На рубеже III–II вв. до н. э. на берегах Сырдарьи формируется объединение Кангюй — государственное образование, политические институты, экономическая система и армия которого находились на достаточно высоком уровне. По мере его укрепления в орбиту влияния кангюйских правителей вошли племена сарматов, массагетов, аланов. Кангюйские правители взимали дань даже с жителей Приуралья. По оценкам китайских источников того времени, население государства Кангюй достигало 600 тысяч человек, а армия — 120 тысяч.
Китайская историография усвоила традицию, характеризующую население кангюя с акцентом на кочевническом характере культуры, называя его «кочевым владением». Однако отдельные китайские хроники сообщали о кангюях как о народе, который жил внутри глиняных стен. Столичный город назывался Битянь, но правитель не жил здесь постоянно, так как имел еще летнюю резиденцию. Последнее свидетельствует о сезонном передвижении главной ставки, о полукочевом характере правящей элиты.
В Кангюйском царстве впервые в регионе были введены в обращение деньги, что подтверждается обнаруженными в ходе археологических раскопок медными монетами с кангюйской тамгой. В этом можно увидеть влияние греческого наследия походов Александра Македонского в Средней и Южной Азии.
Кангюй вел активную внешнюю политику, сохранились данные о политических, экономических и культурных связях с такими государствами как Китай, Парфия и Кушанскя империя.
Высокий уровень развития политической и экономической системы создал предпосылки для возникновения письменности. Глиняные таблицы с письменами, найденные в городище Культобе в Южном Казахстане, являются красноречивым свидетельством наличия у кангюев письменности.
Просуществовав около 700 лет, что является огромным для той исторической эпохи периодом, в III–V вв. н. э. Кангюй утрачивает свою гегемонию над владениями в Среднеазиатском междуречье, Приаралье и распадается на ряд независимых владений.
Народом, соседствовавшим с кангюями и соперничавшим с ними за влияние в регионе, были усуни, переселившиеся с территории современного Китая и построившие в Жетысу (Семиречье) собственное государство. Центром усуньских владений были Илийская и Чуйская долины, а также котловина Иссык-Куля.
Содержание самого термина усунь до сего времени не выяснено. Он известен только в китайском иероглифическом написании, современное звучание которого идентично одному из казахских этнонимов — уйсын, самоназванию племени, являющегося этническим компонентом казахов Старшего жуза (Улы жуза).
Усуни считались одним из значительных этнополитических объединений в Центральной Азии в древности. Имея во II в. до н. э. население в 630 тысяч человек, усуни могли выставить большое войско из конницы и пеших лучников. Дружина предводителя усуней куньби (гуньмо) и двух наследников престола состояла из 30 тысяч конницы, у каждого по 10 тысяч. История усуней полна междоусобной борьбы между сторонниками прохуннской и проханьской (китайской) политики.
Археологический материал, в частности полученный на территории Семиречья, свидетельствует, что в предтюркское время усуни продолжали жить на обширной территории. Более того, по этим же данным, культура древних усуней продолжала развиваться на прежних землях обитания, хотя они и были поставлены под контроль тюркских каганатов. Даже в X веке н. э. на страницах источников вновь появляется имя усунь. Так что есть основания говорить о генетической преемственной связи древних усуней с уйсунами, вошедшими в состав казахского народа.
В мировой истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувшего народа ассоциировалось в средневековой Европе с воинственностью, жестокостью и варварством. Гунны во главе с Атиллой делали опустошительные набеги на европейские страны. Считается, что именно они положили начало Великому переселению народов. Все это — знакомые события европейской истории.
Менее известны азиатские племена гуннов, обитавших в Центральной Азии, в том числе, на территории Казахстана в последние века до н. э. — первые века н. э. В исторической литературе они известны под именем хунну, или сюнну, как они назывались в китайских источниках.
Хунну (гунны, сюнну) были древним народом, населявшим территорию плато Ордос и прилегающие земли в современном северном Китае. Антропологически хунну были монголоидами и, по мнению большинства ученых, являлись тюркоязычным народом.
В 209 г. до н. э. харизматичный правитель Модэ, носивший титул «шаньюй», сплотил хуннские племена и предпринял эффективные шаги по концентрации власти. В 200 г. до н. э. Модэ за счет эффективного военного искусства кочевников сумел заставил китайских правителей платить дань.
Около двух с половиной веков хунну безоговорочно господствовали в восточной части Великой Степи и успешно конкурировали с Китаем. Однако неблагоприятные изменения климата — засухи и жестокие зимы конца 70-х – начала 60-х гг. I в. до н. э. — привели к ослаблению кочевой империи.
Соперничество за престол и бескомпромиссная борьба между соперниками лишь осложнили положение империи, которая в 48 г. раскололась на южную и северную части. Именно северные гунны, спасаясь после распада империи, положили начало Великому переселению народов. Они двинулись на запад, покоряя одни племена и увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В IV в. н. э. они появились в Европе.
Крушение кочевой империи хунну демонстрирует, сколь значимая роль в поддержании дееспособности государства принадлежит экономике. В кочевом типе хозяйствования заключалась и сила степных государств, располагающих серьезными мобилизационными возможностями и военной мощью, но в кочевничестве заключалась и их слабость. Риски кочевого хозяйства были выше рисков земледельческой экономики.