Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 октября 2017 года №112
Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за соблюдением
международных договоров Республики Казахстан
В целях надлежащей организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан, руководствуясь пунктом 4 статьи 37 Закона Республики Казахстан от 30 июня 2017 года «О прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан.
2.Отменить приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года за № 166 «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за применением законов при осуществлении международного правового сотрудничества».
3.С настоящим приказом ознакомить начальников и сотрудников структурных подразделений, ведомств и учреждений организации образования Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
4.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.
5.Настоящий приказ вступает в силу с момента подписания.
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан Ж. Асанов
ИНСТРУКЦИЯ
об организации прокурорского надзора за соблюдением
международных договоров Республики Казахстан
1.Общие положения
1.Настоящая Инструкция регламентирует организацию и осуществление прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 30 июня 2017 года «О прокуратуре», уголовно-процессуальным законодательством и иными законодательными актами Республики Казахстан.
2.Надзор за соблюдением международных договоров Республики Казахстан направлен на обеспечение:
1)соблюдения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в уголовно-правовой сфере;
2)координации и соблюдения правоохранительными и иными государственными органами международного законодательства в уголовно-процессуальной сфере;
4)подготовки информаций о выполнении международных договоров и нормативных правовых актов Республики Казахстан, за реализацию которых ответственными являются органы прокуратуры.
2. Разграничение полномочий при организации надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан
3.Структурное подразделение по международному сотрудничеству Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Генеральная прокуратура):
1)осуществляет разработку проектов международных договоров Республики Казахстан и соответствующих правовых актов, необходимых для их вступления в силу, внесение предложений о присоединении к многосторонним международным договорам в уголовно-правовой сфере, а также согласовывает проекты международных договоров, инициируемых иными государственными органами, касающиеся деятельности прокуратуры;
2)осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства по вопросам международного сотрудничества в уголовно-процессуальной сфере;
3)обеспечивает контроль за надлежащим осуществлением надзора в сфере международного правового сотрудничества в нижестоящих прокуратурах;
4)в соответствии с разделом 12 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК РК) рассматривает запросы (поручения, ходатайства) (далее - запросы) компетентных учреждений иностранных государств и правоохранительных органов Республики Казахстан по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, экстрадиции, уголовного преследования, передачи осужденного, для принудительного лечения лица, транзита лица;
5)рассматривает запросы, поступившие из иностранных государств, международных и неправительственных организаций, относящиеся к компетенции органов прокуратуры;
6)осуществляет иные полномочия, отнесенные к ее компетенции законодательством Республики Казахстан.
4.Прокуратуры г.г.Астаны и Алматы, областей, Главные военная и транспортная прокуратуры (далее – прокуратуры областей):
1)организуют и контролируют работу нижестоящих прокуратур при осуществлении международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере;
2)в соответствии с пунктом 13 настоящей Инструкции осуществляют сношение с компетентными учреждениями иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам.
5.Районные, городские, межрайонные прокуратуры и приравненные к ним, а также специализированные прокуратуры осуществляют надзор за применением законов при осуществлении международного правового сотрудничества в уголовно-правовой сфере районными, городскими, межрайонными и приравненными к ним государственными органами.
3. Организация работы по надзору в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам
6.Запрос о правовой помощи по уголовному делу рассматривается в соответствии с главой 59 УПК РК и международными договорами Республики Казахстан. Срок его рассмотрения 15 календарных дней с момента поступления оригинала запроса исполнителю. При необходимости курирующий заместитель может продлить этот срок на 15 календарных дней.
7.В соответствии с частью первой статьи 559 УПК РК запрос органа досудебного расследования о производстве процессуальных действий, требующих санкции прокурора (суда), направляется в компетентное учреждение иностранного государства через Генеральную прокуратуру или уполномоченного прокурора.
8.Запрос органа досудебного расследования представляется прокурором области в Генеральную прокуратуру с ходатайством об его направлении в компетентные учреждения иностранного государства.
Запрос органа досудебного расследования направляется в иностранное государство заместителем Генерального Прокурора или начальником структурного подразделения по вопросам международного сотрудничества, в соответствии с пунктом 13 настоящей Инструкции прокурором области, о чем информируется орган досудебного расследования.
9.Запрос иностранного государства для организации его исполнения направляется в прокуратуру области по территориальности либо в центральный орган досудебного расследования по подследственности начальником структурного подразделения международного сотрудничества.
Запрос, поступивший в соответствии с пунктом 13 настоящей Инструкции в прокуратуру области, направляется в орган досудебного расследования по подследственности.
10.Запрос, поступивший от иностранного государства, исполняется в соответствии с порядком сношения, предусмотренным международными договорами, конвенциями.
11.Прокуратуры областей реализуют положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенной 22 января 1993 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенной 7 октября 2002 года, по вопросам, связанным с осуществлением процессуальных действий по уголовным делам, требующим санкции прокурора (суда), а также документам, относящимся к компетенции органов прокуратуры Республики Казахстан, и осуществляют сношение непосредственно с компетентным учреждением иностранного государства.
12.Прокуратура области незамедлительно информирует Генеральную прокуратуру о запросах по уголовным делам, касающимся:
1)преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;
2)фактов терроризма, экстремизма и сепаратизма;
3)фактов легализации (отмывания) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем;
4) преступлений, нанесших значительный ущерб государству;
5)вызвавших широкий общественный резонанс;
6)лиц, занимающих ответственную государственную должность.
13.Об исполнении запроса Генеральная прокуратура или прокуратура области уведомляет компетентное учреждение иностранного государства.
