Меню

Мобильная связь
Интернет
Фиксированная связь
Почтовая связь
Проверка качества сотовой связи
Выдача разрешений на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан
Развитие новых технологий и инфраструктуры в области связи
Государственная политика в области связи
Промышленность и бизнес

Меры государственной поддержки  проектов субъектов частного предпринимательства 

Меры поддержки в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы:

1.Предоставление портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам

Портфельное субсидирование процентной ставки вознаграждения кредитов для субъектов малого, в том числе микропредпринимательства, осуществляетсябез отраслевых ограничений (за исключением деятельности ломбардов, микрофинансовых, факторинговых организаций и лизинговых компаний, а также в сфере торговли (допускается торговля продуктами питания) по кредитам банков с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей 23,75%(базовая ставка вознаграждения НБ РК + 7%), из которых 6% оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством.

Для предпринимателей, реализующих проекты в моно и малых городах, сельских населенных пунктах конечная ставка составляет 5%, и допускается субсидирование проектов в сфере торговли.

Срок портфельного субсидирования:

- на инвестиции (кредит до 20 млн. тенге) – 3 года;

- на пополнение оборотных средств (кредит до 5 млн. тенге) – 2 года.

В случае недостаточности залогового обеспечения АО «ФРП «Даму» обеспечивает частичное гарантирование в размере до 85% от суммы кредита.

 

  1. Субсидирование части ставки вознагражденияпо направлению «Поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности»

Осуществляется по кредитам/договорам финансового лизинга по проектам предпринимателей /субъектов индустриально-инновационной деятельностис номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей 21,75%(базовая ставка вознаграждения НБ РК + 5%), из которых 6% оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством.

Сумма кредита/договора финансового лизинга для предпринимателей, реализующих проекты в рамках приоритетных секторов экономикибез учета места регистрации предпринимателя – до 3 млрд. тенге (в том числе в моно-, малых городах и сельских населенных пунктах), а на пополнение оборотных средств – до 500 млн. тенге.

Сумма кредита/договора финансового лизинга по проектам, реализуемым в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров без отраслевых ограничений с учетом места реализации и места регистрации предпринимателя – 1,5 млрд. тенге. Кроме того, в указанных регионах допускается субсидирование по кредитам на пополнение оборотных средств в сфере торговой деятельности на сумму не более 100 млн. тенге.

Срок субсидирования:

- на инвестиции– до 5 лет;

- на пополнение оборотных средств – до 3 лет.

 

  1. Субсидированиев рамках Механизма кредитования и финансового лизинга приоритетных проектов («Экономика простых вещей»)осуществляетсяв соответствии с перечнями товаров для субсидирования по кредитам/лизингу в рамках проектов по переработке и производству в АПК,обрабатывающей промышленности и услугах по кредитам/лизинговым сделкам с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей 21,25%(базовая ставка вознаграждения НБ РК + 4,5%), из которых 7% оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством.

Допускается субсидирование кредита на пополнение оборотных средств в размере не более50% от общей суммы кредита в рамках одного проекта заемщика.

Максимальная сумма кредита не ограничена. При кредите на сумму свыше 10 млрд. тенге необходимо положительное заключение соответствующего отраслевого ЦГО.

Срок субсидирования:

- на инвестиции– до 5 лет;

- на пополнение оборотных средств – до 3 лет.

 

  1. Гарантирование по кредитам/финансовому лизингупредпринимателей осуществляетсяпо кредитам/лизинговым сделкам с номинальной ставкой вознаграждения:в рамках Национального проекта -не превышающей 21,75%(базовая ставка вознаграждения НБ РК + 5%), в рамках Механизма-не превышающей 21,25%(базовая ставка вознаграждения НБ РК+4,5%).

Условия гарантирования в рамках Нацпроекта:

1) сумма кредитовпо проектам в приоритетных секторах экономики не может превышать 1 млрд. тенге, а на пополнение оборотных средств в отдельных случаях(в т.ч. в сфере торговли продуктами питания)- не более 500 млн. тенге.Сумма предмета лизинга, по которому осуществляется гарантирование, не может превышать 500 млн. тенге;

2) сумма кредитовпопроектам в моно-, малых городах и сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров, реализуемым без отраслевых ограничений с учетом места реализации и регистрации предпринимателя, не может превышать 360 млн. тенге. При этом допускается гарантирование на пополнение оборотных средств в сфере торговой деятельности на сумму не более 100 млн. тенге для одного предпринимателя;

3) размер гарантии составляетдо50-85% от суммы кредита, при этом предприниматель предоставляет обеспечение в размере не менее 50% от суммы кредита. По финансовому лизингу максимальный размер гарантии не может превышать 70% от стоимости предмета лизинга.

Для начинающего предпринимателя сумма кредита не может превышать 360 млн. тенге, размер гарантии составляет до 85% от суммы кредита, при этом предприниматель предоставляет обеспечение в размере не менее 15% от суммы кредита.

Срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита.

По кредитам в сумме свыше 500 млн. тенге включительно предприниматель обеспечивает участие в реализации проекта собственных средств (деньгами, движимым/недвижимым имуществом) в размере не менее 10% от общей стоимости реализации проекта.

Условия гарантирования в рамках Механизма:

1) сумма кредита / предмета лизингане может превышать 1 млрд. тенге,
а на пополнение оборотных средств по проектам в обрабатывающей промышленности–до 50%от суммы проекта.Допускается гарантирование кредита, 100% которого направлено на пополнение оборотных средств, если размер данного кредита не превышает 50% от общей кредитуемой суммы проекта.

По проектам по переработке и производству в АПК, финансируемым за счет собственных средств банков, гарантирование может осуществляться по кредиту, направленному на пополнение оборотных средств (за исключением проведения расчетов по оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов или договоров лизинга) в размере 100% включительно.

2) размер гарантии составляетдо50% от суммы кредита, при этом предприниматель предоставляет обеспечение в размере не менее 50% от суммы кредита. По финансовому лизингу максимальный размер гарантии не может превышать 70% от стоимости предмета лизинга.

 

  1. Условия подведения недостающей инфраструктуры

Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры осуществляется для предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики, отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, а также предпринимателей, реализующих проекты в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах без отраслевых ограничений и учета места регистрации предпринимателя.

Выделенные средства направляются на строительство (реконструкцию) следующей инфраструктуры: водоотведение, водоснабжение (бурение скважин для водоснабжения), газификация, водоводы, паропроводы, теплоснабжение, водопроводы, железнодорожные тупики, железнодорожные подъездные пути, телефонизация, электрические подстанции, линии электропередачи, септики, парогазовые установки.

Подведение недостающей инфраструктуры осуществляется до границы территории объекта субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим критериям:

- объем инвестиций в проект – не менее 200 млн. тенге;

- стоимость строительства (реконструкции) инфраструктуры – от 50 млн. тенге до 1 млрд. тенге, за исключением строительства (реконструкции) инфраструктуры для проектов по рекомендации Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан на сумму, не превышающую 5 млрд. тенге, а также проектов, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы».

Для проектов создания или развития индустриальных зон:

- объем инвестиций в проект - не менее10 млрд. тенге;

- стоимость строительства (реконструкции) инфраструктуры - не менее
2 млрд. тенге.

Допускается подведение недостающей инфраструктуры к проектам строительства торговых объектов современного форматас торговой площадью не менее 1000 кв. метров.

Подведение инфраструктуры к проектам, не отвечающим критериям, осуществляется за счет средств местного бюджета. В случае выделения средств из РБ, осуществляется софинансирование из местного бюджета в размере не менее 10% от стоимости строительства.

Стоимость инфраструктуры не должна превышать 50% от стоимости проекта.

Для получения поддержки предприниматель обращается к региональному координатору (управление предпринимательства и туризма)с заявлением на финансирование недостающей инфраструктуры по установленной форме, к которой прилагает следующие документы:

1) бизнес-план;

2) ТЭО проекта, за исключением проектов, не требующих разработки ТЭО в соответствии с Правилами разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций;

3) проектно-сметную документацию по проекту с положительным заключением экспертизы.

 

  1. Предоставление государственных грантов

Государственные гранты предоставляются начинающим предпринимателям(предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица субъекта социального предпринимательства составляет на момент обращения к региональному координатору для получения государственного гранта менее 3 (три) лет), в том числе начинающим молодым предпринимателям, на безвозмездной основе в приоритетных секторах экономики по перечню приоритетных секторов экономики согласно Правилам предоставления государственных грантов.

Обязательными условиями бизнес-проекта для реализации новых бизнес-идей являются:

1) софинансирование (денежными средствами) предпринимателем расходов на его реализацию в размере не менее 20 % от объема предоставляемого государственного гранта, в том числе личным движимым или недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте;

2) создание новых рабочих мест;

3) наличие в бизнес-проекте предпринимателя инвестиционного плана, которым предусмотрено наличие инфраструктуры и (или) создание достаточной инфраструктуры для реализации проекта.

