Меню

Мобильная связь
Интернет
Фиксированная связь
Почтовая связь
Проверка качества сотовой связи
Выдача разрешений на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан
Развитие новых технологий и инфраструктуры в области связи
Государственная политика в области связи
Область Ұлытау

Общие сведения

Область Ұлытау (Ūlytau oblysy) — область в центральной части Казахстана, образованная 8 июня 2022 года. Административный центр области — город Жезказган.

16 марта 2022 года президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев во время совместного заседания палат парламента выступил с посланием народу Казахстана, где заявил, что из части Карагандинской области будет сформирована область Ұлытау.

Область Ұлытау  граничит с Туркестанской на юге, Кызылординской на юго-западе, Жамбылской наюго-востоке, Актюбинской на  западе, Костанайской на северозападе , Карагандинской областями на севере и востоке.

Численность населения области на 1 марта 2023г. составила 221,5 тыс. человек, в том числе 175,2 тыс. человек (79,1%) – городских, 46,3 тыс. человек (20,9%) – сельских жителей.

Крупнейшими городами области являются город Жезказган с численностью населения 92 992 человека, город Сатпаев с численностью населения 68 797 человек.

Административное деление

Административным центром области является город Жезказган. Территория области Ұлытау включает в себя 2 сельских районов. На её территории находятся 3 города, 2 поселка и 72 села.

Областной центр

Город Жезказган находится в бассейне реки Кара-Кенгир, юго-восточнее гор Улытау, где берёт начало река Кара-Кенгир и её притоки, а также Сары-Кенгир, Жыланды и Жезды, впадающие в Сарысу, на северо-западном конце Голодной Степи (Бетпак-Дала). Расположен на условной границе пустынной и полупустынной зон.

Основан в 1939 году как рабочий посёлок Кенгир, в 1941 году переименован в Большой Джезказган. 20 декабря 1954 года указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР рабочий посёлок Большой Джезказган получил статус города.

В 1973—1997 годах в составе Казахской ССР и Казахстана существовала Джезказганская область, которая в результате административной реформы 1997 года вошла в состав Карагандинской области.

Медный край, крупный центр цветной металлургии Казахстана.

В окрестностях «медной столицы», так поэтически называют Жезказган, стоят несколько мавзолеев монгольских и казахских ханов средневековья и нового времени, в том числе мавзолей Алаша хана, Джучи-хана, Домбауыл, Болган ана, а также другие сакральные места такие как Алтын шоқы, «Қалмаққырылған» (Бұланты), Теректі-Аулие и другие исторические памятники.

Главными водными ресурсами города являются Кенгирское водохранилище (37 км²) на реке Кара-Кенгир и Жездинское водохранилище к югу от города. Город с огромным промышленным, транспортным и интеллектуальным потенциалом.

История области

Область Ұлытау — область в центральной части Казахстана, образованная 8 июня 2022 года. В 1973—1997 годах в составе Казахской ССР и Казахстана существовала Джезказганская область, которая в результате административной реформы 1997 года вошла в состав Карагандинской области.

16 марта 2022 года президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев во время совместного заседания палат парламента выступил с посланием народу Казахстана, где заявил, что из части Карагандинской области будет сформирована область Ұлытау.

Область состоит из Жанааркинского и Улытауского районов и городов Жезказган, Сатпаев и Каражал.

В XVIII веке на территории области Ұлытау жили племена Среднего жуза: аргыны (подроды каракесек и атыгай), найманы (подроды баганалы и балталы), кыпшаки (подроды бултын, узын и торы), род жана-кыргыз, не входивший в жузы.

Природно-климатические условия

Климат полупустынный (резко континентальный), сухой. Территория подвержена воздействию пыльных бурь. Зима холодная, а лето жаркое и сухое. Короткая весна и долгая сухая осень.

Высокая степень континентальности и резко выраженная сухость, объясняются прежде всего удалённостью от океанов и морей. Продолжительность вегетационного периода и количество солнечного тепла позволяют возделывать многие сельскохозяйственные и бахчевые культуры.

