Вводная часть
На основании приказа руководителя Управления государственной инспекции труда Восточно-Казахстанской области (далее-Управление) Кизатова Бакытбека Курманбековича от 07.03.2023г. № 54-ө рабочей группой в составе: председателя – Аблкайрова К.К., членов рабочей группы: Аманжолова Г.К., Ергазинова К.С., Касимановой Б., Орынбекова Т.О., Сейтова Е.К., Токтасыновой Г.К., Шәріпқазина А.Ш., с 09 марта по 24 апреля 2023 года проведен внутренний анализ коррупционных рисков (период с 01 января 2022 года по 28 февраля 2023 года).
Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения о государственном учреждении «Управление государственной инспекции труда Восточно-Казахстанской области» (утвержденного постановлением Восточно-Казахстанского областного акимата от 12 апреля 2017 года №99), ст.17 Трудового кодекса РК.
Руководитель Управления государственной инспекции труда ВКО – Кизатов Б.К. назначен на данную должность распоряжением акима Восточно-Казахстанской области № 63-к от 12.03.2021 года.
Внутренний анализ коррупционных рисков проведен по следующим направлениям:
1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность объекта;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности объекта.
Описательная часть
Индикатор: юридико-лингвистическая неопределенность (формулировка, содержащаяся в положении, которая имеет неясный или двоякий смысл и таким образом, допускает неправомерные толкования). Выявлено: 3 риска
Согласно действующей редакции пункта 2 статьи 85 Трудового кодекса РК, за работу в выходные и праздничные дни работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха или производится оплата в размере, указанном в статье 109 настоящего Кодекса
Данная статья не конкретизирует временные рамки, указывающие на день, в который работник может получить день отдыха. День отдыха работник может получить на следующий день или через год.
Вместе с тем, оплата за работу в выходной и праздничный день производится не ниже, чем в полуторном размере, если иное не предусмотрено условиями трудового или коллективного договоров и (или) акта работодателя.
При проведении проверки может возникнуть коррупционный риск, когда инспектор труда может не обязать работодателя произвести оплату за работу в выходной и праздничный день, поскольку у работника есть заявление, в котором, он не указал конкретный день отдыха.
В таком случае работник не может получить оплату ни в полуторном ни в одном размере, а также выходной день, поскольку работник в заявлении не указал конкретный день отдыха и спор останется не решенным.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости внесения следующего изменения в ст.85 Трудового кодекса РК:
За работу в выходные и праздничные дни работнику оплачивается заработная плата за фактически отработанное время, а также по его желанию предоставляется другой день отдыха в течение месяца или производится дополнительная оплата не ниже половины от положенной в этот день заработной платы, если иное не предусмотрено условиями трудового или коллективного договоров и (или) акта работодателя. В соответствии с п.2 ст.85 Трудового кодекса РК, за работу в выходные и праздничные дни работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха или производится оплата в размере, указанном в статье 109 настоящего Кодекса.
2) Статья 190 Трудового кодекса РК Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и их учет»
Согласно п.2 ст.190 Трудового кодекса РК, акт должен быть оформлен в соответствии с материалами расследования и с учетом мнения большинства членов комиссии.
Если при расследовании несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, комиссией установлено, что грубая неосторожность явилась причиной возникновения или увеличения вреда, то комиссия применяет смешанную ответственность сторон и определяет степень вины работника и работодателя в процентах.
В настоящее время отсутствует методика определения степени вины работника и работодателя при расследовании несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, что позволяет комиссии самостоятельно определять степень вины.
В связи с чем, возникают коррупционные риски, связанные с определением комиссией, в которой участвует государственный инспектор труда, степени вины работника и работодателя в интересах одной из сторон.