Предприниматели используют средства государственного гранта на следующие цели:

1) приобретение основных средств (в том числе строительство/ модернизация/ реконструкция/ капитальный ремонт основных средств), сырья и материалов, необходимых для выпуска товаров или оказания услуг;

2) приобретение нематериальных активов;

3) приобретение технологий;

4) приобретение прав на комплексную предпринимательскую лицензию (франчайзинг);

5) расходы, связанные с исследовательскими работами и (или) внедрением новых технологий.

Не допускается использование средств государственного гранта на иные цели.

Срок реализации бизнес-проекта предпринимателем не может превышать 18 (восемнадцать) месяцев с момента подписания договора о предоставлении гранта.

При этом, если в течение указанного срока реализации деятельность предпринимателем не осуществлялась, приобретенное основное средство было реализовано и не заменено аналогичным/альтернативным для запуска и последующей реализации бизнес-проекта, предприниматель обязан возместить средства государственного гранта в полном объеме.

Средства государственного гранта не могут быть использованы:

1) на приобретение недвижимого имущества и (или) земельного участка;

2) в качестве платы за аренду;

3) на приобретение основных средств/активов (получение услуг/выполнение работ), у аффилиированных/связанных компаний/лиц и (или) у близких родственников предпринимателя (определенных в соответствии
с Кодексом Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»);

4) на приобретение основных средств (оборудования), бывших
в эксплуатации.

При этом приобретение основных средств (оборудования) должно подтверждаться соответствующими документами (договор/контракт/паспорт на оборудование/сертификат качества);

5) на приобретение легкового автотранспорта, за исключением автотранспорта, предназначенного для перевозки грузов, имеющих кузов или грузовую платформу, обособленную от кабины, а также проектов, связанных
с арендой и прокатом легковых автомобилей и легких автотранспортных средств отечественных производителей, в соответствии с приложением 1 к Правилам предоставления государственных грантов;

6) на приобретение сельскохозяйственных животных (крупного/мелкого рогатого скота, птицы, пчел, а также иных сельскохозяйственных животных), за исключением проектов по производству продуктов питания, относящихся
к обрабатывающей промышленности.

Освоение предпринимателем средств государственного гранта для реализации новых бизнес-идей осуществляется безналичным путем на счет контрагента, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательства (допускается приобретение автотранспорта, бывшего в эксплуатации,
у физического лица).

Сумма государственного гранта для одного предпринимателя составляет до 5 (пять) млн тенге в зависимости от представленной заявки на получение государственного гранта.

Государственные гранты не могут быть предоставлены предпринимателям:

1) находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства,
а также деятельность которых приостановлена в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;

2) имеющим задолженность по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет;

3) основным видом деятельности которых является предоставление недвижимости в аренду;

4) не подтвердившим софинансирование (денежными средствами, движимым/недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте) расходов на реализацию бизнес-проекта в размере не менее 20 % от объема предоставляемого государственного гранта при подаче заявки на получение государственного гранта;

5) находящимся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;

6) имеющим просроченную задолженность по финансовым обязательствам участника конкурса согласно его кредитной истории;

7) получавшим поддержку по предоставлению государственных грантов
в рамках настоящих Правил предоставления государственных грантов (в том числе за период действия Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» и Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020»);

8) зарегистрированным и планирующим реализовать бизнес-проект
в другом регионе, не соответствующем региону проведения конкурса.

Для участия в конкурсе предприниматель вправе подать только одну заявку. Заявки принимаются в сроки, указанные в объявлении о проведении конкурса.

Предприниматели, претендующие на получение государственных грантов, прикрепляют к заявке следующие сканированные копии документов
в формате PDF:

1) справку о средней численности наемных работников на момент подачи заявки, заверенную подписью руководителя и печатью заявителя (при наличии);

2) копию документа, подтверждающего прохождение предпринимателем обучения основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес» в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан
от 12 октября 2021 года № 728 «Об утверждении национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы», со сроком давности не более 3 (три) лет;

3) документы, подтверждающие наличие софинансирования (денежными средствами, движимым/недвижимым имуществом, участвующим
в бизнес-проекте) расходов на реализацию бизнес-проекта в размере не менее
20 % от объема предоставляемого государственного гранта, выписку из банковского счета о наличии на текущем счете предпринимателя денежных средств или документы, подтверждающие оценочную стоимость движимого
и (или) недвижимого имущества, участвующего в бизнес-проекте;

4) копию уведомления о регистрации индивидуального предпринимателя со сведениями об осуществлении предпринимателем деятельности
в приоритетных секторах экономики (в случае непоступления сведений
в результате взаимодействия информационных систем).

 

Основные направления по отраслям.

Промышленность.

         За январь-ноябрь  2023 года объем промышленного производства района составил 59 959,6 млн. тенге, ИФО – 117,7 %.