Абсолютный максимум температуры 45,1С, абсолютный минимум температуры – 41,1С.

Экономика

Экономику области Ұлытау определяет промышленность, уровень развития которой является главным индикатором его социально-экономического состояния и стабильного социального климата.

По итогам 2022 года общий объем промышленной продукции составил 1 трлн. 56 млрд. тенге, ИФО – 102,7%.

В обрабатывающей промышленности составил 844 млрд. тенге, ИФО – 103,2%.

В горнодобывающей промышленности – 159 млрд. тенге, ИФО – 102%.

Обеспечена стабильная деятельность системообразующих предприятий ТОО «Корпорация Казахмыс», Жайремский горно-обогатительный комбинат, проект запущен в 2021 году с вложением инвестиций 25 млрд.тенге, ТОО «Оркен». С начала т.г. объемы данных предприятий составил 227 млрд. тенге или 78% от общего объема промышленной продукции.

Туризм

В декабре 2021 года Постановлением Правительства РК создан Национальный природный парк Ұлытау.

Созданный Национальный природный парк послужит защитой сохранившейся здесь уникальной экосистемы и еще одной точкой притяжения туристов.

Сегодня, там действуют 5 туристических маршрутов, которые ведут к сакральным местам региона, такие как Жошы-Хан, Алаша-Хан, Домбаул, Хан-ордасы, Аулие-тау и др.

В прошлом году введен в эксплуатацию историко-культурный комплекс «Жошы хан» вблизи мавзолея Жошы Хана, стоимостью 1,3 млрд. тенге.  Комплекс занимает площадь две с половиной тысячи квадратных метров. В нем расположены выставочный зал, гостиница, музей в 3D формате, этноаул с юртами и шатрами для выставок и продажи национальных изделий и украшений. В июне месяце 2022 года в комплексе проведено первое заседание Национального курултая с участием Главы государства. За 2022 год комплекс «Жошы хан» с момента открытия посетила более 14 000 человек.

Кроме того, для улучшения туристической привлекательности области Ұлытау планируется развитие придорожного сервиса, в том числе установка санитарно-гигиенических узлов, строительство кафе и кэмпингов вдоль туристических маршрутов.

В целом, новоявленная область имеет большой потенциал в туристической отрасли и один из приоритетных направлении в деятельности акимата области Ұлытау будет направлена на развитие поддержку туризма.

В январе-июне 2022 года в области Ұлытау услуги по организации проживания оказывали 29 объектов. В них насчитывается 355 номеров с единовременной вместимостью 646 койко-мест. Количество обслуженных посетителей в местах размещения в январе-сентябре 2022 года составило 19,9 тыс. человек.

Сакральные памятники Улытауского региона

Пик Аулиетау (Акмешит)

Аулиетау (Акмешит) – вершина гор Улытау. «Улытау» с казахского языка переводится как «великая гора», «большая гора». Но поскольку сами эти горы фактически не очень высокие, это название скорее таит в себе именно сакральный смысл, поскольку эти горы «главные почитаемые горы», в которых с древнейших времен были сокрыты святыни кочевников. В Аулиетау находятся древние захоронения.

По легенде, в этих горах родился пророк Заратустра, в средневековье здесь были похоронены Жошы хан, Алаша хан, Тохтамыш хан, бий Едиге и другие выдающиеся наши предки. История сохраняет память предков, а потомки всегда чтят ее. Эти священные горы – носители этнической памяти и величия. Народ, как и земля, старости не знает. В истории казахского народа и ранее – древних тюрков – эти горы сыграли немаловажную роль. С ними связана и древняя легенда о шести алашских племенах – предполагаемых предках казахов. Историю сложения казахской народности и формирования единого казахского народа невозможно отделить от истории этих мест. Эти горы – свидетели и участники всех важнейших этапов истории казахов. Возможно, поэтому народ почтительно назвал их Улытау – «великие горы».

В радиусе 40-60 км от сакральной вершины массива Улытау - горы Аулиетау расположилось 9 ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории, устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшей точкой западной Сарыарки, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало – корень, «центр мира». По поверью, вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются небо и земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой. Древние жители Улытау сакрализировали это место по определенным причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления. Как правило, это место действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения своих обрядов. Эта традиция продолжается и по сей день.

