За годы независимости отрасль водного транспорта претерпела значительные изменения, оказывающие влияние на развитие транспортного потенциала Республики Казахстан в целом.
В настоящее время отрасль водного транспорта представлена на Каспийском море портами Актау, Курык и Баутино, национальной морской судоходной компанией «Казмортрансфлот», на внутренних водных путях – подведомственным Министерству республиканским казенным государственным предприятием «Қазақстан су жолдары», Павлодарским и Атырауским речными портами, а также частными судовладельцами.
Морской транспорт
Морской порт Актау в настоящее время занимает одну из ведущих позиций в формировании и перевалки грузопотоков Каспийского моря. В 2003-2005 годы проведена реконструкция причалов № 4 и № 5. Это позволило принимать танкера дедвейтом 13 000 тонн. В 2015 г. в рамках проекта «Расширение порта Актау в северном направлении» завершено строительство 3 сухогрузных терминалов, в результате пропускная способность порта составила порядка 21 млн. тонн.
Порт Баутино расположен в Тупкараганском заливе и позиционируется как база продержки морских операций в рамках освоения казахстанского сектора Каспийского моря. В целях обеспечения безопасности мореплавания с 2007 года функционирует Система управления движением судов. Это позволяет вести контроль за движением судов в радиусе до 20 миль и обеспечивать судозаход в порт до 5000 судов в год.
В рамках реализации госпрограммы «Нурлы Жол» в 2015-2018 гг. реализован проект строительства паромного комплекса в порту Курык мощностью 6 млн. тонн в год. В 2016 г. в порту запущен железнодорожный паромный терминал мощностью 4 млн. тонн, операционная деятельность которого начата в 2017 г. Основную номенклатуру грузов составляют нефтепродукты, товары народного потребления, химикаты, оборудование и металлопродукция. В 2018 г. завершена вторая фаза строительства порта Курык - автомобильный паромный терминал мощностью 2 млн. в год, обеспечивающий обработку колесной техники.
В целом, пропускная способность морских портов Казахстана составляет порядка 27 млн. тонн.
На 2021 год в морских судовых реестрах Казахстана зарегистрировано порядка 300 судов – барж, буксиров, ледоколов, аварийно-спасательных судов и т.д., в то время как 10 лет назад насчитывалось всего 80 судов.
В целях развития морского транспорта Казахстана в 1998 г. создана компания «Казмортрансфлот», основная деятельность которой направлена на развитие национального флота, что способствует интеграции водного транспорта Казахстана в мировую транспортную систему. С 2005 года начато оперирование нефтеналивными танкерами дедвейтом 12 тыс. тонн. В 2005-2010 годы построено восемь танкеров дедвейтом 12 000 и 13 000 тонн, которые на сегодняшний день осуществляют транспортировку нефти через порты Актау, Махачкала и Баку.
Казахстанский флот также пополнился 4 сухогрузными судами и 1 контейнеровозом. С 2014 года осуществляется транспортировка экспортных грузов собственными сухогрузами. В настоящее время вышеуказанные суда осуществляют перевозку сухих грузов на Каспии, а также задействованы на фидерной линии между портами Актау и Баку по транспортировке контейнеров.
Доля граждан РК в составе экипажей судов за последние 10 лет выросла в 3 раза и при общей численности порядка 1,5 тыс. человек составляет около 60 %, а на уровне командного состава – 29 %.
С 2015 г. начата выдача удостоверений личности моряка, с 2018 г. – мореходных книжек, с 2020 г. – профессиональных дипломов и подтверждений иностранных профдипломов.
По состоянию на 2021 год выдано: удостоверений личности моряка – 1800, мореходных книжек – 760, профессиональных дипломов – 75, подтверждений иностранных профдипломов – 400.
Речной транспорт
В целях обеспечения сквозного судоходства на всем протяжении казахстанской части реки Иртыш в декабре 2004 года введен в эксплуатацию Шульбинский судоходный шлюз, строительство которого было начато в 1978 году.
В 2005 году завершен проект по реконструкции Урало-Каспийского канала.
В 2012 году завершен проект реконструкции Усть-Каменогорского и Бухтарминского шлюзов, более 50 лет находившихся в непрерывной эксплуатации и имевших оборудование начала 60-х годов прошлого столетия.
В 2018 году завершено строительство защитного гидротехнического сооружения Шульбинского шлюза, обеспечивающего безаварийную работу шлюза при наполнении водохранилища до максимального уровня.
С учетом износа и выбытия технического флота приобретено порядка 36 судов, отвечающих современным требованиям к судам данного класса.
В результате, объемы перевозок речным транспортом выросли с 132 тыс. тонн до 1,5 млн. тонн или более чем в 10,7 раз. Также возобновлены перевозки речным транспортом по реке Иртыш в межгосударственном сообщении с Российской Федерацией, объем которых в навигацию 2019 года составил порядка 548 тыс. тонн.