Так же, если большинство членов комиссии по специальному расследованию приходит к необъективному выводу по определению степени вины и работника, то акт специального расследования будет составлен с учетом мнения большинства, что приводит к судебным разбирательствам и увода лиц от уголовной ответственности по нарушению норм безопасности и охраны труда.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости внесения следующего изменения в п.2 ст.190 Трудового кодекса РК:
Акт должен быть оформлен в соответствии с материалами расследования и с учетом мнения членов комиссии. Акт и материалы специального расследования направляются в суд для определения степени вины работодателя и работника.
3) Статья 193 Трудового кодекса РК «Права государственных инспекторов труда»
Согласно ст.193 Трудового кодекса РК «При осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан государственные инспекторы труда имеют право:
1) беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
3) запрашивать и получать от работодателей, работников (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на них функций;
Действующей статьей 193 Трудового кодекса РК предусмотрены права государственных инспекторов труда, согласно которым они могут запрашивать и получать от работодателей, работников (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на них функций только при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, то есть проведения проверки.
В некоторых случаях государственные инспектора труда обязаны требовать определенную информацию от работодателей без проведения проверки в срочном порядке по поручению других государственных органов, а работодатели отказываются предоставлять информацию, что приводит к коррупционным рискам.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости исключения «при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан» со ст.193 Трудового кодекса РК, то есть работодатели должны будут предоставлять информацию без проведения проверки.
Индикатор: коллизия положений правовых актов и внутренних документов (возможность уйти от юридической ответственности, которая строго формализована). Выявлено: 3 риска
1) Статья 154 Трудового кодекса РК «Действие соглашений социального партнерства, контроль за их выполнением и ответственность сторон»
Согласно п.6 ст.154 Трудового кодекса РК, контроль за выполнением соглашений осуществляют стороны социального партнерства (сторонами социального партнерства являются государство в лице соответствующих исполнительных органов, работники и работодатели в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке).
Местный орган по инспекции труда не является стороной социального партнерства.
Но в проверочных листах за соблюдением трудового законодательства и в ст.97 Кодекса РК об административном правонарушении существует нормы, согласно которым государственные инспектора труда вправе осуществлять контроль за соблюдением норм соглашений и привлекать виновных лиц к административной ответственности.
Действующая редакция п.6 ст.154 Трудового кодекса РК является не полной, в связи с чем возникают ситуации, когда работодатели, ссылаясь на данную норму, препятствуют государственным инспекторам труда к проведению проверки по соблюдению норм областного и отраслевых соглашений.
Необходима поправка в данный пункт для того, чтобы не было разногласий между работодателями и государственными инспекторами труда, которые могут привести к коррупционным рискам, а также разногласий между данной нормой и обязанностью государственных инспекторов труда по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости внесения следующего изменения в п.6 ст.154 Трудового кодекса РК:
Контроль за выполнением соглашений осуществляют стороны социального партнерства, а также государственные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере трудового законодательства.
2) Статья 154 Трудового кодекса РК «Действие соглашений социального партнерства, контроль за их выполнением и ответственность сторон»
Согласно п.3 ст.148 Трудового кодекса РК, представителями сторон являются:
1) на республиканском уровне – полномочные представители Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений профессиональных союзов, республиканских объединений (ассоциаций, союзов) работодателей, республиканских объединений по малому предпринимательству;
2) на отраслевом уровне – полномочные представители уполномоченных государственных органов соответствующих сфер деятельности, отраслевых профессиональных союзов, отраслевых объединений (ассоциаций, союзов) работодателей, а при их отсутствии – отраслевые организации;
3) на региональном уровне:
на уровне области, города республиканского значения, столицы – полномочные представители местных исполнительных органов, территориальных объединений профессиональных союзов, областного или города республиканского значения и столицы объединения (ассоциации, союза) работодателей, областного или города республиканского значения и столицы объединения по малому предпринимательству;
на уровне района, города областного значения – полномочные представители местных исполнительных органов, районного или города областного значения объединения по малому предпринимательству, территориальных объединений профессиональных союзов.
