Локдаун не вечен. И сейчас самое время подготовиться к открытию туристических сезонов. Что сделано по линии министерства культуры и спорта РК для того, чтобы с открытием границ иностранные туристы искали на карте мирового туризма такую страну, как Казахстан, а на вопрос «Куда поехать?» знали точный ответ? По словам Министра Актоты Раимкуловой 2020 год был сложным для Республики Казахстан. Пандемия коронавируса оказала заметное влияние на экономику страны и,особенно, на отрасль туризма. Во многих странах на долю туризма приходилось от одной пятой части до половины валового национального продукта. В сфере туризма было занято 60% всей рабочей силы в мире. В один момент всё это рухнуло.
«Несмотря ни на что, правительствами всех стран предпринимаются подготовительные меры для привлечения туристов после завершения пандемии короновирусной инфекции. Ведь, для многих экспертов очевидно - как только завершится карантин, после долгого и изнурительного локдауна, при первой возможности, туристы вновь захотят отправиться в путешествия. И очень важно - в полной готовности встретить отложенный на время спрос»,- считает министр.
Как отметила Актоты Раимкулова, отрасль туризма в нашей стране определена как перспективное направление развития несырьевого сектора экономики и включена в число национальных приоритетных кластеров. Принятая в 2019 году Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы ставит целью достижение 8%-го вклада туризма в ВВП страны, с привлечением более 9 млн. въездных посетителей и увеличением количества внутренних туристов до 8-ми млн. человек. Планируется создать порядка 200 тысяч новых рабочих мест. «Эти амбициозные цели, несмотря на происходящий ныне кризис, мы сохраняем без изменений.
Сегодня мы наблюдаем, как многие страны с ослаблением карантинных мер, при первой возможности начинают активную работу по привлечению международного туриста. По имеющимся данным у Комитета индустрии туризма, в настоящее время активно приобретаются туристские путевки по таким направлениям как Мальдивы, Шри-Ланка, Египет, Турция и другие.
Именно поэтому, в кризисный период важно не останавливать работу и продолжать оказывать поддержку в маркетинговом продвижении туризма Казахстана, как на внутреннем, так и на международном рынках. Конечно же, Казахстан еще не настолько раскрученная туристская дестинация в мире, но в том то и дело: важно чтобы те, кто знает, не забыли нас, а те, кто не знает - узнавали, вдохновлялись и начинали задумываться о планировании будущей поездки в нашу страну», - поделилась министр.
Вместе с тем, Актоты Раимкулова отметила, что АО НК Kazakh Tourism является специально созданной структурой Министерства культуры и спорта, одной из задач которой является маркетинговое продвижение туризма. По ее мнению, несмотря на тотальное сокращение бюджета указанной организации, как показали итоги 2020 года, руководству этой организации удалось выполнить цели и задачи, поставленные перед ним министерством и достичь значительных результатов в продвижении цифровизации.
Предпринятые меры прокомментировал и руководитель АО НК Kazakh Tourism Е.М. Еркинбаев.
Он отметил, что бюджет АО НК Kazakh Tourism составил 1,5 млрд. тенге, из них на продвижение и цифровизацию отведено 893 млн. тенге.
Он считает, что важным элементом в рекламе и продвижении туристского потенциала является контент, а в частности - видеоролики. Качественный видеоролик, являясь эффективным инструментом маркетинга, имеет множество преимуществ и множество вариантов использования. Видео позволяет создать связь с потребителем, быстро обработать заложенную в ролик информацию, предложить ему ценность и вдохновить на активные шаги.
«Анализ, проведенный нашими специалистами, показал, что несмотря на обилие видеоконтента о Казахстане на популярной платформе YouTube, большая его часть не соответствует качеству и стандартам, существующим в секторе глобальной международной рекламы. Это привело нас к принятию решения о выпуске целого видео-ряда о туристском потенциале Казахстана.