Пик Едыге

Пик Едыге расположен в 35 км западнее от села Улытау. На его вершине находится место захоронения знаменитого хана Золотой Орды Тохтамыша (Токтамыса). На вершине священного Улытау предан земле уважаемый би Едыге, чьим именем в последующем стала называться гора. Он являлся современником хана Тохтамыша, правившего в 1380-1395 годах Золотой Ордой, центральными городами считались города Сауран и Сыганак. Объединившись с Тохтамышем, они завоевали земли от Волги и Урала и стали основателями Ногайской Орды.

С 1396 года они правили Золотой Ордой и укрепили Ногайскую Орду. В народных сказаниях казахов, каракалпаков и башкиров имя Едыге встречается как имя основателя Ногайской Орды.

В «годы смуты» (1410-1412) в Золотой Орде Едыге лишился власти. Она вновь перешла к сыновьям Тохтамыша. В 1419 году под Сарайчиком Едыге был убит сыном Тохтамыша Кадырберды.

Тело Едыге похоронили в Улытауских горах, установив над могилой надгробный камень. С тех пор здесь появились места «Гора Едыге», «Могила Едыге». Родина самого Едыге – местность Улытау, а именно Кишитау (малая гора). Его предназначение быть предводителем и управленцем проявилось еще в юношеском возрасте. Из легенд, которые дошли до нас, можно понять и увидеть его смелость и отвагу, ум и прозорливость. Он не боялся говорить правду хану, являлся поистине вождем, оратором, мудрецом, поэтому о нем всегда говорили как о герое. В устном народном творчестве есть такие строки: «Едіге деген ер екен, Елдің қамын жер екен. Ел шетіне жау келсе, мен барайын дер екен» - «есть такой батыр Едыге, который всегда заботится о своем народе. Если же придет враг, он первым пойдет защищать свою родину».

Под сенью Улытау, много веков тому назад, разворачивались исторические события, ставшие поворотными в истории казахского народа, здесь на белой кошме поднимали, согласно традиции, провозглашенных ханов и здесь располагалась сама ханская ставка – Хан ордасы. В Улытау, согласно легенде, нашел землю мечты – Жеруйык – знаменитый сказитель Асан Кайгы.

Навечно упокоились в горах Улытау мятежные души правителей Золотой Орды Тохтамыша и бия Едыге, имена и деяния которых упоминаются в эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Узбекистана. Казахам хорошо известны эпические поэмы «Тохтамыш» и «Едиге», входящие в цикл-книгу выдающегося степного певца-сказителя Мурына-жырау (умер в 1949 году) «Сорок батыров Крыма».

Русский ученый-этнограф Григорий Потанин, собиравший народные сказания о Едыге, отмечал, что в годы его правления народ жил в благополучии и достатке. По сведениям Алькея Маргулана, многое о Едыге можно узнать из трудов арабского писателя ибн Арабшаха. В частности, о том, что его потомки жили в Кумкенте.

Мавзолей Домбауыл

Мавзолей Домбаул примечателен тем, что является, по мнению многих ученых, одним из самых древних сооружений, которыми располагает Центральный Казахстан. Считается, что оно было построено еще во время владычества гуннов и было предназначено для культовых обрядов.

Мавзолей построен из камня-плитняка на глинистом растворе. Внутреннее помещение трапециевидной формы. Вход ориентирован на восток. Одно из крупнейших сооружений из камня в Казахстане, построенное в доисламский период, в VIII-IX вв. Располагается на левом берегу реки Каракенгир.

