Казахстан — государство, в котором проживает более ста этносов, и каждый из них, конечно же, хранит свои традиции. Какие-то из традиций уникальны, какие-то перекликаются с традициями других народов, некоторые традиции существуют на протяжении тысячелетий, а некоторые формируются на наших глазах.
Такая ситуация привела к тому, что в Казахстане сформировалось очень мягкое и уважительное отношение к традициям различных этносов. Осознавая многообразие обычаев и традиций как нечто абсолютно естественное, казахстанцы отличаются доброжелательностью и любопытством в отношении особенностей других культур и охотно приобщают друзей и соседей к своим традициям. Так, казахи угощают соседей лепешками и баурсаками на праздник Курбан-Айт, а русские и украинцы — куличами и крашеными яйцами на Пасху.
Традиции казахов, как практически и все особенности казахской культуры, во многом определяются кочевым укладом жизни этого народа. Другими компонентами, сформировавшими своеобразие казахских традиций, стали древние языческие (тенгрианские) верования и ислам, пришедший в степь в VII веке.
Казахи традиционно с большим почтением относятся к старшим, уважают пожилых людей, даже если не знакомы с ними. Что касается своей семьи, то у казахского народа принято знать всех своих прямых предков в семи поколениях. Эта традиция, носящая название «жеті ата», подразумевает, что все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Отсюда происходит и обычай, согласно которому запрещается брак между представителями одного рода до седьмого колена.
Сплоченность казахов распространяется не только на семью и род, но и на аул, в котором они живут. До сих пор существует традиция, известная как «асар», что значит «всем миром». Если у кого-то случается беда, то именно так, все вместе,казахи помогают человеку, зная, что и сами в трудный момент всегда получат поддержку.
Для казахов очень важно соблюсти обычаи гостеприимства: радушно встретить и накормить гостя. Этот обычай имеет очень древние корни, связанные с особенностями кочевого уклада. В степи, где расстояния между человеческими поселениями были огромны, путнику было очень важно иметь возможность получить кров и пищу. Поэтому странники могли зайти в любой дом, где всегда могли рассчитывать на ужин и ночлег. Хозяева обязаны были проявить гостеприимство, ведь это было залогом того, что им и их детям тоже никогда не будет отказано в приюте.
И сегодня в казахской семье гостя всегда угостят, нальют чай, а если гость очень спешит, то ему нужно, по крайней мере, съесть небольшой кусочек хлеба, чтобы традиция была соблюдена.
На прощание гостям всегда стараются дать гостинец. Очень часто это часть угощения с праздничного стола, называемая «саркыт».
В современном Казахстане традиции не оказывают постоянного влияния на жизнь человека. Важность их соблюдения возрастает лишь в определенные моменты жизни, в рамках своеобразных переходных этапов, таких как свадьба, рождение детей, юбилеи, смерть близких людей. За соблюдением традиций обычно следят представители старших поколений. Без них, как правило, не обходится ни один значимый обряд.
Считается, что в первые 40 дней своей жизни малыш является наиболее уязвимым для болезней и негативного влияния злых духов. Поэтому в этот период его никому, кроме самых близких родственников, не показывают. После же устраивают праздник «кыркынан шыгару», в котором участвуют только женщины.
Кыркынан шыгару — обряд, проводимый на 40-й день после рождения ребенка. Особенностью обряда является срок его исполнения: для мальчиков на один день раньше (чтобы был сильный и смелый), а для девочек— на один день позже (чтобы была прилежная и спокойная). Участниками обряда являются уважаемые пожилые и молодые женщины.
В процессе обряда происходит купание младенца в 41-й ложке воды. Для этого заранее готовят ложку и чашу, куда кладут сорок одну монету — символ богатства, сорок один кумалак — катышек (можно использовать сорок одну фасолину), символ сытной и долгой жизни. Приглашенные гостьи с пожеланиями наливают сорок одну ложку воды в чашу.
Во время обряда ребенка купают, постригают ему ногти и волосы, а затем поливают водой из чаши. После совершения обряда монеты, чаша и ложка раздаются гостям как сувениры, чтобы и у них в доме была такая же радость, как рождение младенца. После проведения обряда накрывается праздничный стол, а участниц обряда одаривают подарками.
Когда ребенку исполняется один год и приходит время делать первые шаги, проводится обряд «тусау кесу» — обряд разрезания пут. Ребенку, начинающему ходить, перевязывают ноги шерстяным шнуром, который затем перерезает взрослый человек, желательно многодетный и энергичный, передавая ему тем самым свои качества. Таким образом ребенку как бы открывается жизнь, по которой он пойдет быстро и легко.
Свадебные обряды являются очень значимыми в казахской культуре и в настоящее время переживают период своего возрождения и даже обновления. В разных регионах и в разных семьях существуют свои тонкости проведения свадебных обрядов и соблюдения традиций свадебного цикла. В целом же, современная казахская свадьба состоит из следующих этапов:
Важно знать, что жизнь у казахов традиционно измеряется не столько количеством прожитых лет, сколько тем, какой жизненный цикл, или мушел, он проживает. Такие циклы, насчитывающие 12 лет каждый, определяют статус человека, его дальнейшее поведение, подразумевают определенное подведение итогов прожитого периода.
Год, являющийся переходным (13, 25, 37, 49, 61, 73 годы и т. д.), называется мушел жас. Наступление этих дат намного важнее, чем обычные дни рождения. В мушел жас человек должен быть особенно внимательным к своим поступкам и отношениям с другими людьми, так как это определяет его судьбу на весь будущий цикл.
Интересной и активно используемой является традиция давать родственникам, друзьям или близким людям «коримдик». Это подарок или какая-то сумма, которую полагается дать, впервые увидев новорожденного, молодую невестку и т. п. Наряду с коримдиком существует традиция давать «байгазы». Это тоже подарок или деньги, но уже за впервые увиденные ценные вещи, иначе говоря, за материальные ценности: дом, квартиру, машину, диплом, свидетельство о браке и т. д.
Однако чаще всего эти оба обычая обозначаются словом «коримдик».
Похожей является традиция, называемая «суюнши». Это тоже подарок или деньги, но даваемые не за увиденное, а за услышанное. Иными словами, суюнши дается, когда человек слышит какую-то радостную новость, к примеру, о рождении ребенка