О практике рассмотрения обращений органами прокуратуры

О практике рассмотрения обращений органами прокуратуры

      Всестороннее, качественное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, восстановление нарушенных прав граждан является одним из главных приоритетов работы прокуроров.

      За 3 месяца т.г. в органы прокуратуры поступило более 65 тыс. обращений граждан и юридических лиц, по результатам их рассмотрения защищены права порядка 8,5 тыс. заявителей, внесено почти 1,5 тыс. актов прокурорского надзора и реагирования.

      Большая их часть касалась вопросов законности досудебного производства или 39% (25,2 тыс.), 20% (12,8 тыс.) социально-экономической сферы, 8% (5,3 тыс.) связана с судебными актами по уголовным, гражданским и административным делам.

     Прокурорами на личном приеме принято более 11,5 тыс. граждан, из них более 8,5 тыс. руководством органов прокуратуры.

     Набольшее число удовлетворенных обращений или 47 % (более 4 тыс.) составляют жалобы на акты и действия (бездействие) органов досудебного расследования.

     Часто граждане обращаются по земельным вопросам, жилищно-коммунального хозяйства, трудового законодательства, неисполнения судебных решений, исполнения кредитных обязательств перед банками второго уровня, здравоохранения, качества образования, рассмотрение которых не входит в компетенцию органов прокуратуры.

      Поэтому такие обращения перенаправляются в другие государственные ведомства.

      Необходимость рассмотрения обращений конкретными уполномоченными органами, исключающая вмешательство прокурора в спор, обусловлена требованиями пункта 4 статьи 5 Конституционного закона Республики Казахстан «О прокуратуре» (далее – Закон), предусматривающего, что при осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют функции иных государственных органов.

      Согласно Закону органы прокуратуры рассматривают обращения:

- в интересах лиц, которые не могут себя защитить (в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав), неограниченного круга лиц и несовершеннолетних;

- в целях предотвращения угрозы конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан;

- по фактам нарушений законности, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;

- по поручениям Президента Республики Казахстан и Генерального Прокурора.

      Кроме вышеуказанных категорий органы прокуратуры рассматривают обращения, если защита законных интересов человека и гражданина, общества или государства должным образом не обеспечивается уполномоченным органом, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия, либо когда отсутствует уполномоченный орган.

      Также согласно Гражданскому процессуальному кодексу прокуроры уполномочены рассматривать жалобы на решения судов только в случаях, когда есть интересы государства и общества, лиц неспособных самостоятельно защищать свои права, а также когда предписано законом или когда необходимость участия прокурора признана судом.

       В свою очередь, по частно-правовым спорам стороны должны самостоятельно обжаловать оспариваемые судебные акты в суд.

       Поэтому, если обращения не соответствуют указанным критериям, то гражданам и юридическим лицам за защитой своих прав необходимо обращаться непосредственно в уполномоченные органы либо в суд.

      Эти требования не распространяются на обращения, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, а также в сфере оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности.

      Знание вышеуказанных требований позволит заявителям сразу обращаться к необходимому им адресату, что ускорит решение их вопросов.

 

Пресс-служба Генеральной прокуратуры