         Объем производства горнодобывающей промышленности составил 7381,9  млн. тенге, индекс физического объема – 67,3 %.

         В обрабатывающей промышленности за январь-ноябрь 2023 года выпущено продукции на сумму 50 937,8 млн. тенге, индекс физического объема  составил 121,2 % к соответствующему периоду 2022 года         

- объем производства продуктов питания составил 39 249,7 млн. тенге (ИФО 116,5 %).

- объем производства переработки и консервирования мяса и производства мясной продукции составил  9 786,8 млн. тенге, ИФО 121,5 %.           

-  объем производства мукомольно-крупяных продуктов, крахмалов и крахмальных продуктов составил 18 277,9 млн. тенге, ИФО 118,9 %.

Инвестиции.

Объем инвестиций в основной капитал на январь-ноябрь  2023 года составил 37 139,0 млн. тенге (ИФО 129,8 %) из них:

работы по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений – 11 768,8 млн. тенге;

машины, оборудование, инструмент, инвентарь – 24 944,0 млн. тенге;

Доля региона в областном объеме составила 9,7 %, что соответствует 3 месту по Северо-Казахстанской области.

По источникам финансирования: частные средства– 35 893,1 млн. тенге,за счет средств бюджета-1 245,9 млн.тенге.

Малое и среднее предпринимательство.

Количество зарегистрированных субъектов МСП в районе на 1 декабря 2023 года составило 2010 единиц, что составляет 106,2 % к соответствующему периоду 2022 года, в том числе:

 юридические лица – 338 единиц,

ИП – 1107 единиц,

КХ, ФХ – 565 единиц.

Действующих субъектов  МСП – 1895 единиц, что составляет 105,9 % к соответствующему периоду 2021 года, из них:

ЮЛ – 286 единицы,

ИП – 1060 единицы,

КХ, ФХ – 549 единицы.

 

Торговля.

 

Объем розничной торговли на январь – ноябрь  2023 года составил 17 510,4 млн. тенге, индекс физического объема составил 109 % к соответствующему периоду 2022 года.

Объем оптовой торговли за январь - ноябрь  2023 года составил 17492,7 млн. тенге, ИФО 143,9 %.

Торговая сеть по району представлена 285 торговым объектом, из них:  1 рынок, 6 торговых дома, 3 супермаркета, 5 минимаркетов, 270 магазинов.

Определены 4 оператора по работе со Стабфондом. С начала года выбрано 5,7 тонн продукции.

Еженедельно проводится мониторинг цен на социально-значимые продовольственные товары. С начала года проведено 192 мониторинга на предмет незаконного завышения цен от предельных норм.

 

Информация о развитии туризма в Тайыншинском районе по итогам 2023 года 

         Для гостей Тайыншинского района действует 4 гостиницы с номерным фондом 31 единица. Гостиницы оснащены интернетом, к услугам гостей предоставлены номера люксы, полулюксы. Работает ресторан, 34 кафе-баров, 2 пункта быстрого питания, физкультурно-оздоровительный комплекс.

         В 2023 году в гостиницах останавливалось 2525  человека, оказано услуг на 11,0  млн. тенге. Из общего количества обслуженных посетителей 89,1% составляли резиденты и 1,7% — нерезиденты. С деловыми и профессиональными целями останавливались в местах размещения 43,2% посетителей.

          Основным потенциалом для развития туристической отрасли района представляет объект из числа масштабного проекта - «Сакральная география Казахстана», место паломничества католиков - Алтарь «Звезда Казахстана», расположенный в селе Озёрное Краснополянского сельского округа Тайыншинского района. Данный алтарь «Звезда Казахстана» ежегодно посещает более 700 паломников из дальнего и ближнего зарубежья, в том числе палаточный лагерь разбивается на 100 - 150 человек.

Район обладает хорошим туристским потенциалом для религиозного туризма в рамках реализации проекта «Сакральная география Казахстана», инициированного Главой государства в рамках программной статьи "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" — посещение Волынской сопки (другое название «Ахимбетау» в переводе с казахского – «Гора облика утешения»), «Казахстанской Голгофы», Алтаря «Звезда Казахстана» в с. Озерном.

         Немаловажным объектом в развитии внутреннего туризма является сеть объектов дорожного сервиса. На территории района вдоль дорог республиканского значения расположен 21 объект дорожного сервиса, из них 10 пунктов питания, 8 АЗС, 2 модульных пункта обогрева, 1 станция техобслуживания.

        

 

Документы
Новости
Полезные материалы
Промышленность и бизнес
Развитие предпринимательства и программ поддержки бизнеса
Туризм
Медиагалерея
События
Реализуемые проекты
Услуги
Организации
Часто задаваемые вопросы

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации