В рамках поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева по модернизации системы подготовки кадров и развитию сотрудничества с международными научными и учебными центрами казахстанская делегация во главе с Вице-министром транспорта Республики Казахстан Талгатом Ластаевым провела рабочую встречу с Директором Национальной школы гражданской авиации Франции (ENAC) Оливье Шансу и его заместителем Николя Калазисом.
В ходе встречи обсуждались перспективы сотрудничества с ведущим европейским центром подготовки авиационных специалистов по вопросам открытия регионального авиационного учебного центра европейского уровня в Астане, который станет центром передовых образовательных стандартов в области гражданской авиации в регионе. Наличие в стране такого учебного центра позволит снизить зависимость отрасли от зарубежных учебных организаций и обеспечит подготовку квалифицированных специалистов в Казахстане. Данное сотрудничество также будет направлено на системную подготовку отечественных кадров отрасли и обеспечит обмен опытом, знаний и международных практик.
Гражданская авиация Казахстана демонстрирует устойчивый рост: ежегодно увеличивается пассажиропоток, расширяется маршрутная сеть, модернизируется инфраструктура и растёт парк воздушных судов. Для поддержания этих процессов стране необходим стабильный приток квалифицированных специалистов.
Ежегодная потребность отечественной авиационной отрасли составляет порядка 500–600 специалистов – пилотов, инженеров, авиадиспетчеров, сотрудников по наземному обслуживанию и другим ключевым направлениям.
При этом функционирующие в Казахстане авиационные учебные центры не соответствуют передовым европейским стандартам, устанавливаемым Европейским агентством по безопасности полетов (EASA). Необходимо отметить, что Национальная школа гражданской авиации (ENAC) является единственных учебным заведением, соответствующим требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и Международного совета аэропортов (ACI).
Инициатива направлена на устранение и предупреждение дефицита высококвалифицированных кадров в отрасли гражданской авиации Казахстана, что будет способствовать повышению уровня безопасности полётов, эффективности государственного надзора и развитию авиационной инфраструктуры страны.
В рамках визита руководство ENAC провело ознакомительную экскурсию по ключевым объектам учебного заведения.
По результатам встречи стороны согласились продолжить сотрудничество по данному вопросу.
Справочно: Национальная школа гражданской авиации (ENAC) основана в 1946 году в городе Тулуза. На сегодняшний день ENAC сотрудничает с более чем 117 странами мира, реализуя свыше 350 программ обучения и повышения квалификации.
В Париже состоялись заседания Казахстанско–Французского делового совета и 16-й Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, в которых принял участие Вице-министр транспорта Республики Казахстан Талгат Ластаев.
Ключевым событием стала церемония обмена папками Меморандума, предусматривающего поставку воздушных судов Airbus A320neo в формате «25 первоначальных бортов с возможностью расширения ещё на 25 единиц».
В ходе встречи Талгата Ластаева с Вице-президентом Airbus Шарбелем Юзкатли были обсуждены сроки поставок воздушных судов, запланированных на 2031 год, и возможность их ускорения.
Кроме того, Вице-министром были подняты вопросы создания совместного с Airbus авиационного учебного центра и организации лизинга воздушных судов.
В рамках МПК также прошло обсуждение дальнейшего сотрудничества с международными партнёрами: компанией TAV Airports — по модернизации аэропортовой инфраструктуры Казахстана, и компанией Alstom — в сфере промышленной кооперации.
Для улучшения транспортной взаимосвязанности между странами рассмотрены вопросы возобновления рейса Париж–Астана и открытия авиасообщения по маршруту Шымкент–Ницца.
В Министерстве транспорта Республики Казахстан проведено оперативное совещание с участием представителей Фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына» и АО «НК «Қазақстан темір жолы» по вопросам осуществления транспортировки зерновых грузов в страны Центральной Азии.
По итогам 11 месяцев текущего года перевозки зерна назначением в государства Центральной Азии составили 5,6 млн тонн, что на 32% выше показателя аналогичного периода 2024 года.
Только в ноябре на экспорт отгружено более 1,2 млн тонн зерновых, из них порядка 0,7 млн тонн – в направлении стран Центральной Азии.
Отмечено, что высокая концентрация сбыта на данном направлении привела к перегрузке приемных терминалов в Республике Узбекистан, что требует принятия оперативных и согласованных мер между транспортными администрациями двух стран.
Для выработки точечных решений по организации экспорта зерновых грузов с учетом пропускных и перерабатывающих возможностей узбекской стороны, по согласованию с узбекскими железными дорогами принято решение организовать совместное совещание 8-9 декабря т.г. в городах Сарыагаш и Ташкент.
В Казахстане продолжается обновление цифровой платформы rcmbase.qazjolgzi.kz, на которой аккумулируются материалы и новые технологии для строительства и содержания автомобильных дорог. На 1 декабря 2025 года в Единой базе зарегистрирована 191 технология, предназначенная для повышения долговечности, устойчивости и безопасности дорожного полотна.
Система классификации rcmbase.qazjolgzi.kz позволяет оценивать готовность решений к применению на объектах:
Отдельный акцент сделан на отечественных разработках: в базе учтено 37 технологий казахстанского производства. Среди них новые энергосберегающие добавки, антигололёдные материалы и стабилизаторы для укрепления дорожного полотна. Эти решения уже применяются в зимнем содержании дорог и направлены на повышение безопасности движения.
Особое внимание привлекают антигололёдные реагенты, созданные специалистами Казахстанского дорожного научно-исследовательского института (КаздорНИИ). Разработки выполнены по технологии, не содержащей солей, и рассчитаны на безопасное применение в условиях окружающей среды. Такие решения минимизируют негативное воздействие на почву, воду и растительность вдоль дорог, а их применение снижает риски для окружающих территорий и элементов инфраструктуры.
Эксперты отмечают, что развитие Единой базы повышает прозрачность рынка дорожных технологий и помогает внедрять решения, прошедшие лабораторные и полевые испытания.
«Цифровая классификация даёт отрасли инструмент, который исключает случайные разработки и позволяет выбрать материалы, доказавшие эффективность на реальных объектах. Это повышает надежность дорог и способствует применению новых подходов к строительству и содержанию», - сообщили в «КаздорНИИ».
Вся информация о технологиях, результатах испытаний и рекомендациях по их применению доступна на платформе rcmbase.qazjolgzi.kz
Представитель ПРООН в Казахстане провела совместную лекцию для сотрудников Министерства транспорта и Министерства промышленности и строительства, посвящённую предотвращению харассмента и формированию безопасной рабочей среды. Мероприятие прошло в рамках Плана работы уполномоченных по этике на 2025 год, утверждённого председателем Агентства по делам государственной службы РК.
Цель семинара: повышение осведомлённости государственных служащих о формах и проявлениях гендерной дискриминации, развитие навыков её профилактики и создание равных условий для женщин в профессиональной деятельности.
Мероприятие проведено совместно с уполномоченным по этике судебной администрации РК Айгуль Рамазановной Хасеновой. Семинар-тренинг был посвящён теме «Этическая коммуникация в профессиональной среде».
В рамках семинара рассмотрены основы, принципы и практические способы применения этического общения в профессиональной среде. Также были использованы игровые методы, направленные на развитие навыков взаимоуважительного общения в коллективе.
Участники мероприятия смогли лучше познакомиться друг с другом и обменяться позитивными впечатлениями.
Выражаем надежду, что подобная практика будет продолжена и впредь, способствуя укреплению эффективных служебных отношений и соблюдению принципов взаимного уважения.
Во второй панельной сессии форума Диалог-платформа сельских акимов вице-министр транспорта РК Жанибек Тайжанов озвучил основные результаты работы по развитию транспортной отрасли.
В 2025 году обеспечен рекордный объём дорожных работ — 13 тыс. км, включая 4 тыс. км дорог областного и районного значения. Доля местных дорог в нормативном состоянии достигла 89%, к концу года показатель составит 91%.
