Аналитическая статья об основных положений Закона Республики Казахстан «О доступе к информации»
Разъяснения основных положений Закона Республики Казахстан «О доступе к информации».
16 ноября 2015 год был принят Закон «О доступе к информации», основная идея которой реализация конституционного права граждан на получение информации. Закон состоит из 21 статьи, содержит преамбулу и понятийный аппарат. В преамбуле отмечено, что закон регулирует общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Право каждого на свободу информации предусмотрено пунктом 2 статьи 20 Конституции Республики Казахстан. Право свободно получать и распространять информацию является компонентом права на свободу выражения мнений, фундаментального права человека.
Кто имеет право запрашивать информацию и получать к ней доступ?
Пользователь информации – это физическое или юридическое лицо, запрашивающее и (или) использующее информацию. Добавим к этому, что пользователем информации может быть любое физическое или юридическое лиц: граждане Казахстана, граждане других государств, лица без гражданства, мигранты; юридические лица всех организационно-правовых форм собственности, их объединения и ассоциации.
У кого можно запрашивать информацию?
Кто обязан её предоставлять?
Обладатели информации – это:
Какая информация может быть предоставлена с ограничениями?
Только три категории информации могут быть ограничены в доступе:
Какими способами можно запросить и получить требуемую информацию?
Закон определяет следующие способы получения информации:
Какую информацию можно получить по устному запросу?
В случае предоставления ответа на устный запрос указывается имя и должность лица, предоставившего ответ. Ответ на устный запрос предоставляется по следующей информации:
Какую информацию можно получить по письменному запросу и в какие сроки?
По письменному запросу предоставляется любая информация, за исключением информации с ограниченным доступом. К ней относятся государственные секреты, тайны, охраняемые законом, и служебная информация с ограничительной пометкой «Для служебного пользования».
Ответ на письменный запрос предоставляется в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления к обладателю информации.
В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких обладателей информации и при ответе на письменный запрос требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем на пятнадцать календарных дней, о чем пользователю информации сообщается в течение трех рабочих дней с момента продления срока рассмотрения.
Какую информацию можно получить по электронному запросу?
Электронный запрос – это всего лишь форма письменного запроса. Если письменный запрос вы оформляете традиционно – на бумаге и отправляете традиционно – почтой, то для подготовки и отправки электронного запроса вам понадобятся компьютер и доступ в интернет.
Так же, как и при подготовке и отправки письменного запроса, отправляя электронный запрос, вы можете затребовать у государственного органа или обладателя информации любую, не ограниченную в доступе информацию. При получении вашего электронного запроса вам могут отказать в предоставлении информации, только если:
Обратите внимание на то, что запрос в виде электронного документа должен быть заверен электронной цифровой подписью.
Как подготовить и направить письменный запрос?
В обязательном порядке в запросе указывается:
Куда и как жаловаться, если Вам не предоставляют информацию?
Незаконное ограничение права на доступ к информации может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, а также на решения государственных органов подается вышестоящему должностному лицу или органу либо в суд не позднее трех месяцев, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятии решения соответствующим должностным лицом или органом. Пропущенный для обжалования срок не является основанием для государственного органа или должностного лица либо суда к отказу в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении жалобы.
Какие виды юридической ответственности предусмотрены для государственных служащих и других лиц за нарушение права на доступ к информации?
Ответственность должностных лиц обладателей информации в ходе разработки и принятия Закона была пересмотрена и ужесточена. Предусматривается три вида ответственности за нарушение или ограничением права на доступ к информации: дисциплинарная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Также в целях реализации права граждан и юридических лиц на получение информации на соответствующих компонентах веб-портала «Электронное правительство» создан единый модуль, состоящий из пяти компонентов -интернет-порталы «Открытые данные», «Открытые НПА», «Открытый бюджет», «Открытый диалог» и «Оценка эффективности государственных органов».
Вопросы в области доступа к информации рассматриваются на заседаниях консультативно-совещательного органа, который функционирует в целях защиты общественных интересов при Министерстве информации и общественного развития Республики Казахстан – Комиссии по вопросам доступа к информации.
Заседания Комиссии, в состав которой входят депутаты Парламента, представители госорганов, НПП «Атамекен» и общественных организаций, проводятся на ежеквартальной основе (с онлайн-трансляцией на странице Министерства в Facebook).
По итогам вырабатываются соответствующие рекомендации для обладателей информации, в том числе государственных органов.
Незаконное ограничение права на доступ к информации может быть обжаловано в порядке, установленном законами Республики Казахстан (ст.18 Закона «О доступе к информации»).
В связи со вступлением в силу с 1 июля 2021 года Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, обжалование административных актов, административных действий (бездействий) осуществляется в соответствии с положениями данного Кодекса.
Так, жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Таким образом, заявителю, как участнику административной процедуры, жалобу необходимо подать в тот государственный орган, действия (бездействие) которого им обжалуется.
В свою очередь, государственный орган, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, не позднее 3 рабочих дней со дня поступления жалобы должен будет направить ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу (вышестоящий административный орган, должностное лицо). В случае отсутствия вышестоящего административного органа, должностного лица административный акт, административное действие (бездействие) могут быть обжалованы в суде.
Статьей 456-1 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за незаконное ограничение права на доступ к информации в виде штрафов от 20 до 200 месячных расчетных показателей (МРП) в зависимости от вида нарушения.
Данный раздел портала «Открытые данные» предназначен для направления заявок на актуализацию и публикацию открытых данных.
В подразделе «На актуализацию» пользователь информации может оставить заявку на обновление набора открытых данных (если есть необходимость). Подраздел «На публикацию» предназначен для заявок на размещение нового набора в рамках компетенции госоргана.
При этом, раздел «Оставить заявку на получение данных» не предназначен для направления обращений.