков проводятся в электронном виде на веб-портале «Госреестр».
Конкурсы по предоставлению земельных участков для сельскохозяйственных целей осуществляются в бумажном виде путем рассмотрения материалов на земельной комиссии и присвоения баллов. В случае если участники набрали одинаковое количество баллов, победитель определяется путем голосования членов земельной комиссии.
Государственные услуги
Всего по Восточно-Казахстанской в сфере земельных отношений оказано 16040 государственных услуг, в том числе через канцелярию государственного органа – 1919, через центры обслуживания населения – 106, через портал электронного правительства – 14015. Основными услугами в сфере земельных отношений является утверждение землеустроительных проектов, постановка на очередь на получение земельного участка, приобретение прав на земельные участки в черте городов областного и районного значения.
Управлением за 2024 год оказано 43 государственные услуги, в том числе:
- 10 госуслуг по «Приобретению прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, не требующее проведения торгов (аукционов)»,
- 17 госуслуг по «Утверждению землеустроительных проектов по формированию земельных участков»,
- 12 госуслуг по «Выдаче разрешения на использование земельного участка для изыскательских работ»,
- 4 госуслуги по «Продлению срока аренды земельного участка».
В оказании 22 госуслуг было отказано по причине поступления заявлений не по компетенции, наличия замечаний или неполного пакета документов.
Предоставление земельных участков для целей недропользования
Состав областной земельной комиссии на 2023-2024 годы, утвержден решением ВК областного маслихата от 11 октября 2023 года № 7/58- VIII.
В 2024 году по подготовленным Управлением материалам принято
21 постановление акимата области о предоставлении права на земельные участки для целей недропользования на 25 земельных участков площадью 340,9 га. На предоставленные участки заключено 25 договоров аренды.
Проведено 8 заседаний областной земельной комиссии, на которых рассмотрено 18 материалов, из них по 17 принято решение о возможности предоставления права землепользования, по 1 отказано в соответствии с 25 статьей Закона РК «О недрах и недропользовании».
Действующий состав областной земельной комиссии на 2024-2025 годы, утвержден решением ВК областного маслихата от 13 декабря 2024 года № 19/150-VIII.
Региональная геоинформационная система ВКО (геопортал)
В 2018 году Управлением земельных отношений Восточно-Казахстанской области создан гепортал ВКО (www.vkomap.kz).
В 2023 году геопортал ВКО был введен в промышленную эксплуатацию.
На сегодняшний день на геопортале размещены слои карт, отражающие земельные участки, инженерные сети, генеральные планы и проекты детальной планировки, водоохранные зоны и полосы, санитарно-защитные зоны, красные линии, функциональные зоны, контуры зданий и сооружений, объекты гидрографии, модуль онлайн оценки земельных участков, позволяющий в справочном режиме рассчитывать кадастровую оценочную стоимость земельных участков, стоимость земельного налога и арендной платы.
Геопортал интегрирован с базой данных РГП «Казгидромет» по данным состояния атмосферного воздуха в онлайн режиме в городе Усть-Каменогорске. Размещены данные от Департамента экологии по несанкционированным и стихийным свалкам, данные по размещению сибиреязвенных захоронений и скотомогильники, осуществлена интеграция с данными по карте преступности и аварийности.
Завершена интеграция с системой Единого государственного кадастра недвижимости (далее - ЕГКН) через портал SmartBridge, разработаны сервисы для интеграционного обмена данными между ЕГКН и геопорталом Восточно-Казахстанской области.
С помощью геопортала реализован новый порядок предоставления земельных участков в городах районного и областного значения.
Новый порядок предоставления земельных участков действует только в черте городов республиканского, областного и районного значения. На остальных территориях, вне черты городов, и в сельских территориях действует старый порядок предоставления земельных участков. Так на сегодняшний день принято 4477 заявлений, отказано в связи с несоответствием с генеральными планами и отсутствием необходимых документов – 2648, завершенных госуслуг – 1229.
Изъятие земель для государственных нужд
В 4 регионах области ведется работа по отчуждению земельных участков для государственных нужд.
По Зайсанскому району в 2024 году проведена работа по изъятию земельного участка у ТОО «AlatauDutyFree», необходимого для реконструируемого пункта пропуска «Майкапчагай» на государственной границе Республики Казахстан.
По району Алтай в запроектированные границы пешеходной зоны отдыха «Арбат» площадью 13,603 га вошли 103 земельных участка, общей площадью 12,0038 га, расположенные в садоводческих массивах поселка Новая Бухтарма, подлежащие отчуждению.
В настоящее время 100 земельных участков переданы в государственную собственность по процедуре отчуждения, по 3 земельным участкам ведутся согласительные процедуры.
По Шемонаихинскому району ведется работа по принудительному отчуждению земельных участков, входящих в пределы пограничной полосы шириной сто метров, примыкающей к Государственной границе с Российской Федерацией.
Под отчуждение попадают 38 земельных участков площадью 501,4 га, из них: по 35 земельным участкам процедура отчуждения завершена, по 3 земельным участкам отчуждение не завершено ввиду наличия в составе крестьянских хозяйств умерших граждан, наследство по которым не принято.
По городу Усть-Каменогорску ведется принудительное отчуждение земельных участков расположенных в границах территорий запретной зоны и запретного района объекта хранения боеприпасов РГУ «Войсковая часть 27943» Министерства обороны Республики Казахстан.
Изъятию подлежат 7 земельных участков (части участков), из них по 5 земельным участкам процедура отчуждения завершена, по 2 земельным участкам согласительные процедуры не завершены.
ИНФОРМАЦИЯ | |||||||||||
о проводимых конкурсах и аукционах по предоставлению земель | |||||||||||
по Восточно-Казахстанской области по состоянию на 01.01.2025 г. | |||||||||||
№ п/п | Наименование района | Конкурсы | Аукционы | ||||||||
Проведено, шт | Кол-во з/у | Площадь (га) | в том числе: | Проведено, шт | Кол-во з/у | Площадь (га) | Стоимость (тг) | ||||
пашня | сенокосы | пастбища | |||||||||
1 | Глубоковский | 3 | 5 | 57,9378 | 56,9378 | 1 | 2 | 2 | 0,3448 | 201 934 | |
2 | Катон-Карагайский | 1 | 10 | 1534,43 | 117,1142 | 8,2 | 1385,837 | 0 | 0 | 0 | |
3 | Курчумский | 2 | 17 | 1760,7108 | 265,7433 | 13,2891 | 1456,22 | 0 | 0 | 0 | |
4 | район Маркаколь | ||||||||||
5 | Зайсанский | 7 | 102 | 11632,015 | 1543,408 | 2123,8 | 7792,3414 | 15 | 15 | 5,35 | 33 189 148 |
6 | район Алтай | 2 | 14 | 3586,4 | 530,12 | 248,53 | 2549,75 | 5 | 24 | 0,2662 | 5 927 955 |
7 | Самар | 0 | 0 | 0 | |||||||
8 | Тарбагатайский | 3 | 74 | 4219,559 | 264,9703 | 3687,43 | 263,8788 | 1 | 1 | 4 | 8 456 000 |
9 | район Улкен Нарын | 2 | 0,2643 | 5 295 321 | |||||||
10 | Уланский | 4 | 45 | 12327,764 | 6525,354 | 1703,195 | 3847,9677 | 0 | 0 | ||
11 | Шемонаихинский | 2 | 7 | 275,5185 | 21,6089 | 100,207 | 146,7699 | 8 | 32 | 1,3617 | 8 520 721 |
12 | г. Усть-Каменогорск | 8 | 16 | 12,8068 | 318 777 900 | ||||||
13 | г. Риддер | 1 | 25 | 3,3376 | 22 761 143 | ||||||
ИТОГО: | 24 | 274 | 35394,3 | 9325,3 | 7884,7 | 17443,8 | 40 | 117 | 27,7314 | 403 130 122 |
9 декабря в честь Международного дня борьбы с коррупцией и Международного дня волонтеров в Восточном Казахстане проведен форум волонтеров.
В рамках форума по итогам реализации проекта «Антикоррупционное волонтерство» за активное участие в проекте сотрудник управления Аскарбекова Динара Маратовна награждена грамотой.
Целью проекта было повышение правовой грамотности населения, оказание содействия в решении правовых вопросов.
Строительство социально значимых объектов, нужды обороны или национальной безопасности, а также статус особо охраняемой природной территории – по этим и другим причинам земельный участок, находящийся в частной собственности и землепользовании, может быть отчужден в пользу государства с возмещением понесенных убытков.
Земельным кодексом Республики Казахстан защищается право собственников на возмещение убытков в полном объеме, если речь идет о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд.
В обычной практике вместо изымаемого земельного участка государство должно предоставить равноценную собственность, конечно, с согласия собственника. Но могут быть приняты решения и в судебном порядке.
Под государственными нуждами подразумевается целый комплекс мероприятий. Среди них: строительство или реконструкция автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов железнодорожного транспорта, мостов, энергетических систем и линий связи и других стратегически важных объектов. Кроме того, земельные участки могут быть принудительно изъяты в случаях исполнения генеральных планов населенных пунктов в части строительства за счет бюджетных средств государственных социальных объектов – школы, детские сады, больницы и поликлиники.
Также под принудительное отчуждение подпадают случаи предоставления земель для нужд обороны и национальной безопасности, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон.
Принудительное отчуждение возможно лишь в том объеме, который необходим для нужд государства, а также только в отношении тех участков, которые находятся в частной собственности или в землепользовании. Собственнику или землепользователю предоставляется равноценное возмещение.
При этом возмещением может стать как выплата рыночной стоимости земельного участка и находящейся на нем недвижимости, либо предоставление равноценного участка. Размер выплаты определяется независимой оценкой, спорные же вопросы решаются в судебном порядке.
Так, например, по проспекту Шакарима были выкуплены 22 земельных участка общей площадью 2,4 га, на которых располагались дома и другие объекты.
В данном случае все собственники земельных участков получили денежную компенсацию, рассчитанную по рыночной стоимости.
Ну а для строительства новой школы по Национальному проекту «Комфортная школа» по проспекту И. Есенберлина был отчужден земельный участок общей площадью 1 га. Вместо него собственнику был предоставлен равноценный участок в другом районе Усть-Каменогорска.
Настоящим доводим до сведения граждан, о том, что на «Портале электронного правительства» в разделе «Открытое правительство»- «Открытые НПА» для публичного обсуждения размещены проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан «О внесении изменения в совместное постановление Восточно-Казахстанского областного акимата от 18 мая 2023 года № 104 и решение Восточно-Казахстанского областного маслихата от 31 мая 2023 года № 3/30-VIII «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность в областном центре, городах областного и районного значения, поселках и сельских населенных пунктах Восточно-Казахстанской области»», «О внесении дополнения в совместное постановление
Восточно-Казахстанского областного акимата от 2 июля 2012 года № 153 и решение Восточно-Казахстанского областного маслихата от 3 июля 2012 года № 4/65-V «Об установлении минимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставляемых в собственность или землепользование», «О внесении дополнения в совместное постановление Восточно-Казахстанского областного акимата от 12 мая 2023 года № 100 и решение Восточно-Казахстанского областного маслихата от 31 мая 2023 года № 3/23-VIII «Об установлении предельных (максимальных) размеров земельных участков, которые могут находиться в частной собственности граждан Восточно-Казахстанской области».
Публичное обсуждение будет проходить с 07 по 21 ноября 2024 года (https://legalacts.egov.kz/).
Все заинтересованные граждане могут принять участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов.
ИНФОРМАЦИЯ | |||||||||||
о проводимых конкурсах и аукционах по предоставлению земель | |||||||||||
по Восточно-Казахстанской области по состоянию на 01.10.2024 г. | |||||||||||
№ п/п | Наименование района | Конкурсы | Аукционы | ||||||||
Проведено, шт | Кол-во з/у | Площадь (га) | в том числе: | Проведено, шт | Кол-во з/у | Площадь (га) | Стоимость (тг) | ||||
пашня | сенокосы | пастбища | |||||||||
1 | Глубоковский | 1 | 2 | 12,2 | 12,2 | 1 | 1 | 0,006 | 2 658 000 | ||
2 | Катон-Карагайский | 0 | 0 | 0 | |||||||
3 | Курчумский | 2 | 17 | 1760,7 | 265,7 | 13,3 | 1456,2 | 0 | 0 | 0 | |
4 | Зайсанский | 5 | 82 | 7764,7 | 1453,9 | 2917,0 | 3228,3 | 9 | 9 | 2,8866 | 25 169 584 |
5 | район Алтай | 1 | 9 | 3297,0 | 385,8 | 193,5 | 2459,7 | 3 | 11 | 0,1611 | 3 308 712 |
6 | Самар | 0 | 0 | 0 | |||||||
7 | Тарбагатайский | 2 | 42 | 10402,4 | 195,3 | 187,5 | 9991,3 | 1 | 1 | 4 | 8 456 000 |
8 | Уланский | 3 | 33 | 8564,4 | 4213,4 | 1272,2 | 2895,0 | 1 | 2 | 0,2643 | 529 532 |
9 | Шемонаихинский | 1 | 3 | 111,4 | 19,1 | 74,4 | 13,9 | 3 | 15 | 0,0956 | 2 965 338 |
10 | г. Усть-Каменогорск | 0 | 6 | 13 | 9,8172 | 292 556 555 | |||||
11 | г. Риддер | 0 | 0 | 0 | |||||||
ИТОГО: | 15 | 188 | 31912,8 | 6545,4 | 4657,9 | 20044,5 | 24 | 52 | 17,2308 | 335 643 721 |
Бүгінгі таңда цифрландыру қызметтің барлық дерлік салаларын қамтиды және жер қатынастары да бұдан тыс емес. Жаңа технологияларды енгізудің арқасында жер ресурстарын басқару ашық, тиімді және қолжетімді бола түсуде. Жер қатынастары саласындағы цифрландырудың үш негізгі бағыты бар: аумақтарды цифрландыру, электрондық форматта мемлекеттік қызметтер көрсету, жер заңнамасын сақтау.
Жер қатынастары саласындағы цифрландырудың негізгі аспектілерінің бірі аумақтарды толық цифрландыру болып табылады. Шығыс Қазақстан облысында геопортал құрылды, ол www.vkomap.kz сілтемесі бойынша ашық қолжетімділікте тұр. Геопортал базасында топографиялық карталарды пайдалана отырып, Өскемен қаласы, аудан орталықтары, аудандық маңызы бар қалалар, негізгі елді мекендер және туристік орындар бойынша жер учаскелері мен инженерлік коммуникациялардың электрондық карталары әзірленді. Табиғи монополиялар субъектілері үшін инженерлік желілерге қосылуға техникалық шарттар алу бойынша интерфейстер әзірленді.
Жер қатынастары саласындағы цифрландырудың тағы бір қадамы – бұл мемлекеттік көрсетілетін қызметтерді автоматтандыру. Қазіргі сәтте қызметтердің көпшілігі «электрондық үкімет» веб-порталы арқылы электрондық форматта беріледі. Қызметтер пайдаланушыларға ғаламтор арқылы әлемнің кез келген нүктесінен қол жетімді, бұл азаматтар мен ұйымдардың уақыты мен ресурстарын үнемдейді. Құжаттарды электрондық беру өтініштерді өңдеу мерзімдерін қысқартады және мемлекеттік органдарда жеке қатысу қажеттілігін болдырмайды.
Жер ресурстарын басқаруда ғарыштық мониторинг маңызды рөл атқарады. Қашықтықтан зондтау деректерін пайдалана отырып, пайдаланылмайтын ауыл шаруашылығы мақсатындағы жерлер анықталады. Анықталған учаскелер бойынша мемлекеттік бақылау жүргізіледі және анықталған бұзушылықтарды жою үшін шаралар қабылданады.
Жер қатынастары саласындағы цифрландыру – Жер ресурстарын басқарудың неғұрлым ашық және тиімді жүйесін құруға жасалған маңызды қадам. Жер учаскелерін цифрландыру, электрондық форматта қызмет көрсету және ғарыштық мониторингті пайдалану процестерді жеңілдетуге, бақылауды жақсартуға және жер ресурстарына тең қол жеткізуге мүмкіндік береді. Цифрлық технологияларды одан әрі енгізу жер ресурстарын басқаруды одан әрі жақсартуға, сыбайлас жемқорлықты азайтуға және жер қатынастарының ашықтығын арттыруға ықпал ететін болады.
Цифровизация в сфере земельных отношений
На сегодняшний день цифровизация охватывает практически все сферы деятельности и земельные отношения не стали исключением. Благодаря внедрению новых технологий, управление земельными ресурсами становится более прозрачным, эффективным и доступным. Цифровизация в сфере земельных отношений имеет три основных направления: оцифровка террторий, предоставление государственных услуг в электронном формате, соблюдение земельного законодательства.
Одним из ключевых аспектов цифровизации в сфере земельных отношений является полная оцифровка территорий. В Восточно-Казахстанской области создан геопортал, который находится в открытом доступе по ссылке www.vkomap.kz. На базе геопортала с использованием топографических карт разработаны электронные карты земельных участков и инженерных коммуникаций по г.Усть-Каменогорск, районным центрам, городам районного значения, основным населенным пунктам и туристическим местам. Разработаны интерфейсы для субъектов естественных монополий по получению технических условий на подключение к инженерным сетям.
Еще одним шагом цифровизации в сфере земельных отношений это автоматизация государственных услуг. На данный момент большинство услуг предоставляется в электронном формате через веб-портал «электронного правительства». Услуги доступны пользователям через интернет из любой точки мира, что экономит время и ресурсы граждан и организаций. Электронная подача документов сокращает сроки обработки заявлений и исключает необходимость личного присутствия в государственных органах.
Немаловажную роль в управлении земельными ресурсами играет космический мониторинг. С использованием данных дистанционного зондирования выявляются неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения. По выявленным участкам проводится государственный контроль и принимаются меры для устранения выявленных нарушений.
Цифровизация в сфере земельных отношений — важный шаг к созданию более прозрачной и эффективной системы управления земельными ресурсами. Оцифровка земельных участков, предоставление услуг в электронном формате и использование космического мониторинга позволяют упростить процессы, улучшить контроль и предоставить равный доступ к земельным ресурсам. Дальнейшее внедрение цифровых технологий будет способствовать еще большему улучшению в управлении земельными ресурсами, снижению коррупции и повышению прозрачности земельных отношений.