Выступление заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Жандоса УМИРАЛИЕВА на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 17 марта 2023 года

Выступление заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Жандоса УМИРАЛИЕВА на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 17 марта 2023 года

Сегодня, в 24:00 часов заканчивается этап предвыборной агитации. Завтра, 18 марта и в день голосования – 19 марта любая агитация запрещена (статья 32 Конституционного закона  «О выборах в РК»).

С 14 марта также не допускается опубликование в СМИ результатов опросов, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов.

Нельзя проводить такие опросы в помещении или пункте для голосования (пункт 9 статьи 28 Конституционного закона «О выборах в РК»).

Их можно вести лишь на выходах из избирательных участков зарегистрированным юридическим лицам, письменно уведомившим Центральную избирательную комиссию.

Результаты данных опросов разрешается опубликовывать в СМИ только после дня голосования, то есть с 00:00 часов 20 марта 2023 года.

Не соблюдение указанных требований Конституционного закона влечет ответственность по статьям 102 и 120 Кодекса об административных правонарушениях.

Данные правовые требования касаются как внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента, так и депутатов маслихатов всех уровней.

***

Особая роль в соблюдении выборного законодательства возложена на членов избирательных комиссий.

Законом предусмотрена их ответственность за:

- нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей или внесение в них изменений после начала подсчета голосов;

- выдачу гражданам бюллетеней для голосования в целях предоставления им возможности голосования за других лиц;

- непредставление сведений об итогах голосования.

Это влечет административную ответственность (ст.106 - предупреждение или штраф 30 МРП, ст.121 - штраф 25 МРП, ст.110 - штраф 25 МРП, ст.119 - штраф 25 МРП).

Уголовная ответственность наступает при совершении деяний, предусмотренных статьями 150 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав - от штрафа 100 МРП до лишения свободы до 4 лет) и 151 (фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов – вплоть до 4 лет лишения свободы) Уголовного кодекса.

***

Другой категорией участников избирательного процесса, от которых также зависит гласность и прозрачность выборов, являются наблюдатели политических партий, иных аккредитованных общественных объединений, некоммерческих организаций Казахстана, доверенные лица кандидатов.

Их деятельность, права и обязанности регламентированы Конституционным законом (статьи 20-1, 20-2, 31).

Этот закон наряду с правами налагает на наблюдателей и доверенных лиц ряд обязанностей, несоблюдение которых влечет для них правовые последствия.

Они обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия, а иностранные наблюдатели - документы, удостоверяющие их личность и аккредитацию.

Не должны вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов, принятия решений избирательной комиссией. В целом, они обязаны не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.

Обязаны выполнять требования Председателя конкретной избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке.

Вместе с тем, наблюдатели и доверенные лица вправе делать фото-, аудио-и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов.

При этом реализация данного права не может посягать на гарантированные Конституцией права и свободы человека, на принцип соблюдения тайны голосования.

Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия (статья 145 ГК).

Таким образом, фото-, аудио- и видеозапись, наблюдение могут вестись только с учетом защиты тайны голосования, списка избирателей и их персональных данных.

Их нарушение влечет административное наказание по статье 79 КоАП (нарушение законодательства о персональных данных) или уголовную - по статье 147 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни и персональных данных), если причинен существенный вред.

В случае нарушения наблюдателями действующего законодательства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию наблюдателя и удалить его из помещения.

Если нарушения допущены иностранным наблюдателем, то Центральная избирательная комиссия по представлению соответствующей избирательной комиссии вправе отозвать его аккредитацию.

Уверен, что наблюдатели и доверенные лица реализуют свои права без нарушений закона.

***

Как вы знаете, Генеральной прокуратурой 18 февраля т.г. на площадке ЦИК и в СМИ, а также прокуратурами регионов  разъяснялась ответственность за нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации. 

Вместе с тем, на выборах депутатов Мажилиса допущены нарушения норм выборного законодательства.

Нами зафиксировано 23 таких факта.

Ко всем правонарушителям у нас единый подход.

Каждый факт проверен. Виновные понесли адмнаказание.

Больше всего за агитацию в период ее запрещения. Таких фактов – 12.

Из них в 6 случаях правонарушителями были три юридических лица и трое граждан. Не кандидаты.

В других 6 случаях незаконную агитацию, а именно до окончания срока регистрации кандидатов (до 18:00 часов 18 февраля) провели кандидаты в депутаты Мажилиса.

Они были зарегистрированы по одномандатным округам.

Мы получили согласие ЦИК на их привлечение.

После наложения судом штрафа по статье 102 КоАП и вступления судебных актов в законную силу соответствующие окружные избирательные комиссии (пп.3 п.4-3 ст.89 Конституционного закона «О выборах в РК») отменили их регистрацию.

Это требование закона.

Еще один кандидат в г.Алматы привлечен по статье 122 КоАП. Он нарушил условия проведения предвыборной агитации, бесплатно оказал гражданам услуги такси. Признал вину, его регистрация также была отменена.

В период агитации 2 жителя г.Караганды привлечены к штрафам по статье 114 КоАП за срыв и порчу агитматериалов.

Они признались в совершении правонарушения, на них наложен штраф в сокращенном порядке, то есть 50% от суммы положенного максимального штрафа (15 МРП). Это допускается Кодексом об административных правонарушениях.

3 факта связаны с проведением незаконных опросов общественного мнения по выборам (Астана-1 и Алматы-2).

По закону их вправе проводить только юридические лица, имеющие в этом 5-летний опыт и заранее уведомившие ЦИК.

Но, 2 раза опросы провели физические лица и один факт отмечен за юридическим лицом, который не имел опыта и не уведомил ЦИК.

Все эти опросы проводились в социальных сетях.

За распространение анонимных агитационных материалов (без выходных данных, место изготовления, тираж, из каких средств оплачено) по статье 113 КоАП привлечены 4 лица, из них 3 - представители кандидата из Акмолинской области, 1 - представитель СМИ.

Нами получено согласие ЦИК на привлечение кандидата в депутаты Мажилиса из Туркестанской области за такое же нарушение (ст.113 КоАП).

Это не влечет отмену регистрации кандидата.

С 17 марта, то есть за 2 дня до голосования отмена решения о регистрации или восстановление ранее снятого с регистрации кандидата не допускается (пп.4 п.4-3 ст.89 Конституционного закона «О выборах в РК»). 

***

Если же говорить о внеочередных выборах депутатов в маслихаты, то здесь прокурорами установлено 11 нарушений.

Они аналогичны, как и по выборам депутатов в Мажилис.

На 6 граждан наложены штрафы за порчу агитматериалов кандидатов в депутаты маслихатов по статье 114 КоАП.

В Алматы председатель КСК разрешил одному кандидату в депутаты городского маслихата размещать агитматериалы в подъездах обслуживаемых домов, а другому – запретил.

Этим он воспрепятствовал данному кандидату вести агитацию и понес наказание по статье 103 КоАП.

В начале марта т.г. жительница Карагандинской области, являясь членом участковой избирательной комиссии, была замечена в распространении агитматериалов кандидата в депутаты районного маслихата.

Это запрещено законом и на нее был наложен штраф по части 1 статьи 122 КоАП (нарушение условий проведения предвыборной агитации).

В Туркестанской области кандидат в депутаты городского маслихата нарушил условия проведения предвыборной агитации.

Он оказал бесплатно услугу по укладке песчано-гравийной смеси, суд оштрафовал его на 20 МРП по ч.2 ст.122 КоАП.

Другой кандидат в депутаты маслихата в СКО привлечен по статье 113 КоАП за распространение анонимных агитматериалов (без выходных данных, место изготовления, тираж, из каких средств оплачено). Кандидат признал свою вину, в связи с чем, ему в сокращенном порядке наложен штраф в 12,5 МРП.

В городе Атырау в местной газете были опубликованы агитационные материалы 2-х кандидатов в депутаты областного маслихата.

Но данное СМИ не предоставило в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления печатной площади, что является нарушением п.3 ст.28 Конституционного закона «О выборах в РК».

 Собственник печатного издания, признавший правонарушение, в порядке сокращенного производства привлечен по ч.5 ст.112 КоАП к штрафу (25 МРП).

В этой связи, прошу всех участников избирательного процесса строго соблюдать закон и не допускать нарушений.

Высший надзор за соблюдением законности выборного процесса продолжаем.