Меню

Мобильная связь
Интернет
Фиксированная связь
Почтовая связь
Проверка качества сотовой связи
Выдача разрешений на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан
Развитие новых технологий и инфраструктуры в области связи
Государственная политика в области связи
Доступ к информации

Аналитическая статья об основных положений Закона Республики Казахстан «О доступе к информации»

Разъяснения основных положений Закона Республики Казахстан «О доступе к информации».

16 ноября 2015 год был принят Закон «О доступе к информации», основная идея которой реализация конституционного права граждан на получение информации.   Закон состоит из 21 статьи, содержит преамбулу и понятийный аппарат. В преамбуле отмечено, что закон регулирует общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Право каждого на свободу информации предусмотрено пунктом 2 статьи 20 Конституции Республики Казахстан. Право свободно получать и распространять информацию является компонентом права на свободу выражения мнений, фундаментального права человека.

Кто имеет право запрашивать информацию и получать к ней доступ?

Пользователь информации – это физическое или юридическое лицо, запрашивающее и (или) использующее информацию. Добавим к этому, что пользователем информации может быть любое физическое или юридическое лиц: граждане Казахстана, граждане других государств, лица без гражданства, мигранты; юридические лица всех организационно-правовых форм собственности, их объединения и ассоциации.

У кого можно запрашивать информацию?

Кто обязан её предоставлять?

Обладатели информации – это:

  • органы и учреждения законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, местного государственного управления и самоуправления, а также государственные учреждения, не являющиеся государственными органами;
  • субъекты квазигосударственного сектора;
  • юридические лица (коммерческие и некоммерческие), являющиеся получателями бюджетных средств, – в части информации, касающейся использования средств, выделенных из государственного бюджета;
  • юридические лица, являющиеся субъектами рынка, занимающими доминирующее или монопольное положение, – в части информации, касающейся цен на производимые (реализуемые) ими товары (работы, услуги);
  • юридические лица – в части обладаемой ими экологической информации, информации о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на здоровье и обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов.

Какая информация может быть предоставлена с ограничениями?

 Только три категории информации могут быть ограничены в доступе:

  • информация, отнесенная к государственным секретам;
  • информация, отнесенная к личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иным охраняемым законом тайнам;
  • служебная информация с пометкой «для служебного пользования».

Какими способами можно запросить и получить требуемую информацию?

Закон определяет следующие способы получения информации:

  • предоставление информации по запросу;
  • размещение информации в помещениях, занимаемых обладателями информации, и в иных отведенных для этих целей местах;
  • обеспечение доступа на заседания коллегий государственных органов в соответствии с законодательством РК и онлайн-трансляцией открытых заседаний Палат Парламента РК, в том числе совместных, местных представительных органов области, города республиканского значения, столицы и коллегий государственных органов, проводимых по итогам года, на интернет-ресурсах;
  • заслушивание и обсуждение отчетов руководителей центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны РК), акимов и руководителей национальных ВУЗов;
  • размещение информации в средствах массовой информации;
  • размещение информации на интернет-ресурсе обладателя информации;
  • размещение информации на соответствующих компонентах веб-портала «электронного правительства»;
  • иные способы, не запрещенные законодательством РК.

Какую информацию можно получить по устному запросу?

В случае предоставления ответа на устный запрос указывается имя и должность лица, предоставившего ответ. Ответ на устный запрос предоставляется по следующей информации:

  • график работы обладателя информации;
  • почтовые адреса, адреса электронной почты и (или) интернет-ресурсов, телефоны справочных служб обладателей информации, их структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях;
  • порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц;
  • порядок рассмотрения обращений, запросов, заявлений и жалоб физических и юридических лиц;
  • порядок оказания государственных услуг;
  • графики рассмотрения судебных дел;
  • сведения о дате и месте проведения открытых конкурсных торгов (аукционов, тендеров);
  • время, место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы;
  • сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии);
  • номера телефонов для получения информации об имеющихся вакантных должностях.

Какую информацию можно получить по письменному запросу и в какие сроки?

По письменному запросу предоставляется любая информация, за исключением информации с ограниченным доступом. К ней относятся государственные секреты, тайны, охраняемые законом, и служебная информация с ограничительной пометкой «Для служебного пользования».

Ответ на письменный запрос предоставляется в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления к обладателю информации.

В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких обладателей информации и при ответе на письменный запрос требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем на пятнадцать календарных дней, о чем пользователю информации сообщается в течение трех рабочих дней с момента продления срока рассмотрения.

Какую информацию можно получить по электронному запросу?

Электронный запрос – это всего лишь форма письменного запроса. Если письменный запрос вы оформляете традиционно – на бумаге и отправляете традиционно – почтой, то для подготовки и отправки электронного запроса вам понадобятся компьютер и доступ в интернет.

Так же, как и при подготовке и отправки письменного запроса, отправляя электронный запрос, вы можете затребовать у государственного органа или обладателя информации любую, не ограниченную в доступе информацию. При получении вашего электронного запроса вам могут отказать в предоставлении информации, только если:

  1. запрашиваемая информация является государственным секретом;
  2. тайной, охраняемой законом;
  3. служебной информацией с ограничительной пометкой «Для служебного пользования».

Обратите внимание на то, что запрос в виде электронного документа должен быть заверен электронной цифровой подписью.