Согласно п.3 ст.154 Трудового кодекса РК, действие регионального соглашения распространяется на местные исполнительные органы, работодателей, работников и их представителей соответствующей административно-территориальной единицы.
После того, как Национальная палата предпринимателей на законодательном уровне не представляет интересы работодателей при заключении соглашений, начались спорные вопросы, связанные с исполнением областных соглашений.
Работодатели утверждают, что требования областных соглашений на них не распространяются, так как при заключении соглашений отсутствовал представитель работодателя, а те представители, которые участвовали при подписании соглашения не являются их уполномоченными представителями.
В связи с чем, возникает риск, когда государственный инспектор труда не может установить действует ли областное соглашение на работодателя или нет. С одной стороны п.3 ст.154 Трудового кодекса РК указывает, что действие областного соглашения распространяется на всех работодателей в области, с другой стороны ст.148 Трудового кодекса РК, при подписании соглашения должны участвовать все стороны социального партнерства с полномочными представителями для ее действия на всех работодателей.
Рекомендация. В целях урегулирования данного спорного вопроса предлагаем направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о внесении следующих поправок в ст. 154 Трудового кодекса РК
Уполномоченный государственный орган по труду на республиканском уровне, уполномоченные государственные органы соответствующей сферы деятельности на отраслевом и местные исполнительные органы на региональных уровнях имеют право после опубликования соглашения предложить объединениям работодателей, работодателям, объединениям работников, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к соглашению на соответствующем уровне.
Указанное предложение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.
Если объединения работодателей, работодатели, объединения работников в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в уполномоченный государственный орган по труду на республиканском уровне, уполномоченные государственные органы соответствующей сферы деятельности на отраслевом и местные исполнительные органы мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на них со дня официального опубликования этого предложения.
3) Статья 144 Предпринимательского кодекса РК «Порядок организации проверок»
По результатам проведения расследования и (или) специального расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, комиссией составляется акт расследования и (или) акт специального расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, утвержденными приложениями 2 и 3 к приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1055 (далее – приложения к приказу).
В соответствии с п.5 приложений к приказу, в вышеуказанных актах указываются мероприятия и сроки для устранения причин несчастного случая.
В некоторых случаях ответственные лица не предоставляют информацию по проведенным мероприятиям.
Также у государственных инспекторов труда отсутствует законное право проверить достоверность предоставленной информации по проведенным мероприятиям.
В данном случае возникают коррупционные риски, связанные с предоставлением недостоверных данных или их отсутствием по устранению нарушений, выявленных в ходе специального расследования несчастного случая, а у государственного инспектора труда, в соответствии с действующим законодательством, отсутствуют основания для проведения внеплановой проверки в организации, что в свою очередь влияет на безопасность и охрану труда в целом.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости внесения следующего нового подпункта в пункт 5 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК:
Новый подпункт 9 пункта 5 статьи 144
Основаниями внеплановой проверки субъектов контроля и надзора являются
пп.9) контроль исполнения мероприятий, установленных в акте расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью и акте специального расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью.
Индикатор Широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность оснований для принятия должностными лицами решений или выполнения иных административных процедур). Выявлено: 2 риска.
1) Статья 198 Трудового кодекса РК «Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственного инспектора труда, осуществляющего государственный контроль»
Согласно п.2 ст198 Трудового кодекса РК, главный государственный инспектор труда Республики Казахстан или главный государственный инспектор труда области, города республиканского значения, столицы вправе до вынесения решения по заявлению (жалобе) физических и (или) юридических лиц на действия (бездействие) или акты приостановить исполнение, отменить либо отозвать акты нижестоящего государственного инспектора труда.
Также согласно п.1 ст.100 Административного Процедурно-процессуального кодекса РК, рассмотрев жалобу, орган, рассматривающий жалобу, выносит одно из следующих решений:
1) об отмене административного акта;
2) об отмене административного акта и принятии нового административного акта;
3) о совершении административного действия;
4) об оставлении жалобы без удовлетворения;
5) о направлении административного дела в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, для осуществления административной процедуры с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению;
6) об оставлении жалобы без рассмотрения.