В первую очередь, мы активизировали на YouTube собственный канал о туризме Казахстана Travel Kazakhstan, где собрали наиболее выдающиеся по своему формату видео и связали его с другими нашими площадками в социальных сетях, а также с национальным туристическим порталом www.kazakhstan.travel Это даёт мультипликативный эффект за счёт перехода с одного сайта на другой, что в конечном итоге, обеспечит больший охват», - сказал Е.М.Еркинбаев.
По его словам, в течение 2020 года несколькими профессиональными командами было создано 10 видеороликов о туристическом потенциале дестинаций, входящих в ТОП-10 карты туристификации Казахстана: Нур-Султане, Туркестане Мангистау, горном кластере Алматинского региона, озере Алаколь и Балхаш, Шучинско-Боровской, Имантау-Шалкарской и Баянаульской курортных зонах, космодроме Байконур. На сегодняшний день, видеоролики размещены на официальных аккаунтах АО НК Kazakh Tourism и в региональных туристских информационных центрах, в YouTube, Facebook, Instagram, Telegram, а также разосланы в Посольства РК за рубежом и в областные акиматы.В дополнение к этому, видеоролики размещались в социальных сетях партнеров, в аккаунтах блогеров и знаменитостей России и Казахстана.
Количество просмотров видеороликов о ТОП-10 на официальном Youtube канале составило более 30 тысяч за 5 месяцев. Спикер выразил уверенность в том, что в 2021 году эта работа даст очень высокие результаты в повышении узнаваемости туристских регионов нашей страны.
Ролик о Казахстане Travelstan стал победителем в номинации "Лучшее тревел-видео" на конкурсе PATAGoldAwards. Церемония награждения PATAGoldAwards является частью программы PATATravelMart, целью которой является признание выдающихся представителей индустрии туризма Азиатско-Тихоокеанского региона. С момента своего создания в 1984 году проекты, получившие гранты PATAGoldAwards, устанавливают отраслевые стандарты качества и инноваций, служа примером для других. Получение PATAGoldAwards значительно повышает репутацию организации. Победившие участники получат возможность доступа к международным СМИ - в качестве пресс-релизов и других новостных материалов.
Казахстан завоевал Гран-при на конкурсе Divo Евразии с видеороликом “Куда мы летим?”. Divo Евразии это международный туристский фестиваль-конкурс видеороликов, короткометражных и анимационных фильмов на туристическую тематику о туристском потенциале стран Евразии.
Создана серия передач «СаяхатTime», которая транслировалась на республиканском телеканале «Хабар 24». Телепрограмма «СаяхатTime» — это цикл программ о современных тенденциях и результатах проводимой работы по развитию туристского потенциала страны. За 2020 год было произведено 10 выпусков, с охватом более 3,2 млн телезрителей.
Реализован проект "Культурный туризм" - по продвижению экотуризма и пропаганде бережного отношения к природе, с привлечением лиц с ограниченными возможностями. Проект прошел под общим слоганом: "Сегодня мы сохраним природу - Завтра природа сохранит нас!". Охват в интернете от продвижения 5 созданных социальных видеороликов среди казахстанской аудитории составил более 10 млн. человек. На текущий момент видеоролики были переданы в МИОР для ротации на республиканских телеканалах.
Была организована съемка двух выпусков телешоу "Орел и Решка. Чудеса света" о Казахстане - в Алматинской и Мангистауской областях. Потенциальный охват передачи составляет 70 млн. зрителей. Передача широко известна среди русскоязычной аудитории в России, Украине, Казахстане и в других странах. Она транслируется на телеканалах «Пятница» и «Новый канал», а также на Youtube.
Также прошла съемка первой части документального фильма о природных красотах Казахстана французского продакшна FrenchConnectionFilms - в частности, был отснят зимний сюжет. Съемки второй части фильма (летнего сюжета) планируются в июле 2021 года, выход фильма ожидается в сентябре-октябре 2021 года. Документальный фильм будет транслироваться на французском и немецком языках в странах Европы и Африки на телеканалах ArteTV и UshuaiaTV. Охват иностранной аудитории составляет более миллиона зрителей.