Существуют различные легенды про Домбауыла. Одна из них гласит, что он был придворным музыкантом Чингисхана. Когда сын Чингисхана Джучи (Жошы) хан погиб на охоте, придворные боялись сообщить весть Потрясателю Вселенной. Лишь Домбауыл (по другим легендам Кетбуга) согласился рассказать Чингисхану о смерти сына: он, не говоря ни слова, молча играл на домбре, грозный хан понимал язык музыки и приказал залить домбру горячим свинцом. Но есть другая легенда: Домбауыл был тем самым джигитом, истребившим табун куланов, из-за которого погиб Джучи хан. А третья версия говорит о музыканте-кобызисте, чье имя упоминается в тюркском эпическом произведении «Огуз-наме». В монологе великого поэта-жырау Сыпыра Сургалтайулы, который прожил на свете 180 лет, в обращении к хану Тохтамышу говорится:

Повидал я белый свет,

Мне сто восемьдесят лет,

и душа жива во мне…

Видел даже Домбауыла,

Сказочного мудреца,

Его знали все аулы,

Впереди он гнал гонца. (перевод О. Жанайдарова)

Следовательно, Домбауыл – персонаж скорее сказочный, фольклорный, чем исторический.

То обстоятельство, что у «сказочного мудреца» имеется не только место захоронения, но и мавзолей его имени, делает честь зодчим Великой степени и тем благородным людям, которые заботятся о том, чтобы имена народных героев и народная память о них жили в веках…

Алтын шокы

Алтын шокы («Золотая пика») – название горы Улытауского хребта в Карагандинской области, историю которой связывают с Великим Тамерланом (1336-1405). Во время похода против хана Золотой Орды Тохтамыша Тамерлан приказал установить на пике Алтын шокы огромный каменный памятник. Легенда гласит: в апреле 1391 года во время похода на хана Золотой Орды Тохтамыша Тамерлан с 200-тысячным войском остановился у подножия горы Улытау в самом сердце Сарыарки. Путь войска правителя мавераннахра шел через пустыню Бетпакдала. А здесь, в поместье хана Жошы, явила взор совершенно другая природа: горный воздух и прохладные реки, сочные пастбища и поля. Понимая, что войску нужно набраться сил, на несколько дней остановились в этой местности. Восхищенный природой Улытауского края, Тамерлан в знак благодарности приказал установить каменный памятник, на котором отмечено, что здесь он останавливался со своим войском.

Сведения об этом историческом событии стали известны только шесть веков спустя. Камень, установленный великим правителем Тамерланом, обнаружил в 1935 году известный казахский ученый-геолог, первый академик АН КазССР Каныш Сатпаев во время экспедиции по Центральному Казахстану. Каменное изваяние, представлявшее собой обломок огромной скалы, найдено в местности Акшокы Улытауского района. В 1941 году Каныш Имантаевич опубликовал статью «Доисторические памятники в Джезказганском районе», в 1989 году вошедшую в сборник «Избранные статьи о науке и культуре» издательства «Наука». В ней отмечено: «по свидетельству Язди, Тимур «взошел на вершину Улутауских гор и долго наслаждался видом окружающей степи, которая была покрыта прекрасной зеленью от одного конца до другого». Тимур здесь провел целый день и «приказал войскам принести камни и соорудил здесь большую пирамиду, на которой искусные мастера высекли дату этого счастливого события, чтобы сохранить память о нем на долгие годы».

Памятник находится на северо-западных склонах Улытауских гор, в 90 км западнее автомобильной дороги Жезказган-Аркалык и в 80 км западнее села Саят. Высота его – 50 м. Больше всего в Алтын шокы запоминается возвышающаяся на его вершине груда камней, собранных в форме срезанной пирамиды. Тамерлан приказал 200-тысячному войску поднять на вершину горы по одному камню, соорудить плавильную печь, нарубить кустарников у близлежащей реки, разжечь огонь и расплавить метеоритные камни. И все это для того, чтобы оставить памятную надпись, которая схожа с современным казахским языком: «истории семьсот девяностый год овцы. Летний месяц июль. Султан Турана Темирбек отправляется со своим 200-тысячным войском на войну с ханом Тохтамышем. Проезжая эту местность, оставил сию надпись как память: «пусть благословит его аллах! иншалла, пусть с благословением аллаха все люди помнят его».

