Комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля совместно с административной полицией при координации Главной транспортной прокуратуры провёл масштабные рейды по всей стране.
Главная цель — безопасность пассажиров и профилактика ДТП.
В ходе проверки выявлено более 13,6 тыс. нарушений, в том числе:
• 1 167 — нарушений правил перевозки пассажиров и багажа;
• 394 — факта нелегальных перевозок (в основном такси);
• 1 962 — случаев отсутствия техосмотра или несоответствия техническим требованиям.
Особое внимание уделено автомобилям с правым рулем (Toyota Alphard, Estima и др.) — зафиксировано 213 выездов на встречную полосу. Также инспекторы отмечают тревожную тенденцию: выявлены факты, когда водители такси выполняли по 5–6 междугородних рейсов в день, нарушая режим труда и отдыха.
«Усталость водителя на длинных маршрутах по степени риска сопоставима с вождением в состоянии опьянения», — подчеркнули в Комитете автомобильного транспорта и транспортного контроля.
Выявлено 268 водителей в состоянии алкогольного опьянения и 2 506 случаев использования телефона за рулём.
Комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля призывает перевозчиков строго соблюдать законодательство, контролировать техническое состояние транспорта и не рисковать безопасностью пассажиров.
Контрольные мероприятия продолжатся в усиленном режиме.
С 15-16 октября 2025 года в Сеуле (Корея) проходит международный форум ALATAU RISE With Kazakhstan. В рамках этого события вице-министр транспорта Талгат Ластаев с выступил с докладом на тему «Алатау Сити - хаб экономики малых высот», в котором уделил особое внимание экономике малых высот – динамично развивающемуся сектору, охватывающий использование воздушного пространства до высоты 3000 метров, включая сферу городской воздушной мобильности, использование грузовых и доставочных дронов, телекоммуникационные решения и интеллектуальные системы логистики.
Именно здесь ожидается инновационный прорыв, в процессе которого аэротакси и беспилотные системы станут неотъемлемой частью транспортных и логистических цепочек, обеспечивая беспрецедентную скорость и эффективность как в доставке грузов, так и в перевозке пассажиров.
Этот крупномасштабный проект по созданию экосистемы городской воздушной мобильности реализуется компанией “Alatau Advance Air Group” за счет частных инвестиций при поддержке государства с планируемым запуском коммерческих операций в конце 2028 года, в рамках которого запланировано построить сеть вертипортов в городах Алатау, Алматы и Алматинской области и соединить их безопасными маршрутами.
На площадке форума между Министерством транспорта РК, Государственной корпорацией аэропортов Кореи и компанией Alatau Advance Air Group Ltd подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в части внедрения и эксплуатации проекта городской воздушной мобильности.
Взаимодействие в рамках меморандума позволит сторонам обеспечить развитие и обмен опытом в сфере передовой воздушной мобильности, внедрения современных технологий и цифровых решений, построение эффективной экосистемы.
Авиакомпания Qazaq Air (Vietjet Qazaqstan) запускает два новых международных маршрута, соединяющих Астану с Бишкеком и Самаркандом.
Расширение маршрутной сети в Центральную Азию нацелено на реализацию стратегической инициативы Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева по расширению связей между странами Центральной Азии для стимулирования развития туризма, торговли, образовательных и культурных программ.
С 7 ноября 2025 года авиакомпания начнет выполнять прямые рейсы Астана – Самарканд – Астана (2 раза в неделю — пятница и воскресенье), а с 10 ноября 2025 года — Астана – Бишкек – Астана (2 раза в неделю — понедельник и четверг).
Авиакомпания с ее хабом в аэропорту Астаны предлагает пассажирам удобные стыковочные рейсы в Бишкек, Самарканд, Омск и Новосибирск с расширенной программой внутренних маршрутов из столицы Казахстана.
Новые авианапраления будут способствовать развитию деловых, туристических и культурных связей нашего региона.
14 октября 2025 года в городе Баку состоялось 21-е заседание совместной Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой. Заседание прошло под председательством Министра транспорта Республики Казахстан Нурлана Сауранбаева и Министра энергетики Азербайджанской Республики Парвиза Шахбазова . В мероприятии приняли участие представители министерств, ведомств и деловых кругов обеих стран.