В рамках продвижения тур потенциала Казахстана, АО НК Kazakh Tourism провело ряд рекламных кампаний с использованием рекламных инструментов Google, Youtube, Yandex, Facebook, Instagram, Weibo, WeChat. Таким образом, были реализованы 2 рекламные кампании на казахстанскую аудиторию с общим охватом 17.7 млн человек; 2 рекламные кампании, ориентированные на потенциальных туристов из Европы (Франция, Испания, Германия, Италия) с общим охватом 5.6 млн. человек. Аккаунты Казахстана в социальных сетях Китая Weibo и Wechat достигли общий охват 3.7 млн человек.
В условиях карантина, введенного многими странами, претерпели изменения форматы традиционных профессиональных выставок и конференций. В течение года успешно использовались международные онлайн площадки.
Реализована онлайн-выставка «Россия-Казахстан» - профессиональная выставка, направленная на продвижение туристских возможностей Казахстана. В рамках данного мероприятия проведено четырехдневное онлайн-обучение для профессионалов тур-отрасли двух стран.
В течение 2020 года, АО НК Kazakh Tourism приняло участие во множестве виртуальных выставок и конференций, направленных на развитие и продвижение тур-потенциала страны. В том числе, было принято участие в онлайн выставке PATADreamtoTravelFestival, VirtualPATATravelMart 2020 и самой крупной выставке делового туризма мира IMEX 2020. Также, принято участие в таких крупных мероприятиях, как: WorldTourismForum, «Всемирный конгресс ICCA 2020» и в партнерских мероприятиях «Всемирный технологический саммит WebSummit2020 и WorldCobVirtualSummit 2020 (BizzAward). В рамках участия проведено более 100 встреч с туроператорами, представителями бизнеса и с потенциальными организаторами международных мероприятий по привлечению MICE мероприятий в Казахстан.
Как результат проводимой работы по повышению узнаваемости страны в мире, можно отметить признание Казахстана перспективным направлением для путешествий рядом крупных информационных изданий.
Казахстан выиграл номинацию «Лучшие гостевые дома» в категории «Сообщества» по версии глобального издательства LonelyPlanet. Издательство является одним из первых официальных издательств, специализирующихся на выпуске путеводителей для туристов. Платформу LonelyPlanet.com ежемесячно посещают 13 млн. человек для получения информации о путешествиях, советов и развлечений. Основной аудиторией являются образованные и активные люди в возрасте от 18 до 34 лет.
Французское издание Le Figaro включило Казахстан в список 21 дестинации, которые рекомендованы к посещению в 2021 году.
Читатели известного британского издания The Guardian включили Казахстан в свой список лучших мест для посещения.
В начале года Британское общество бэкпекеров (British Backpacker Society) определило Казахстан в ТОП-5 списка must visit на 2020 год для любителей активных эко-путешествий.
По версии авторитетного издания Gulf News, Большое Алматинское озеро вошло в ТОП-5 дестинаций для жителей ОАЭ.
Крупное российское информагентство РИА включило озеро Кайынды в список самых красивых горных озер мира.
В 2020 году Британское издание Telegraph отметило Казахстан как «динамично развивающуюся турдестинацию».
Реализована ситуативная PR кампания Kazakhstan. VeryNice!, в связи с выходом кинокартины «Борат-2». Общий охват иностранной аудитории составил более 1 млрд. зрителей, информация о тур потенциале Казахстана получила широкую огласку и была размещена на страницах голливудских звезд и в мировых СМИ, таких как NewYorkTimes, TheGuardian, CNN и многих других.
На сегодняшний день, также беспрерывно функционирует Национальный туристский портал www.kazakhstan.travel, который охватывает все значимые по стране объекты туристского интереса с предоставлением полной информации на 7 языках (казахском, русском, английском, а также французском,немецком, китайском и корейском). В разделе для туристов имеется возможность поиска маршрутов, поиска турпредложений, получения полезной информации, вдохновляющие статьи о достопримечательностях, календарь мероприятий и так далее. Для представителей бизнеса были включены реестры турагентств, гидов-экскурсоводов, ремесленников с возможностью фильтрации по регионам и видам туризма. В течение года портал посетили более 270 тыс. человек, в сравнении с 2019 годом число посетивших увеличилось на 144%. Посещаемость портала возросла до 1700-2000 человек в день. Кроме того, возросли позиции портала по ключевым запросам в поисковых системах Google и Яндекс до ТОП 5.