Несмотря на обнаружение этого исторического факта, до сих пор не раскрыт состав материала сделанной надписи. Этот артефакт находится в Санкт-Петербургском музее. Ранее плита находилась над огромной ямой, где была печь для обжига кирпичей.

На вершине Алтын шокы установлена точная копия камня с этой надписью эмира.

Мавзолей Болган ана

Памятник мемориального зодчества Казахстана расположен в 10 км выше слияния рек Каракенгир и Сарысу, в урочище Каражар. Мавзолей представляет собой однокамерный, портального типа архитектурный памятник.

Первые упоминания о памятнике встречаются в записках Н.Рычкова, А.Левшина, Ч. Валиханова и др. Окончательно идентифицировал и впервые описал мавзолей известный ученый археолог А.Х. Маргулан.

В устной традиции сохранилось несколько версий легенд о личности Болган ана. По одним сведениям, Болган ана была снохой легендарного Алаша хана. По другим данным, это имя носила сноха самого Чингизхана или зажиточной вдовой одного из степных правителей в период XV в.

Мавзолей Алаша хана

Мазар построен народными мастерами в ХІ-ХІІ вв. в честь Алаша хана. Его имя напрямую связано с появлением трех жузов казахского народа. Один из знаменитых мавзолеев Казахстана расположен в долине реки Каракенгир, недалеко от деревни Малшыбай, в Улытауском районе Карагандинской области. В этногенезе народа, в первой половине IX и X вв., когда казахи еще не назывались казахами, они именовали себя народом Алаш.

Алаша (Алаш) хан, по легенде, является прародителем шести основных племен. Человеком, объединившим воинственные тюркские племена, великим воином, прекрасным политиком, справедливым судьей, правителем государства. В формировании национального сознания образ Алаша хана играет роль прародителя.

Рашид ад-Дин и Абельгази утверждают, что место жительства Алаша хана – центральная часть Дешт-и-Кыпчака. По сказаниям, записанным Ш. Валихановым, у Туркестанского хана Арслана преждевременно родился сын, которого он, как ни старался, не смог полюбить, потому и назвал Алаша. Повзрослев, молодой человек сумел за короткое время собрать вокруг себя единомышленников и завоевал авторитет у простого народа. Алаша был талантливым, умным человеком, его поднимали на ковре. Он почитался как деятель, объединивший племена кочевых тюрков и создавший первое государство Алаш (казахское государство).

«Шесть алашей» - шесть племен, последовавших за шестью сыновьями Огуза. После распада Золотой Орды «Алаш» стал лозунгом объединения кочевых казахов. Известный историк Ж. Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов» сравнивает многочисленные легенды об Алаша хане и находит более полным вариант М. Купеева: «До Алашахана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как девиз - боевой клич. У них был уговор двигаться на врага с этим девизом, а тех, кто не произнесет его, будь он даже родным отцом, убивать, как яростного врага. С тех далеких времен остались слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Алаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим девизом стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов».

В мифопоэтической среде он является человеком, который находится на переднем крае самого важного события для всей нации в целом. В священном Улытау есть место, имеющее огромное значение для становления казахского государства. Там находятся мавзолеи Алаша хана, Джучи хана, Домбаула, Дузена и мавзолей Ердена. Есть информация, что мавзолей Алаша хана является пантеоном, где захоронены знаменитые ханы и правители того времени - Едиге, Тохтамыш, Эжен, Хакназар и Тауекел.

Мавзолей Алаша хана – единственный из средневековых мавзолеев, архитектурное подражание которому стало в центральноказахстанских степях традицией, глубоко укоренившейся в строительстве мавзолеев казахской знати ХІХ в. - начала ХХ в. известен даже пример прямого копирования - мавзолей Дузена Сандыбаева, построенный в 60-х годах ХІХ в. по преданию, его строитель Сералы Еламанулы ежедневно ездил на лошади к мавзолею Алаша хана, чтобы изучать устройство и расположение его конструкций.

