Тезисы выступления заместителя Генерального Прокурора Жандоса УМИРАЛИЕВА на заседании ЦИК РК от 18.02.2023г.

Тезисы выступления заместителя Генерального Прокурора Жандоса УМИРАЛИЕВА на заседании ЦИК РК от 18.02.2023г.

Уважаемый Нурлан Мажитович,

члены комиссии!

 

После объявления о назначении внеочередных выборов в Мажилис Парламента и маслихаты мы сразу приступили к выполнению задач, поставленных законодательством перед органами прокуратуры в электоральный период.

Главной из них на сегодня является обеспечение высшего надзора за соблюдением законности на всех стадиях избирательной кампании.

На это ориентированы все задействованные прокуроры в центре и на местах.

Уже сегодня начнется самая активная фаза – предвыборная агитация.

Порядок и условия ее проведения детально урегулированы Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан».

Несоблюдение установленных норм влечет ответственность.

В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено 26 статей за правонарушения, посягающие на избирательные права. Из них 9 – за нарушения порядка и условий предвыборной агитации.

Первая – это ответственность по статье 102 за проведение предвыборной агитации в период ее запрещения. Т.е. до 18:00 часов 18 февраля, а также в день голосования и предшествующий ему день – 18 и 19 марта.

Следующая статья – 103, которая предусматривает ответственность за воспрепятствование кандидатам, их доверенным лицам либо политическим партиям в процессе реализации ими права вести предвыборную агитацию.

Статьей 112 Кодекса об адмправонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение условий проведения предвыборной агитации через СМИ и онлайн-платформы, которые прописаны в статье 27 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан».

К этому виду нарушений относятся:

1) необъективное освещение СМИ выборной кампании, т.е. искажение целей, задач и результатов предвыборных мероприятий, а также событий и фактов, связанных с ними;

2) публикация СМИ и пользователями онлайн-платформ агитматериалов, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии, а также отказ в предоставлении возможности бесплатного опубликования опровержения;

3) прерывание и комментирование выступлений кандидатов в СМИ сразу после выступления;

4) отказ СМИ в выделении эфирного времени, печатной площади одному из кандидатов, в случае, если другим было дано согласие и другие.

Здесь я хочу обратить внимание, что в соответствии с поправками, внесенными в КоАП 5 ноября 2022 года, теперь по данной статье, помимо СМИ, пользователи онлайн-платформ будут нести ответственность, если опубликуют агитматериалы, заведомо порочащие честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии.

Также хочу отметить и другие составы административных правонарушений, возможных в период агитации:

Так, административное наказание по статье 113 КоАП
влечет изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, которые не содержат обязательных реквизитов.

Статья 114-ая предусматривает взыскание за умышленное уничтожение или повреждение агитационных материалов.

Ответственность по статье 120 КоАП установлена за нарушение условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами.

По данной статье административному наказанию могут быть подвергнуты, как СМИ, нарушившие порядок публикации результатов опроса, так и лица, незаконно проводившие их.

Статьей 122-ой предусмотрена адмответственность за предвыборную агитацию и распространение агитматериалов лицами, которым законом прямо запрещено это делать. Это – должностные лица госорганов, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов, судьи, члены избирательных комиссий и религиозные объединения.

По этой же статье могут быть административно наказаны виновные лица за подкуп избирателей, а также журналисты, зарегистрированные кандидатами, если они будут участвовать в освещении выборов через СМИ.

За размещение агитационных материалов на памятниках и других объектах, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования ответственность установлена статьей 124 КоАП.

По статье 125 КоАП административное наказание могут понести кандидаты в депутаты, допустившие нецелевое расходование средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение агитации.

Вид взыскания, предусмотренный по всем перечисленным статьям Кодекса об административных правонарушениях –штраф от 10 до 50 месячных расчетных показателей.

Следует отметить, что правонарушения, за совершение которых предусмотрена ответственность кандидатов, политических партий и их доверенных лиц по статьям 102, 112 и 122 КоАП, кроме наложения административных штрафов, влекут также отмену решения об их регистрации.

Возбуждение дел по этим и другим административным правонарушениям, посягающим на избирательные права, относится к исключительной компетенции прокурора. Дела рассматривает суд.

При этом граждане в случае нарушения их избирательного права могут самостоятельно обращаться непосредственно в суд.

В этом случае, дела указанной категории сразу  рассматриваются судами, но с обязательным участием прокурора.

На сегодня уже зарегистрирован ряд нарушений, выразившихся в несоблюдении установленного порядка и условий проведения опросов общественного мнения по выборам, а также предвыборной агитации.

Один из них, касающийся  опроса, имел место в столице.

Виновное лицо в порядке сокращенного производства постановлением прокурора привлечен к административному штрафу по ч.3 ст.120 КоАП.

Также установлено 5 фактов нарушения запрета на агитацию до завершения регистрации кандидатов и партийных списков.

По одному из них житель города Талдыкорган судом по постановлению прокурора привлечен к административной ответственности по статье 102 КоАП в виде штрафа.

По остальным принимаются меры для привлечения виновных по этой же статье.

Учитывая особую значимость и важность назначенных на 19 марта т.г. выборов для общества и страны в целом, в процессе их проведения всем участникам электоральной кампании следует неукоснительно соблюдать предписанные законами требования.

По каждому факту нарушения нами будут приниматься все правовые меры, предусмотренные законами.