Бюро запустило новый инструмент для анализа конкуренции на рынках

Бюро запустило новый инструмент для анализа конкуренции на рынках

Бюро национальной статистики представило интерактивный дашборд«Аналитическая карта состояния конкуренции», предназначенный для анализа конкурентной среды на рынках Казахстана. Этот дашборд предоставляет открытую и доступную информацию о текущем состоянии различных отраслевых рынков, что является одним из базовых условий для развития конкуренции.

Дашборд охватывает 17 рынков, из которых 13 относятся к промышленности и 4 – к услугам (сотовая связь, авиаперевозки, железнодорожные перевозки и жилищное строительство). Он использует ключевые индикаторы, такие как коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля-Гиршмана, которые помогают оценить уровень конкуренции на рынке. Так, например, на дашборде пользователи могут отследить, что в 2023 году доля трех крупнейших производителя гречневой крупы и муки грубого помола составила 51% всего объема (индекс HHI – 0,14). Тем самым можно сделать вывод, что рынок характеризуется умеренной конкуренцией.

При этом необходимо отметить, что представленные инструмент и показатели имеют некоторые ограничения, связанные с выбором данных и методологией расчетов, в связи с чем являются экспериментальными и служат в качестве прокси-индикаторов состояния конкуренции на рынках.

«Несмотря на то, что инструмент носит экспериментальный характер, данные дашборда представляют значительную ценность в понимании рыночных процессов по различным отраслям, включая информацию о динамике рынков и показателях рыночной концентрации. Это обеспечивает комплексное представление о конкурентной среде и результатах мер антимонопольной политики», – говорит руководитель Бюро Максат Турлубаев.


Публикация дашборда направлена на сбор обратной связи и тестирование различных подходов для дальнейшего совершенствования аналитических методов.

Справочно:
• Коэффициент концентрации — это показатель, который измеряет долю рынка, занимаемую определённым количеством крупнейших компаний, например, топ-3 или топ-5 участников. Высокий коэффициент концентрации указывает на низкий уровень конкуренции, поскольку несколько компаний доминируют на рынке.
• Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) — это более сложный показатель, который измеряет рыночную концентрацию с учётом долей всех участников рынка. Значение HHI может варьироваться от 0 до 1, где высокие значения указывают на высокий уровень монополизации, а низкие значения — на конкурентный рынок.