Мавзолей Жошы хана

Памятник архитектуры XII-XIII вв. Мавзолей Жошы хана (Джучи-хана) – один из самых известных и выдающихся памятников казахского зодчества монгольского периода. Он расположен в Улытауском районе Карагандинской области, в 50 км к северо-востоку от г. Жезказгана, в долине p. Каракенгир, в 2 км от правого берега, недалеко от села Малшыбай Карагандинской области. Считается, что мавзолей сооружен в 1227 году над могилой сына Чингисхана - Жошы хана. В то же время существуют и версии о том, что его построил в XIV или XV веке один из потомков Жошы хана.

Мавзолей имеет прямоугольную форму. Достаточно замысловато и изящно выполнена арка мавзолея. У сооружения двойной купол. Внешний купол не сохранился, раньше он опирался на звездчатый 17-гранный барабан очень редкой формы и был облицован плитками и бирюзовой поливой. Позже, после реконструкции в 2000 году, купол был восстановлен. Внутренний полусферический купол выложен кольцевыми рядами на ганчевом растворе. Пол мавзолея вымощен кирпичом. Интерьер освещается двумя арочными отверстиями, расположенными в боковых камерах.

История происхождения мавзолея известна лишь по легендам.

В окрестности гор Улытау находилась ставка Жошы хана. Он любил красивые степные пейзажи предгорий. Став правителем огромной степной страны, Дешт-и-Кыпчака, Жошы возгордился и перестал исполнять приказы отца, беспощадного Чингисхана. Каган монголов не мог стерпеть неподчинения старшего сына и тайно послал лазутчиков, чтобы они организовали гибель Жошы.

По легенде, Жошы хан нашел свою смерть во время охоты, будучи растерзанным вожаком косяка диких животных, хромоногим куланом, который уже был ранен стрелой. Убегавший кулан внезапно развернулся, бросился на Жошы, сорвал хана с коня и отгрыз ему правую руку…

Легенду о том, что в мавзолее захоронен именно Жошы хан, подтверждают результаты исследований советских археологов. В 1946 году тело Жошы хана было выкопано. В гробнице был обнаружен скелет без правой кисти с надрубленным черепом.

Приведем же и текст легенды о Хромом кулане и Жошы хане, поскольку мораль, которая из нее вытекает, поучительна и объясняет историю происхождения нашей домбры.

Старший сын правителя Золотой Орды Чингизхана царевич Жошы был назначен ханом стране Дешт-и-Кыпчак (территория современного Казахстана и некоторых прилегающих областей). Столица этого государства находилась в горах Улытау. Однажды, охотясь на диких куланов, Жошы был атакован разъяренным животным и погиб. Никто из приближенных и слуг Чингизхана не мог сказать великому кагану о смерти старшего сына. За то, что человек принес плохую весть кагану, полагалась смерть. И тогда Великий певец Улы Жыршы выстругал из березы домбру, натянул на нее струны и, придя к дворцу Чингизхана, упав на колени перед его троном, исполнил на домбре печальную мелодию - кюй. В этой мелодии-кюе передавалось музыкальными красками, как сын великого Чингизхана царевич Жошы выехал на охоту, как ему повстречалось стадо куланов и как царевич начал охоту на них. Предводителем в стаде куланов был большой самец, опытный и сильный, в одном из сражений у него была повреждена нога, и в народе вожак куланов носил имя «Хромой кулан». До сих пор вожак куланов умело уводил свое потомство от погони, но на этот раз опасность была велика, Жошы с воинами уже настигали куланов, кобылиц и малолеток. Вот-вот должна была начаться убийственная стрельба из луков, люди на конях настигали диких животных. В этот момент хромой вожак, не жалея собственной жизни, развернулся и устремился на преследующего его царевича Жошы и сбросил его на землю. Так погиб Жошы…

Улы Жыршы закончил играть на домбре, не произнеся при этом ни слова, но Чингизхан и все остальные поняли по звучанию музыки, по тому, как домбра передавала топот скачущих коней, тревогу куланов за молодых и слабых жеребят, силу и мудрость Хромого кулана, берегущего свой косяк. Особенно трагичными были звуки, когда Хромой кулан напал на царевича!…Долго молчал Чингизхан, и его окружение не смело произнести ни звука. Наконец великий каган произнес: «Ты принес мне тяжелую весть о гибели моего сына. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!»