На практике работодатели обжалуют не полностью акт нижестоящего государственного инспектора труда, а отдельные его части (нарушения), а законодательство не позволяет отменить акт частично или внести в него изменения.
В редакции п.2 ст.26 Закона РК «Об административных процедурах» (утратившим силу) установлено что, в результате рассмотрения жалобы может быть принято решение о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении жалобы. При этом не может быть изменено ранее вынесенное решение, если это повлечет ухудшение положения лица, подавшего жалобу, или лица, в интересах которого она была подана.
Для возможности полного или частичного удовлетворения жалобы, а также внесения изменений в акт государственного инспектора труда считаем необходимым внесения изменений в п.2 ст.198 Трудового кодекса РК.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости внесения следующего изменения в пункт 2 статьи 198 Трудового кодекса РК:
Согласно п.2 ст198 Трудового кодекса РК, главный государственный инспектор труда Республики Казахстан или главный государственный инспектор труда области, города республиканского значения, столицы вправе до и при вынесении решения по заявлению (жалобе) физических и (или) юридических лиц на действия (бездействие) или акты приостановить исполнение, отменить, частично отменить, изменить либо отозвать акты нижестоящего государственного инспектора труда.
2) статья 94 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»
Нарушение работодателем требований законодательства по проведению аттестации производственных объектов по состоянию условий труда, установленных трудовым законодательством Республики Казахстан,
«влечет предупреждение или штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей».
Данная норма дает право выбора уполномоченному лицу при привлечении правонарушителя к административной ответственности наложить штраф или предупреждение, что может привести к совершению коррупционного правонарушения.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости изменения санкции ст.94 КоАП РК.
Индикатор Широта дискреционных полномочий (возможность должностного лица и/или объекта анализа принять несколько видов решений либо отказаться от принятия решения). Выявлено: 3 риска.
1) статья 144 Предпринимательского кодекса РК «Порядок организации проверок»
Законом РК от 30.12.2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан», с 1 января 2023 года внесены изменения в Предпринимательский кодекс РК по основаниям для проведения проверок.
Так одним из оснований, установленных пп.3) п.5 ст.144 Предпринимательского кодекса РК, являются обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств.
При старой редакции данной нормы (обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам о причинении вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, за исключением обращений физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены, и обращений государственных органов), работники предоставляли только обращение, а подтверждающие доказательства собирал инспектор труда при проведении проверки.
На практике в обращениях работники указывают, что трудовой договор с ними не заключили, заработную плату не выплатили, а также не предоставили информацию о составной части заработной платы.
В связи с чем, возникают коррупционные риски, связанные с регистрацией проверки в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, так как для проверки по одним и тем же вопросам в разных организациях работники могут предоставлять разные документы. В одном случае уполномоченный орган может зарегистрировать проверку и государственный инспектор труда будет проводить проверку, в другом похожем случае, из-за не регистрации проверки, государственный инспектор труда не будет проводить проверку.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости внесения нового подпункта 3-1) пункт в 5 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК:
3-1) обращения физических и юридических лиц, права которых нарушены при невыплате работодателем заработной платы и иных выплат.
2) статья 64 -1 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»
При составлении административного дела, могут возникать коррупционные риски, связанные с освобождением виновного лица от административной ответственности.
Так согласно, статьи 64-1 КоАП РК, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием».
Примечание. При решении вопроса об освобождении лица от административной ответственности по указанному в настоящей статье основанию учитываются конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе личность правонарушителя, а также объект посягательства, а при наличии вреда – его размер.
Отсутствие понятия «малозначительности» совершенного административного правонарушения в трудовом законодательстве допускает возникновению коррупционного риска.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости уточнения понятия «малозначительности».
3) Совместный приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1022 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 801 «Об утверждении Критериев оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан»
Согласно п.7 ст.144 Предпринимательского кодекса РК, внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных субъектов (объектов) контроля и надзора и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.
Согласно п.3 ст.143 Предпринимательского кодекса РК, проверке и профилактическому контролю с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора подлежат только требования, установленные в проверочных листах.
На практике, заявители обращаются в Управление по вопросам, связанным с невыплатой заработной платы.
Согласно пп.37 п.1 ст.1 Трудового кодекса РК, заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
То есть, понятие заработной платы обширно и требует проведения проверки не только норм Трудового кодекса РК, но и соглашений, коллективного договора, поскольку согласно пп.21 п.1 ст.1 Трудового кодекса РК, трудовые отношения – отношения между работником и работодателем, возникающие при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан, соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя.
Согласно Совместному приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1022 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 801 «Об утверждении Критериев оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан», проведение проверки в коллективных договорах и соглашениях указаны в п.19 проверочных листов «выполнение условий коллективного договора, соглашений социального партнерства», а проведение проверки по заработной плате работника в п.7 проверочных листов «Обеспечение полноты и своевременности выплаты заработной платы и иных выплат, в том числе по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника», то есть в разных пунктах и государственный инспектор труда не может проверить заработную плату работника указанному в соглашении или коллективном договоре.
В данном случае возникает риск не полной проверки на предприятии и заявитель может получить заработную плату не в полном объеме.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости внесения изменений в приложение 2 п.7 Совместного приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1022 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 801 «Об утверждении Критериев оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан» следующего содержания:
Обеспечение полноты и своевременности выплаты заработной платы и иных выплат, в том числе по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника, согласно требованиям трудового законодательства Республики Казахстан, соглашений, трудового, коллективного договоров и актам работодателя.
2.1 Реализация контрольно-ревизионных функций. Выявлен 2 риска.
Индикатор отсутствие либо частичное регулирование сроков проведения проверочных мероприятий, охватываемого периода, полномочий лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, критериев отбора объектов контроля, принятия решения по результатам проверочных мероприятий, процедур приостановления или продления контрольных мероприятий.
Законом РК от 30.12.2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан» (далее – Закон), с 1 января 2023 года внесены изменения в Предпринимательский кодекс РК.
Ранее в Предпринимательском кодексе РК действовала норма, согласно которой основаниями внеплановой проверки субъектов контроля и надзора являлись:
1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных грубых нарушений, определенных в критериях оценки степени риска, в результате проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
1-1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных значительных и незначительных нарушений, определенных в критериях оценки степени риска, в результате проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в случаях, если субъект более одного раза не предоставил информацию об устранении выявленных нарушений и (или) не устранил нарушения.
То есть после окончания внеплановой проверки по обращениям граждан, в случае выявления нарушения у работодателя, государственный инспектор труда выдавал предписание для устранения нарушения.
В случае не устранения нарушения в установленные сроки, государственный инспектор труда назначал внеплановую проверку по контролю исполнения предписания, по результатам которой составлял административный штраф по ч.3 ст.462 КоАП РК.
В действующей редакции п.5 ст.144 Предпринимательского кодекса РК, основаниями внеплановой проверки субъектов (объектов) контроля и надзора являются:
1) контроль исполнения предписаний об устранении выявленных грубых нарушений, определенных в критериях оценки степени риска, в результате проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
2) контроль исполнения предписаний об устранении выявленных значительных и незначительных нарушений, определенных в критериях оценки степени риска, в результате проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в случаях, если субъект контроля и надзора более одного раза не предоставил информацию об устранении выявленных нарушений и (или) не устранил нарушения.
То есть проведение проверки по контролю исполнения предписания, в случае выявления нарушений по результатам внеплановой проверки в настоящее время стало недоступным, следовательно, государственный инспектор труда не может составить административное дело по ч.3 ст.462 КоАП РК и принудить работодателя исполнить предписание. В данном случае права работника не будут защищены.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости приведения пп.1 и 2 п.5 ст.144 Предпринимательского кодекса РК в соответствие требованиям Предпринимательского кодекса РК до введения изменений Законом.
Индикатор отсутствие требований по фото и видеофиксации.
Согласно п.5 ст.191 Трудового кодекса РК, государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляется в форме проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Также помимо государственного контроля, согласно п.4 ст.188 Трудового кодекса РК, государственные инспектора труда проводят специальные расследования несчастных случаев.
Однако ни в Трудовом кодексе РК ни в Предпринимательском кодексе РК отсутствуют требования по фото и видеофиксации при проведении внеплановой проверки или специального расследования несчастных случаев.
Отсутствие таких требований в законодательных нормах является коррупционным риском.
Рекомендация. Направить письмо в Министерство труда и социальной защиты населения РК о необходимости установления в Трудовой кодекс РК обязательных норм на осуществление фото и видеофиксации при проведении проверок и специальных расследований несчастных случаев.
2.3 Освоение и распределение бюджетных и финансовых средств
Выявлено: 2 риска.
1) В соответствии с приказами Министерства финансов Республики Казахстан от 22 августа 2011 года № 423 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации в государственных учреждениях», от 03 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях», товарно-материальные запасы государственного учреждения должны приниматься и списываться комиссией учреждения.
Однако, в ходе выборочного мониторинга рабочей группой установлено что, в Управлении приказа о создании комиссии по приему товарно-материальных запасов государственного учреждения отсутствует. И тут возникает коррупционный риск, когда бухгалтер сам приобретает и списывает товарно-материальные запасы Управления.
Рекомендация. Внести предложение руководству по изданию приказа о создании комиссии по приему товарно-материальных запасов государственного учреждения.
2) В соответствии с п.6 Правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств, в том числе в иностранные государства утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 мая 2018 года № 256, командированному работнику перед отъездом в командировку выдается сумма, причитающаяся на оплату проезда, расходов по найму жилого помещения и суточные.
Между тем, в ходе мониторинга рабочей группой установлено что, в Управлении не всегда выдаются авансовые выплаты на предстоящие командировочные расходы. Не выплата аванса на командировочные расходы может привести к совершению коррупционного правонарушения, так как, сотрудник, который был командирован, вынужден будет искать средства другими способами.
Рекомендация. Соблюдать требования Правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств, в том числе в иностранные государства и командированному работнику перед отъездом в командировку выдавать сумму, причитающаяся на оплату проезда, расходов по найму жилого помещения и суточные.
Так же, в целях недопущения обстоятельств, способствовавших совершению коррупционного и уголовного правонарушения т.е. хищения бюджетных денежных средств, руководителю административного отдела совместно с заместителем руководителя Управления ежемесячно до 30 числа месяца осуществлять сверку с выписки по проведенным платежам на соответствующие счета получателей денег (форма 5-15А) с данными программы 1С.
Состав рабочей группы:
Председатель рабочей группы:
заместитель руководителя К.К. Аблкайров
Члены рабочей группы:
Руководитель отдела контроля трудового законодательства в социальной сфере |
Г.К. Аманжолов |
|
|
Руководитель отдела контроля трудового законодательства в горно-металлургической отрасли |
К.С. Ергазинов |
|
|
Руководитель административного отдела |
Б. Касиманова |
|
|
Руководитель отдела контроля безопасности и охраны труда |
Т.О. Орынбеков |
|
|
Руководитель отдела информационно- аналитического обеспечения |
Е.К. Сейтов |
|
|
Руководитель отдела контроля трудовых отношений |
Г.К. Токтасынова |
|
|
Руководитель отдела контроля трудового законодательства по г.Риддер |
А.Ш. Шәріпқазин |
|
|
С аналитической справкой ознакомлен:
____________ Б. Кизатов «____» _________ 2023 года