Меню

Мобильная связь
Интернет
Фиксированная связь
Почтовая связь
Проверка качества сотовой связи
Выдача разрешений на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан
Развитие новых технологий и инфраструктуры в области связи
Государственная политика в области связи
Изобразительные искусства

Изобразительное искусство

В казахской культуре изобразительное искусство — в силу особенностей кочевого быта и специфических природных условий — долгое время развивалось, в первую очередь, в виде декоративно-прикладного искусства. Действительно, до XIX века жизненный уклад казахов не предполагал условий для развития таких традиционных видов изобразительного искусства, как станковая живопись или скульптура, поэтому основными объектами приложения творческого восприятия мира стали объекты повседневного обихода. И здесь казахскими ремесленниками и мастерами создавались подчас настоящие произведения искусства.

Древность

Одним из самых интересных и показательных образцов изобразительного искусства на территории древнего Казахстана являются наскальные изображения. Наиболее знаменитыми из них являются петроглифы археологического комплекса Тамгалы на территории современной Алматинской области.

На поверхности скал видны как зооморфные изображения оленей, быков, лошадей, архаров и других животных, так и антропоморфные образы. Интересны и изображенные на камнях образы всадников, танцующие фигуры человечков, видимо исполняющих какой-то ритуальный танец. Солнцеголовые антропоморфные существа занимают особое место в комплексе петроглифов Тамгалы.

В целом именно в этом регионе, называемом также Жетысу, или Семиречье, сосредоточены наиболее крупные памятники как по количеству петроглифов и богатству сюжетов, так и по совершенству стиля и технике нанесения рисунков на скалы. Для Западного Семиречья — это святилище Тамгалы, для Северо-Восточного — Ешкиольмес и Баян-Журек.

Еще одним знаменитым наследием изобразительного искусства народов, населявших в древности территорию Казахстана, являются всемирно известные изделия, выполненные в сакском «зверином стиле». Это тип декора, использовавшийся саками в VIII в. до н. э., отличительной чертой которого выступают стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей.

Средние века

В средние века на территории современного Казахстана последовательно сменяли друг друга различные государства, активно проходила торговля в рамках Великого шелкового пути, что обогатило культуру жившего здесь народа новыми приемами как прикладного искусства, так и, в целом, оказало влияние на сферы приложения творческого потенциала местных мастеров. Именно в этот период начали формироваться основные виды декоративно-прикладного искусства Казахстана, часть которых развивается до сегодняшнего дня.

Ювелирное искусство. Ювелирное искусство, в отличие от основной массы казахских ремесел, было сугубо профессиональным. Ювелиры, или зергеры, изготавливали широкий спектр украшений: женские украшения, детали для костюма, туалетные принадлежности, столовые приборы, бляшки для декорирования деревянного каркаса юрты, мебели, деревянной и кожаной посуды, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения.

Излюбленным материалом зергеров было и остается серебро. Серебро ассоциировали с луной, наделяемой в казахской культуре положительными и очищающими свойствами.

Войлочное производство. Войлок, плотный материал из валяной шерсти, был крайне важным материалом для казахов: из него делали покрытие для юрты, а также предметы ее внутреннего убранства. Именно такие предметы, в первую очередь, войлочные ковры, и были одними из ключевых объектов прикладного искусства. Ковры, которыми застилали пол и украшали стены юрты, декорировались различными способами: от «вываливания» узоров непосредственно в процессе изготовления ковра до вышивки шерстяными нитями или аппликациями материей по белому войлоку.

Вышивка. С войлочным производством тесно связан такой вид декоративно-прикладного искусства как вышивка. Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. Вышивкой украшали наголовники подушек, попоны лошадей, хранилища для пиал и чашек, края полотенца.

Также вышивка использовалась для декорирования одежды: платьев, головных уборов, халатов, ворота рубашек и тюбетеек.

Кожевенное искусство. Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кожи — обувь, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, создавали даже настенные панно, сундуки. Особую отрасль составляло тиснение с помощью штампов на коже, и этим занимались мужчины. До сегодняшнего дня особым искусством считается изготовление казахских плеток, называемых камча.

Современное изобразительное искусство

Изобразительное искусство в его классическом понимании получило в Казахстане свое развитие с XIX века. Толчком к началу такого развития послужило творчество русских художников, совершавших экспедиции в Центральную Азию, и изображавших на своих полотнах те образы и картины, которые рождались у них именно здесь: Василия Верещагина, Николая Хлудова. Последний оказал особенное влияние на становление местной школы живописи, став учителем многих местных художников. Наиболее известным среди них является Абильхан Кастеев, именем которого сегодня назван Государственный музей искусств Казахстана.

В полной мере казахстанская школа изобразительного искусства сформировалась к 40 годам ХХ века, а на 50-е годы пришелся ее расцвет. Получившие образование в рамках единой советской системы подготовки художников местные живописцы, графики, скульпторы начали активно творить, часто используя в своем творчестве национальные мотивы. Имена таких живописцев, как О. Тансыкбаев, Ж. Шарденов, К. Тельжанов, М. Кенбаев, А. Галымбаева, Г. Исмаилова, С. Романов, И. Бондаренко, С. Айтбаев, графиков Е. Сидоркина, А. Гурьева, М. Кисаметдинова, А. Дузелханова, скульпторов Х. Наурызбаева, Е. Сергебаева, Р. Ахметова, Т. Досмагамбетова, Е. Мергенова сегодня составляют гордость казахстанского искусства.

В конце 80-х годов в Казахстане формируется авангардное направление, направленное на поиск свежих идей, протест против устоявшихся в искусстве форм и образов. Многие из художников, стремившихся отойти в своем творчестве от формализма в тот период, являются очень востребованными и сегодня.

Современное изобразительное искусство Казахстана

Ведущие художники

Лейла Ахмет Осман — популярная художница, работающая, в первую очередь, в сфере создания гобеленов. Обращается как к традиционным тюркским мотивам, так и к современным абстракциям. Участница ряда международных и республиканских выставок, автор более десятка персональных выставок.

Ерлан Айтуаров — живописец, работает в жанрах исторической картины, портрета и пейзажа. Создал серию картин, посвященных Чингисхану. Выполнил ряд росписей в общественных зданиях, автор монумента Абылай хану (пос. Бурабай, Акмолинская область) и ряда других скульптурных произведении. Работы экспонировались на всесоюзных и зарубежных выставках. Заслуженный деятель культуры РК; Академик Академии художеств РК, Член союза художников РК. Произведения художника находятся в музеях и частных коллекциях Казахстана, России, Франции, Израиля, Германии.

Амандос Аканаев — живописец, Член Союза художников Казахстана, Академик Академии художеств Казахстана. За цикл художественных произведений, посвященных родной земле, удостоен Государственной премии 2010 года. В своих работах совмещает станковые традиции искусства Европы с монументальной пластикой художественного наследия номадов Азии.

Руслан Аканаев — живописец, график, скульптор, фотохудожник. Действительный член Академии Художеств РК. Работы находятся в государственном музее искусств им. А. Кастеева, Акорде, коллекциях президентов Казахстана, России, Германии, США, Турции, Франции.

Ботагоз Аканаева — живописец, график, скульптор, дизайнер. Действительный член Академии Художеств РК. Участник международных и отечественных выставок.

Балнур Ассанова — художник по костюму, дизайнер, кандидат искусствоведения, арт-директор Академии моды «Сымбат», член Союза художников РК, лауреат международных выставок, неоднократный победитель международного конкурса Высокой моды национального костюма (г. Москва), постоянный участник Недели моды в Москве (Россия), Дубае (ОАЕ), Вашингтоне DC Fashionweek и Недели моды в Казахстане (Алматы).

Мажит Байтенов — живописец, график. Академик Академии художеств РК, Член союза художников РК. Участник международных, республиканских и городских выставок. В 1973 году первым среди казахстанских художников использовал изобразительные приемы декоративно-прикладного искусства в станковой живописи. В своем творчестве художник применяет как традиционные, так и авангардные изобразительные приемы.

Марат Бакеев — живописец, один из наиболее перспективных художников Казахстана. Участник международных и республиканских выставок, международного арт-фестиваля в Алматы.

Армат Бектасов — живописец, скульптор. Член Союза художников Казахстана. Участник многих международных и республиканских выставок.

Бакытнур Бурдесбеков — современный казахстанский художник. Является членом Союза художников Казахстана, живет и работает в Астане.

Галым Каржасов — живописец, член Союза художников и академик Академии Художеств Республики Казахстан. Обладает мощным колористическим даром, опираясь на традиции народного казахского декоративно-прикладного творчества, разрабатывает собственную стилистику в пластической и образной системе.

Эдуард Казарян — скульптор, график, работает в сфере декоративно-прикладного искусства. С 1990 года провел более 50 персональных выставок и арт-проектов в Казахстане и за рубежом. Работает с бронзой, шамотом, камнем, сталью, мозаикой.

Гали Мырзашев — художник, художник-мультипликатор, книжный график, художник-сценограф. Президент Ассоциации анимационного кино Казахстана.
Занимается сюрреалистической живописью, его выставки проходили в США и Европе. Сочетает национальные и космополитические мотивы.

Нелли Бубэ — живописец, график, иллюстратор. Член Союза художников РК, заслуженный деятель культуры РК Главные темы в творчестве Нелли Бубэ — быт и культура кочевников, прикладное искусство и петроглифы Казахстана, города и архитектурные памятники Средней Азии.

Андрей Нода — живописец, график, скульптор, фотограф. Участвовал в более 200 групповых выставках и провел более 30 персональных. Живет и работает в собственной студии в ущелье реки Талгар близ г. Алматы.

Абдрашит Садиханов — живописец, художник-постановщик на киностудии «Казахфильм». Работал как с общей тематикой, так и со специфическими тюркскими сюжетами Лауреат Государственной премии КазССР, премии «Тарлан», кавалер ордена «Курмет». Его произведения находятся в частных коллекциях, известных музеях мира, в частности, в Третьяковской галерее.

Есенгали Садырбаев — живописец, художник-реставратор. Активно работает в жанре пейзажа. Член Союза художников РК, участник многочисленных выставок, член Казахстанской ассоциации художников, его работы находятся в музеях страны и в частных коллекциях за рубежом.

Актоты Смагулова — живописец. Член союза художников. Автор более 200 произведений. Призер многих фестивалей. Работы автора отличаются глубокими этническими мотивами и инновационными методами подачи.

Сауле Сулейменова — живописец, график. Член Союза художников Казахстана. Выставлялась в галереях стран СНГ, Европы и США. Работы находятся в государственных и личных собраниях, включая Казахский Государственный Музей Современного искусства, Государственный музей искусств им. А. Кастеева; галерея «Тенгри-Умай», Алматы, Казахстан.

Ерболат Толепбай — живописец. Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, лауреат Государственной Премии РК, академик Академии художеств России, Чехии и Кыргызстана. Постоянный участник международных и республиканских выставок. Участвовал в выставках в 35 странах мира. Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, музеях Российской Федерации, Государственном музее искусств им. А. Кастеева.

Болат Тургынбай — живописец. Член Союза художников Республики Казахстан, преподаватель КазНАИ им. Т. Жургенова. Является активным участником республиканских и международных выставок, произведения автора изданы в альбомах и каталогах «Тотем», «Душа Казахстана», «Антология искусства Казахстана», «Қазақ оюының ғарышы». Работы автора находятся в Центральном музее республики, в галереях, и в частных коллекциях Великобритании, Франции.

Батима Заурбекова — живописец, первая казахстанская женщина-автор гобеленовых полотен. Член академии художеств РК. Основательница казахской школы гобелена, автор гобеленов «Мой Казахстан», «Степная мадонна», «Радуга Казахстана», «Мелодия» и др. Произведения представлены в музеях Казахстана, России, дальнего зарубежья, в частных коллекциях.

Документы
Новости
Полезные материалы
Медиагалерея
События
Реализуемые проекты
Услуги
Организации
Часто задаваемые вопросы

Социальные медиа

ins
yt
fb

Меню подвал