Продолжается модернизация транспортной инфраструктуры, включая строительство свыше 1,5 тыс. км железнодорожных путей и внедрение современных систем управления движением. За 10 месяцев 2025 года объём перевозок составил 259,7 млн тонн, пассажиропоток — 16,4 млн человек. Начаты работы по обновлению подвижного состава и модернизации 124 железнодорожных вокзалов.
Казахстанские авиакомпании перевезли 13,1 млн пассажиров, аэропорты обслужили 23,9 млн человек. Продолжается обновление аэропортовой инфраструктуры и развитие авиасообщения в регионах.
Министерство переводит ключевые процессы в электронный формат, что позволило увеличить объём международных рейсов и повысить эффективность перевозок. Внедряются цифровые сервисы, направленные на улучшение контроля и логистики.
В ходе сессии акимы сельских округов Ақжал, Көкентау, Ақирек и станции Жаңғызтөбе подняли вопросы по содержанию местных дорог, ремонту участка Семей–Қайнар до 74 км, установке ограждений на дорогах «Западная Европа — Западный Китай» и «Омск — Майкапшагай» в пределах сельских округов, выделению бюджетных средств на ремонт местных сетей, а также строительству пешеходного моста через железнодорожный путь на станции Жаңғызтөбе. По всем вопросам даны разъяснения, обращения взяты на контроль.
В заключение вице-министр отметил, что Министерство транспорта продолжает системную работу по развитию инфраструктуры и укреплению транзитного потенциала страны.
Казахстанская делегация во главе с Министром транспорта Республики Казахстан Нурланом Сауранбаевым приняла участие в Форуме инвесторов по Транскаспийскому транспортному коридору и взаимосвязанности.
Мероприятие прошло на высоком уровне. В его работе приняли участие комиссары Европейского союза, представители европейских финансовых институтов, а также министры транспорта расположенных вдоль Среднего коридора.
На полях Форума состоялась встреча министров транспорта Центральной Азии, Европейского союза, Южного Кавказа и Черноморского региона.
Министр транспорта РК выступил с докладом на панельной сессии и встрече министров транспорта, где отметил положительную сдвиги сотрудничества в рамках инициативы ЕС «Global Gateway». Были озвучены инициативы о необходимости принятия институциональной базы через подготовку межправительственного соглашения по ТМТМ.
По итогам мероприятия участники Форума отметили общую приверженность расширению партнерства между регионами в рамках развития Транскаспийского коридора.
В Центре приёма граждан и.о. министра транспорта Максат Калиакпаров провёл личный приём жителей городов Астаны, Алматы и Абайской области.
Граждане обратились по вопросам предоставления услуги инватакси, доступности авиа и железнодорожных перевозок, а также усиления транспортного контроля в регионах.
По итогам приёма всем обратившимся даны полные ответы и разъяснения. Все вопросы внесены в протокол и взяты на контроль.
24 ноября т.г. в стенах Министерства транспорта состоялась встреча Вице-министра транспорта РК Талгата Ластаева с делегацией Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
Целью встречи стало обсуждение текущих инициатив и определение новых направлений сотрудничества в сфере развития транспортной инфраструктуры.
В ходе переговоров стороны обсудили реализуемые и перспективные проекты в области автомобильных дорог.
Представители ЕИБ отметили положительную динамику реализации совместных инициатив и выразили готовность рассматривать новые инвестиционные возможности.
Отдельное внимание было уделено перспективным проектам железнодорожного сектора, направленным на повышение пропускной способности, развитие транзитного потенциала и улучшение логистических маршрутов. Также обсуждались планы по развитию водного транспорта, включая модернизацию портовой инфраструктуры и повышение эффективности внутренних водных путей.
Стороны подчеркнули важность укрепления партнёрства и договорились продолжить работу над формированием комплексных решений, которые будут способствовать развитию устойчивой и конкурентоспособной транспортной системы Казахстана.