Как подготовить и направить письменный запрос?

В обязательном порядке в запросе указывается:

  • наименование государственного органа или любого другого обладателя информации, к которому адресуется запрос;
  • фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер физического лица, запрашивающего информацию;
  • при обращении от имени юридического лица – полное наименование юридического лица, бизнес-идентификационный номер, исходящий номер и дата, фамилия, инициалы и должность лица, подписавшего запрос.
  • изложена суть запроса: какую именно информацию вы хотите получить, реквизиты конкретного документа, аналитическая, статистическая, обзорная, итоговая, отчетная информация, результаты проверок и т.д.;
  • Вы также можете напомнить про установленный законом срок предоставления информации – в течение пятнадцати календарных дней;
  • в запросе должны быть указаны почтовый адрес или адрес электронной почты, номер телефона или телефакса, иные средства связи.
  • письменный запрос должен быть подписан физическим лицом или представителем юридического лица.

Куда и как жаловаться, если Вам  не предоставляют информацию?

Незаконное ограничение права на доступ к информации может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, а также на решения государственных органов подается вышестоящему должностному лицу или органу либо в суд не позднее трех месяцев, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятии решения соответствующим должностным лицом или органом. Пропущенный для обжалования срок не является основанием для государственного органа или должностного лица либо суда к отказу в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении жалобы.

Какие виды юридической ответственности предусмотрены для государственных служащих и других лиц за нарушение права на доступ к информации?

Ответственность должностных лиц обладателей информации в ходе разработки и принятия Закона была пересмотрена и ужесточена. Предусматривается три вида ответственности за нарушение или ограничением права на доступ к информации: дисциплинарная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Также в целях реализации права граждан и юридических лиц на получение информации на соответствующих компонентах веб-портала «Электронное правительство» создан единый модуль, состоящий из пяти компонентов  -интернет-порталы «Открытые данные», «Открытые НПА», «Открытый бюджет», «Открытый диалог» и  «Оценка эффективности государственных органов».

Документы
Отчет
10 апреля 2024
Министерство культуры и информации Республики Казахстан
Отчет о результатах мониторинга реализации бюджетных программ (подпрограмм) по состоянию на 1 апреля 2024 года
Статистика
03 апреля 2024
Департамент развития коммуникаций государства и общества МИОР РК
Статистика по порталам Открытого правительства (на 3 апреля 2024 года)
Отчет
11 марта 2024
Министерство культуры и информации Республики Казахстан
Отчет об исполнении приоритетных республиканских бюджетных инвестиций на 1 марта 2024 года
Новости
Полезные материалы
Общественный совет в сфере информации и общественного развития
Доступ к информации
Медиагалерея
События
19 августа
О проведении опроса на портале «Открытый диалог»
08 августа
О проведении интернет-конференции на портале «Открытый диалог»
09 сентября
О проведении опроса на портале «Открытый диалог»
Реализуемые проекты
Услуги
Организации
Департамент развития коммуникаций государства и общества МИОР РК
Часто задаваемые вопросы
На какой площадке рассматриваются проблемные вопросы и защищаются общественные интересы в области доступа к информации?

          Вопросы в области доступа к информации рассматриваются на заседаниях консультативно-совещательного органа, который функционирует в целях защиты общественных интересов при Министерстве информации и общественного развития Республики Казахстан – Комиссии по вопросам доступа к информации.

         Заседания Комиссии, в состав которой входят депутаты Парламента, представители госорганов, НПП «Атамекен» и общественных организаций, проводятся на ежеквартальной основе (с онлайн-трансляцией на странице Министерства в Facebook).

          По итогам вырабатываются соответствующие рекомендации для обладателей информации, в том числе государственных органов.

Что делать, если Ваше право на доступ к информации незаконно ограничено?

           Незаконное ограничение права на доступ к информации может быть обжаловано в порядке, установленном законами Республики Казахстан (ст.18 Закона «О доступе к информации»).

           В связи со вступлением в силу с 1 июля 2021 года Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, обжалование административных актов, административных действий (бездействий) осуществляется в соответствии с положениями данного Кодекса.

          Так, жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Таким образом, заявителю, как участнику административной процедуры, жалобу необходимо подать в тот государственный орган, действия (бездействие) которого им обжалуется.

          В свою очередь, государственный орган, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, не позднее 3 рабочих дней со дня поступления жалобы должен будет направить ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу (вышестоящий административный орган, должностное лицо). В случае отсутствия вышестоящего административного органа, должностного лица административный акт, административное действие (бездействие) могут быть обжалованы в суде.

          Статьей 456-1 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за незаконное ограничение права на доступ к информации в виде штрафов от 20 до 200 месячных расчетных показателей (МРП) в зависимости от вида нарушения.

 

Для чего предназначен раздел «Оставить заявку на получение данных» на портале «Открытые данные»?

         Данный раздел портала «Открытые данные» предназначен для направления заявок на актуализацию и публикацию открытых данных.

        В подразделе «На актуализацию» пользователь информации может оставить заявку на обновление набора открытых данных (если есть необходимость). Подраздел «На публикацию» предназначен для заявок на размещение нового набора в рамках компетенции госоргана.

       При этом, раздел «Оставить заявку на получение данных» не предназначен для направления обращений.

Социальные медиа

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития