Казахстан стал частью Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон о ратификации документа.
Конвенция принята под эгидой Международной морской организации, ее уже ратифицировали 53 государства, что составляет более 75% мирового флота.
Присоединение к конвенции дает возможность защищать интересы Казахстана, когда на его территории тонут иностранные суда. Документ не позволяет собственнику отказаться от отвественности за удаление судна.
Документ регламентирует:
– установление финансовой ответственности судовладельца за определение местонахождения, обозначение и удаление затонувшего судна – любой его части, включая объекты, находившиеся на борту такого судна;
– обязательство иметь на борту судов (валовой вместимостью 300 и более регистровых тонн) свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов, которое является гарантией возмещения судовладельцем необходимых расходов по ликвидации аварии.
Кроме того, ратификация дает право предъявить требования о возмещении расходов напрямую страховой компании собственника затонувшего судна.
В соответствии со статьей 3 Конвенции, государство имеет право применить нормы конвенции на территориальные воды, направив соответствующее уведомление Генеральному секретарю Международной морской организации.
Казахстан был заинтересован в ратификации документа, так как на территорию страны постоянно заходят иностранные суда.
В 2020 году в морские порты Актау и Курык осуществлено 1283 судозахода, из них 261 раз - казахстанскими судами, 208 - российскими, 231 - иранскими и 579 - азербайджанскими. В международных перевозках задействовано 67 судов, в том числе 9 - казахстанских, 23 - иранских, 24 - российских и 12 - азербайджанских.
Иностранные суда, затонувшие в казахстанском секторе Каспийского моря:
В 2015 село на мель иранское судно «Тиба». Судоладелец - иранская компания «Хазар ШипингЛайн», которая передала права на судно иранской страховой компании «MOALEM», которая, в свою очередь, продала судно казахстанской компании «Бейсатов С.Д.». Ведутся мобилизационные работы. Поднять судно запланировано в первом полугодии 2021 года.
В 2016 году в районе мыса «Песчаный» затонул российский танкер «Аракс». Судно было продано владельцем ОО «Транскаспий» казахстанской компании «Батысэнерджи групп», которая удалила его в 2018 году.