Еркинбаев подробно остановился и на предстоящем праздновании 750-летия Золотой Орды. Он отметил, что в рамках празднования запущен модуль https:altynorda.kazakhstan.travel, цель которого — ознакомление соотечественников и иностранной аудитории с историей казахского народа, древними легендами и преданиями тех времен, историей Улытау и архитектурными памятниками Золотой Орды. С момента запуска модуля количество его посетителей превысило 10 тыс. человек. Охват от продвижения - более 16 тыс.
Большое внимание было уделено взаимодействию с туристским рынком и, в частности, внедрению новых цифровых инструментов.
По части цифровизации разработана онлайн-платформа для представителей туристского рынка по внутреннему туризму «Туризм онлайн». Онлайн-платформа «Туризм онлайн» предназначена для формирования туристической экосистемы, объединяющей участников рынка с помощью единой коммуникационной платформой. Данная платформа позволяет получать всю необходимую информацию про туризм и обмениваться последними трендами в сфере туризма, с помощью форума, чат-бота и вебинаров. На сегодняшний день обсуждено 50 тем, с участием порядка 3000 человек, а просмотры записи вебинаров составили более 35 000. География участников кроме Казахстана охватывает страны СНГ и дальнего зарубежья. На платформу было добавлено 10 публикаций, 5 travel - дайджестов, 7 новостей и 5 вебинаров.
С прошлого года на базе АО НК Kazakh Tourism развернут проектный офис Комитета индустрии туризма Министерства культуры и спорта. В ходе реализации проектов государственной программы нами активно внедрялись новые инструменты, позволяющие оперативно и качественно реализовывать различные меры.
Разработана автоматизированная информационная система управления проектами ViewProject. Данная система позволяет контролировать и мониторить процесс реализации проектов. Важной особенностью системы является визуализация проектов на многослойной цифровой карте.
Разработана информационная система по сбору и обработке статистики в сфере туризма Tourstat.kz с возможностью визуализации статистических данных в удобном для пользователя виде: графики, таблицы и так далее.
Разработана и внедряется информационная система eQonaq, которая позволила создать единый реестр мест размещения, дала возможность собирать и обрабатывать данные по туристическому потоку, портрету туристов и миграционному контролю. Также одной из главных функций системы является автоматизация процесса уведомления Министерства внутренних дел РК о прибытии иностранных туристов в места размещения.
В ноябре 2020 года система была запущена в опытную эксплуатацию в городах Нур-Султан и Алматы. За период с 01.11.2020 по 04.01.2021 г. она внедрена в 124 местах размещения (отели, хостелы, дома отдыха и т.д.), которые зарегистрировали 2340 туристов, из них по 2183 туристам были отправлены уведомления о пребывании иностранного гостя в систему ИС «Миграционная полиция» (интеграция через платформу SmartBridge).
«Благодаря системе eQonaq мы точно можем сказать, сколько туристов той или иной страны находятся в регионе, и какова их цель визита. Отели и другие места размещения легко выполнят требования Миграционного законодательства. Туристы смогут свободно перемещаться по стране, а МВД РК И КНБ РК контролировать безопасность нашей страны.
По итогам 2020 года, работа, проводимая АО НК Kazakh Tourism по продвижению и развитию туристского потенциала, дала свои плоды. Принятые меры позволили переосмыслить подходы в организации мероприятий по продвижению страны на внутреннем и зарубежном рынках, качественно реализовать ситуативный маркетинг и заложить основу для дальнейшей цифровизации туристской отрасли страны»,- сказал в заключение Е.Еркинбаев.