ПРЕСС-РЕЛИЗ по вопросу внесения изменений и дополнений в статью 97 Уголовно-исполнительного кодекса и статьи 15-1, 41-1 Закона «О связи»

ПРЕСС-РЕЛИЗ по вопросу внесения изменений и дополнений в статью 97 Уголовно-исполнительного кодекса и статьи 15-1, 41-1 Закона «О связи»

Основными целями уголовно-исполнительного законодательства, является восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, предупреждение совершения новых уголовных правонарушений как осужденными, так и иными лицами.

При этом, ключевую роль в этом направлении играет надлежащее качество исполнения уголовных наказаний, в т.ч. соблюдение осужденными и следственно-арестованными установленного порядка отбывания наказаний.

На сегодняшний день, одной из проблем в данном вопросе является незаконные проникновения на территорию учреждений мобильных средств связи, осуществляемые зачастую скрытно с применением различных ухищренных способов.

Учитывая, что в современном мире мобильные средства связи
и их возможности широко вошли во все сферы деятельности человека, нахождение таких устройств в руках у осужденных и следственно арестованных не только нарушает надлежащий порядок исполнения уголовных наказаний, но и в целом создает серьезную угрозу общественной безопасности и общественному порядку.

Так, мобильные средства связи могут быть использованы осужденными для совершения побега, новых преступлений за пределами учреждений (к примеру мошенничества, вымогательство и т.п.), организации и координации преступной деятельности, в том числе транснациональных преступных групп, сообществ.

Также, мобильные телефоны могут быть использованы для организации незаконной  доставки запрещенных предметов на территорию учреждений УИС, таких как наркотические средства, колюще-режущие предметы, телефоны и т.п.

Только за 10 месяцев 2022 года было на территорию учреждений УИС было осуществлено 203 переброса запрещенных предметов, по 100 из которых правонарушители (104 лица) были задержаны.

В ходе пресеченных перебросов изъято 407 ед. мобильных телефонов,
4,5 кг. наркотических средств, более 62 литров спиртных напитков, свыше
4 тыс. психоактивных препаратов.

Еще одной проблемой для общества является интернет-мошенничества.

На сегодняшний день, практически каждый гражданин, либо лица из его близкого окружения сталкивались с попытками мошенников завладеть
их имуществом, путем перевода денежных средств, оформления кредита и т.п.

Такие преступления в силу их особенностей зачастую остаются
не раскрытыми, поэтому Главой Государства в ходе выступления с посланием
к народу Казахстана (от 1 сентября 2022 г.), правоохранительным органам были даны поручения по выявлению и нейтрализации этих угроз.

Только в текущем году установлены 3 осужденных, содержащихся
в учреждениях УИС, причастных к совершению интернет-мошенничеств, общее количество эпизодов составило – 57 фактов.

Необходимо отметить, что принимаемые меры по обнаружению и изъятию
у осужденных мобильных телефонов, перекрытию каналов их доставки и другие мероприятия, не позволяют в корне изменить ситуацию в лучшую сторону.

В результате, за 2020 год в учреждениях уголовно-исполнительной системы изъято более 3 тыс. мобильных устройств.

В 2021 году только в одном учреждении (ЖД-158/7 ДУИС по Жамбылской области) во время выгрузки пиломатериалов обнаружены 137 мобильных телефонов.

Одним из мер по противодействию незаконному использованию спецконтингентом мобильных средств связи, может явиться возможность приостановления услуг сотовой связи (по идентификационному коду работы абонентского устройства) по обращению органа уголовно-исполнительной системы, в соответствии с правилами регистрации абонентских устройств сотовой связи.

Предполагается, что взаимодействие будет осуществляться через оператора базы данных идентификационных кодов абонентских устройств сотовой связи (оператор БДИК), который является подразделением государственной радиочастотной службы.

Так, орган уголовно-исполнительной системы будет направлять оператору БДИК списки ИМЕЙ-кодов устройств, незаконно действующих на территории учреждений (выявленных с использованием технических средств) для приостановления их работы.

После этого, оператор БДИК примет меры по приостановлению (блокированию) работы абонентского устройства, по аналогии с уже действующим механизмом, предполагающим  блокирование работы мобильных устройств, на основании заявлений собственника телефона.

Порядок действий по приостановлению (блокированию) работы абонентских устройств предполагается регламентировать на подзаконном уровне, путем внесения дополнений в Правила регистрации абонентских устройств сотовой связи (Приказ МИК РК от 23.05.2018 г. № 226).

Аналогичный подход по противодействию незаконному использованию мобильных телефонов на территории учреждений с марта 2021 года внедрен
в Российской Федерации.

Для решения данных вопросов потребуется внесение изменений
и дополнений в статью 97 Уголовно-исполнительного кодекса и статьи
15-1, 41-1 Закона «О связи», а также принятия ряда НПА на подзаконном уровне.

В этой связи, в соответствии с Правилами проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований, утвержденными приказом Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 748, уведомляем о проведении
с 9.00 часов 19 декабря 2022 года до 9.00 часов 22 декабря 2022 года обсуждения результатов анализа регуляторного воздействия.