По итогам заседания подписан итоговый Протокол, включающий 17 направлений взаимодействия — от торговли и инвестиций до транспорта, энергетики, цифровизации, экологии, культуры и молодежной политики.
Так, стороны отметили устойчивый рост товарооборота и договорились продолжить диверсификацию торговли, развитие инвестиционного взаимодействия и поддержку совместных промышленных проектов. Договорились активизировать работу по предложению проектов для совместного инвестиционного фонда.
Стороны высоко оценили выполнение Соглашения о стратегическом партнерстве по развитию и передаче зеленой энергии и договорились продолжить взаимодействие по проекту Green Corridor Alliance.
Отмечено успешное сотрудничество АО «КазМунайГаз» и SOCAR по транзиту казахстанской нефти через территорию Азербайджана по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан, с планами увеличения объемов до 7 млн тонн к 2027 году.
Ключевой темой заседания стало развитие Среднего коридора (ТМТМ). Стороны с удовлетворением отметили тесное сотрудничество в области транспорта и положительную динамику роста грузоперевозок между двумя странами. По данным Азербайджанской Стороны по итогам 2024 года перевезено 287 контейнерных поездов (рост в 26 раза в сравнении с 2023 годом), за 9 месяцев 2025 года рост составил 39%. Стороны продолжат работу по реализации Плана мероприятий по устранению «узких мест» на ТМТМ. Также была обсуждена подготовка и подписание проекта Межправительственного соглашения для институционального обеспечения и повышения статуса ТМТМ. Стороны договорились начать обмен электронными разрешениями (e-Permit) на международные автоперевозки, провести в первом квартале 2026 года заседание Смешанной комиссии по автомобильным перевозкам и продолжить цифровизацию логистики через интеграцию систем Digital Trade Corridor и Digital Logistics Platform.
Также обсуждены перспективы развития портовых инфраструктур Азербайджана и Казахстана . Прорабатывается вопрос расширения географии прямых авиарейсов между странами. Страны также расширят сотрудничество в судостроительной отрасли — строятся новые контейнеровозы для Каспия, также планируется выпуск паромов и других судов с использованием казахстанских материалов и технологий.
Стороны договорились углубить сотрудничество в сфере цифровизации и инноваций, включая развитие искусственного интеллекта и стартап-экосистемы. Особое внимание уделено проекту строительства волоконно-оптических линий связи по дну Каспийского моря, который укрепит цифровую инфраструктуру Казахстана и Азербайджана.
В рамках заседания также рассмотрены перспективы сотрудничества в сфере сельского хозяйства, образования, науки, культуры и экологии.
Стороны подтвердили приверженность итогам COP29 в Баку и выразили готовность к совместной реализации климатических инициатив.
По итогам встречи подписан Протокол Межправительственной комиссии, закрепивший достигнутые договоренности и определивший дальнейшие приоритетные направления сотрудничества между Казахстаном и Азербайджаном. Стороны договорились провести 22-е заседание Межправительственной комиссии в 2026 году в городе Астана.
С китайской стороной достигнута договорённость о двустороннем обмене бланками разрешений в количестве 6 000 единиц на еженедельной основе.
На протяжении последних восьми недель каждый понедельник китайская сторона передаёт указанное количество бланков разрешений.
Очередная партия бланков ожидается к получению 13 октября 2025 года.
Среди основных требований, изложенных в обращении: пересмотр подходов к оплате ночных рейсов; повышение оклада командиров воздушных судов, повышение оклада вторых пилотов, увеличение оплаты налета для всех пилотов.
Министерство транспорта требует от авиакомпании рассмотреть данное обращение в соответствии с действующим законодательством страны.
Справочно: Авиакомпания Qazaq Air является совместным предприятием, в котором 49% акций принадлежат группе Sovico, еще 49% — Самрук Казына, а 2% — Kazasia Holding Limited.
В рамках форума Вице-министр транспорта Талгат Ластаев выступил с докладом на сессии по Расширению межрегиональной взаимосвязанности с фокусом на Центральную Азию, а также принял участие на сессиях по Стратегическому партнерству на Черном море, Обеспечению устойчивой и стратегической транспортной взаимосвязанности.
Европейской стороне предложена совместная реализация проектов вдоль Среднего коридора включая их финансирование, а также повышение компетенции транспортных работников. Вместе с тем, проведен краткий обзор реализации текущих совместных проектов
На мероприятии на высоком уровне приняли участие Президент Европейской комисии Урсула фон дер Ляйен, ряд еврокомиссаров, Президенты таких стран, как Ангола, Колумбия, Конго, Гватемала, Индия, Люксембург, Мавритании, Нигерии, Руанда, ЮАР, Премьер-министры Армении, Барбадос, Бельгии, Кабо Верде, а также министры стран партнеров ЕС по экономике, транспорта, энергетике и других отраслей.
Инициатива Global Gateway играет важную роль в расширении партнерств, продвижении устойчивых инвестиций и создании надежных транспортных и торговых связей между регионами.
В частности, сегодня со стороны европейских институтов уделяется активное внимание Центральной Азии с практической поддержкой в реализации проектов для улучшения взаимосвязанности между Европой и Центральной Азией.
В ходе форума всеми участниками единогласно отмечена важность укрепления межрегионального партнерства, принятие интегрированных и взаимовыгодных решений во всех аспектах деятельности стран.
С 1 января 2025 года в Российской Федерации вступили в силу изменения в миграционное законодательство. Согласно новым нормам, срок пребывания иностранных граждан без регистрации, в том числе казахстанцев, сокращён со 180 до 90 дней в течение календарного года, независимо от количества въездов и выездов.
Данные требования распространяются, в том числе, на водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
В настоящее время российская сторона рассматривает возможность пересмотра указанных ограничений в отношении граждан Республики Казахстан, занятых в сфере международных перевозок.
До принятия соответствующего решения казахстанским перевозчикам рекомендуется заблаговременно проверять перед отправкой сроки нахождения своих водителей на территории Российской Федерации, чтобы избежать возможных нарушений и связанных с ними последствий.
Частный железнодорожный перевозчик «KAZRAIL» запустил в пилотном режиме высокоскоростной интернет от Starlink в поезде №655/656 следующем по маршруту «Астана – Аркалык». До конца текущего года проект будет находиться в стадии апробации.
Перевозчики продолжают поэтапную работу по обеспечению доступа к интернету в пассажирских поездах. Напомним, ранее АО «Пассажирские перевозки» также запустило пилотные проекты по направлениям «Астана – Алматы» и «Астана – Усть-Каменогорск».
«Казахстанский дорожный научно-исследовательский» (КаздорНИИ) готовит проект Ведомственных нормативов «Назначение межремонтных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог, в том числе обстановки пути после строительства, реконструкции, капитального, среднего и текущего ремонта», который впервые закрепит единые и обязательные сроки ремонтов для всех видов работ и элементов обстановки пути. Документ будет распространяться на дороги республиканского и регионального значения и станет обязательным для всех.
До настоящего времени в дорожном строительстве отсутствовали единые и однозначные требования к гарантийным срокам. Параметры определялись в каждом контракте отдельно, что создавало правовую и организационную неопределенность. Проект устанавливает обязательные межремонтные сроки и гарантийные периоды по дорожной одежде и обстановке пути после строительства и всех видов ремонтов, их увеличение допускается при подтверждённом соблюдении технологической дисциплины и требований к качеству материалов.
Разработчики проанализировали межремонтные интервалы с учетом климатических особенностей Казахстана и сопоставили их с практиками стран Евросоюза, Китая и СНГ. Такой подход позволил установить обоснованные нормативные сроки с опорой на международный опыт, обеспечив баланс между долговечностью дорог и экономической целесообразностью.
«В проект впервые будут включены нормы по долговечности элементов обстановки пути. Например, для бортовых камней, которые ранее нередко заменяли ежегодно из-за отсутствия единых требований, теперь будет установлен гарантийный срок. Это позволит избежать преждевременных замен и оптимизировать использование бюджетных средств» - отметили в «КаздорНИИ».
По словам разработчиков, внедрение документа позволит не только повысить качество дорог, но и сэкономить значительные средства за счет исключения необоснованных ремонтов. В перспективе это станет одним из инструментов повышения доверия к подрядчикам и прозрачности в дорожной отрасли.
После утверждения проект обретет статус обязательного нормативного акта и станет базой для планирования, заключения контрактов и приемки выполненных работ по всей стране.