С тех пор, говорят люди, плоская сторона домбры, куда упали капли горячего свинца, имеет отверстие…

Начало изучению мавзолея Жошы хана было положено Ш. Валихановым в статье «О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще» (1855 г.). В 1868 г. в работе подполковника Красовского «Область сибирских киргизов» появляется описание этого древнего строения.

Городище Баскамыр

Карагандинская земля богата интересными местами связанными с историческим прошлым Казахстана. Одним из таких мест по праву является городище Баскамыр. Этот археологический памятник находится в 83 км на северо-запад от г. Жезказган, на небольшой равнине окруженной холмами, при впадении в реку Жезды реки Талдысай. Представляет собой подквадратное сооружение со рвом и валами характерно, что само городище, четко ориентировано углами по сторонам света.

Многочисленные исследователи относят Баскамыр к VIII-XI векам. Городище Баскамыр представляет огромный научный интерес как объект на котором можно наблюдать следы строительной деятельности кипчаков – одного из племен, послуживших основой для образования казахского этноса.

Баскамыр это уникальный археологический памятник представляющий собой остатки средневекового замка и небольшого города внутри него, обнесенного тремя мощными стенами с цитаделью и фланкирующими башнями. Кроме того в состав Баскамыр входят также 2 склепа, одноименное кладбище, смотровая каменная башня высотой 3.5 м, система арыков, начинающая у Сарыбулакского источника, шахта, глубиной 20 м на расстоянии 1.3 км и отдельное строение из кирпича с каменным полом. Форма городища квадратная. Длина стен около 80 м. В центре - цитадель (26х23 м). Снаружи город и цитадель окружены рвами и глиняными валами. Ширина внешнего вала 5-7 метр, высота - 1.4 метр. Во внутреннем северном углу имеется яма, где хранилась питьевая вода, поступающая по арыку.

Площадь средневекового города составляет 310 квадратных метров. Археологические раскопки проведены здесь позволили расчистить 7 комнат с глиняным полом, примыкающих к внутренним стенам цитадели, печь из обожженного кирпича и открытые очаги диаметром 0.5-0.9 метр, глубиной - 0.3 метр. В углу цитадели сохранились фрагменты башни высотой 2.3 метр. Во время раскопок ученым удалось сделать ценные находки ими стали фрагменты глиняной посуды, а также множество изделий из дерева и металла (железо, медь, бронза).

Городище Баскамыр отождествляется со средневековым городом огузского племени хандагов – Хиамом (VIII-XI вв.). Известным по сведениям ал-Идриси. В источнике говорящем об огузских городах Хиаме и Джаджане говорится: «Оба они маленькие города, высшей степени укрепленные».

Баскамыр постоянно привлекает к себе внимание ученых археологов, впервые городище исследовал археолог А.Маргулан, позже - С.Жолдасбаев, Ж.Смаилов.

Комплекс Теректы Аулие

Теректы Аулие – историко-археологический комплекс, где были обнаружены уникальные исторические памятники: петроглифы, расположенные на вершинах трех сопок в широтном направлении, стоянки каменного века, поселения и некрополи эпохи бронзы, приуроченные к родникам, курганы раннежелезного века, средневековые захоронения, мазары XVII-XX веков, остатки горизонтальных и вертикальных штолен по добыче драгоценных металлов и др.

Самое раннее упоминание об урочище Теректы Аулие имеется в работах аль-Бурини (XI в.) и относится к рисункам человеческой стопы и конских копыт в близи водных источников.

Первое научное описание Теректы Аулие в 40-х годах ХХ в. дал академик А.Х. Маргулан. Комплексное исследование археологического памятника проводилось с 1986 года. Исследователи комплекса: ученые-археологи Ж.Курманкулов, З.Самашев, Ж.Жетибаев, Д.Байтлеу и др.

Документы
Новости
Полезные материалы
Медиагалерея
События
Реализуемые проекты
Услуги
Организации
Часто задаваемые вопросы

Социальные медиа

ins
yt
fb

Меню подвал