Переход на электронные транспортные документы – основная цифровая задача Министерства транспорта РК

Переход на электронные транспортные документы – основная цифровая задача Министерства транспорта РК

Министерство транспорта Казахстана публикует информацию о внедряемых проектах цифровизации транспортной отрасли

Транспортная политика Казахстана опирается на выгодное транзитное местоположение страны и историческую роль территории республики в древних торговых путях.

Транспортная стратегия государства нацелена на использование географических преимуществ и превращение Казахстана в узловой транзитный хаб на Евразийском континенте.

Реализация стратегии требует совершенствования транспортных услуг и процессов в сторону их ускорения и упрощения. Ключевой инструмент в достижении этой цели – цифровизация.

Сейчас Министерство транспорта РК разрабатывает подробную карту цифровой трансформации на 5-летний период и ведет реинжиниринг функций и бизнес-процессов транспортной отрасли с учетом существующих и новых технологий в сфере IT.

В реализации Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года главный акцент поставлен на внедрении цифровых решений для взаимного обмена информацией и оформления перевозочными документами между участниками перевозочных процессов, включая контрольно-надзорные органы.

В текущем году министерство выполнило задачу по переходу на обмен и выдачу электронных иностранных бланков разрешения (ИБР) в автомобильных грузоперевозках с Республикой Узбекистан. В дальнейшем планируется масштабировать этот опыт, в частности, уже имеется устная договоренность с Китаем и Турцией.

В части организации мультимодальных грузоперевозок поставлена задача по обеспечению «бесшовного» транзита путём внедрения единой цифровой платформы. Сейчас подробно изучается международный опыт, начато тесное сотрудничество с ОАЭ и Сингапуром.

Зимой 2023 года на двух железнодорожных маршрутах Казахстана проведено пробное тестирование грузовой мультимодальной платформы Tez Customs, разработанной АО «НК «КТЖ» в сотрудничестве с сингапурской PSA. Пилотный проект показал возможность автоматической регистрации и автовыпуска транзитной декларации при сквозном транзите в третьи страны. К проекту уже подключились Азербайджан, Грузия и многие китайские логистические платформы.

Также Минтранспорта продолжает работу по созданию национальной интеллектуальной транспортной системы (ИТС), где будут взаимосвязаны существующие информационные системы, аппаратно-программные комплексы и планируемые к внедрению цифровые проекты.

Обработка больших данных, аналитика и мониторинг в ИТС, в т.ч. с применением искусственного интеллекта, позволит принимать качественные управленческие решения, повысит безопасность дорожного движения и приблизит к переходу на автоматизированный транспортный контроль.

На сегодняшний день совместно с заинтересованными госорганами разрабатывается подробная техдокументация на создание ИТС. В 2024 году планируется утвердить необходимые документы и начать фактическую реализацию проекта.

На начальном этапе ИТС охватит автомобильные грузовые перевозки, но в дальнейшем и все другие виды транспорта. Концепцией развития ТЛП предусмотрено создание единой системы путем объединения «Единой системы управления транспортными документами» (автотранспорт), «Системы e-Freight» (грузовые авиаперевозки), «Система управления движением судов» и «АСУ ДКР» (ЖД перевозки).