4. Организация работы по надзору в сфере продолжения уголовного преследования
14.Запрос о продолжении уголовного преследования рассматривается в соответствии с требованиями главы 61 УПК РК и международными договорами Республики Казахстан. Срок его рассмотрения 30 календарных дней с момента поступления материалов уголовного дела исполнителю. При необходимости курирующий заместитель может продлить этот срок на 30 календарных дней.
15.В органах прокуратуры уголовное дело изучается на соответствие статье 24 УПК РК. При этом проверяется:
1)правильность квалификации деяния подозреваемого или подсудимого;
2)отсутствие предусмотренных законом оснований для прекращения уголовного дела;
3)отсутствие нарушений уголовно-процессуального законодательства;
4)выполнение на территории Республики Казахстан всех процессуальных и иных действий, возможных в отсутствие подозреваемого или подсудимого;
5)сохранность приобщенных к делу вещественных доказательств;
6)наличие в деле достоверных сведений о местонахождении подозреваемого или подсудимого на территории иностранного государства;
7)наличие в деле сведений по вопросам приобретения или утраты гражданства разыскиваемого лица;
8)наличие постановлений о возобновлении производства, продления его срока не менее чем на 3 месяца, ходатайства об осуществлении уголовного преследования;
9)наличие уголовной ответственности и квалификации преступления по уголовному законодательству иностранного государства.
16.В прокуратуре области по результатам совместного изучения подразделением по надзору за законностью уголовного преследования и прокурором, осуществляющим надзор в сфере международно-правового сотрудничества, составляется заключение о законности принятого решения, которое после утверждения прокурором области вместе с ходатайством и материалами дела направляется в Генеральную прокуратуру.
17.В случае удовлетворения Генеральной прокуратурой ходатайства прокурора области, уголовное дело направляется в компетентное учреждение иностранного государства с уведомлением прокуратуры области.
18.Срок рассмотрения запроса компетентного учреждения иностранного государства о продолжении уголовного преследования 30 календарных дней с момента поступления материалов уголовного дела исполнителю. При необходимости курирующий заместитель может продлить этот срок на 30 календарных дней.
19.В случае удовлетворения запроса, уголовное дело направляется для организации его расследования в прокуратуру области по территориальности либо в центральный орган досудебного расследования по подследственности с уведомлением компетентного учреждения иностранного государства начальником структурного подразделения международного сотрудничества Генеральной прокуратуры.
20.О результатах уголовного преследования прокуратурой области и приравненной к ней уведомляется профильное подразделение Генеральной прокуратуры.
5. Организация работы по надзору в сфере выдачи разыскиваемых лиц
21.Запрос о выдаче разыскиваемого лица рассматривается в соответствии с требованиями главы 60 УПК РК и международными договорами Республики Казахстан.
22.О задержании лица, разыскиваемого иностранным государством, прокуратурой района, области незамедлительно информируется вышестоящая прокуратура.
23.До применения временного содержания под стражей прокуратуре района, области необходимо получить сведения о наличии или отсутствии гражданства Республики Казахстан и его обращении за получением статуса беженца.
24.О применении судом временного содержания под стражей или об отказе в этом прокуратурой района, области незамедлительно информируется вышестоящая прокуратура с приложением решения суда, протокола опроса задержанного, сведений о гражданстве, получении статуса беженца и иных данных.
25.До истечения срока временного содержания под стражей копия запроса иностранного государства предоставляется в суд для решения вопроса о применении экстрадиционного ареста в порядке статьи 589 УПК РК.
О применении судом экстрадиционного ареста или об отказе в этом незамедлительно информируется вышестоящая прокуратура.
26.В случае отсутствия оснований для выдачи лицо подлежит освобождению в соответствии со статьей 588 УПК РК, о чем прокуратурой района, области незамедлительно информируется вышестоящая прокуратура.
27.При оценке степени рисков и наличии достаточных оснований полагать, что лицу, обратившемуся с таким заявлением, в случае его выдачи может угрожать применение пыток и жестокое обращение, органы прокуратуры обязаны руководствоваться рекомендациями статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Замечаниями общего порядка №1 относительно применения указанной статьи Конвенции. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто угрозе применения пыток в иностранном государстве, принимается решение об отказе в выдаче согласно пункту 7) части 1 статьи 590 УПК РК.
В случае принятия решения о выдаче и фактического этапирования лица, заявлявшего об угрозе применения пыток, Генеральной прокуратурой незамедлительно направляется в МИД РК письмо о посещении представителями Посольства Казахстана за рубежом выданного лица на территории иностранного государства по истечении 1 и 6 месяцев после прибытия в иностранное государство в целях мониторинга условий и режима содержания.
28.Решение о выдаче либо об отказе принимается в соответствии со статьей 591 УПК РК.
О принятом решении уведомляется компетентный орган иностранного государства, орган уголовно-исполнительной системы для этапирования выдаваемого лица после вступления в законную силу решения о выдаче и нижестоящая прокуратура для осуществления надзора.
29.Прокуратура области после получения сведений о задержании либо установлении местонахождения разыскиваемого лица на территории иностранного государства незамедлительно уведомляет об этом орган досудебного расследования.
Прокуратуре области необходимо представлять в Генеральную прокуратуру качественно подготовленные материалы ходатайства о выдаче с соответствующим заключением прокурора области в течение 20 календарных дней.
По согласованию с Генеральной прокуратурой этот срок может быть изменен.
30.Запрос о выдаче в иностранное государство направляется в соответствии со статьями 579, 580 УПК РК.
31.О результатах рассмотрения иностранным государством ходатайства о выдаче Генеральная прокуратура уведомляет прокуратуру области и инициатора запроса, а в случае удовлетворения запроса уведомляется орган уголовно-исполнительной системы.
32.Информацию о результатах уголовного преследования выданного лица прокуратура области направляет в Генеральную прокуратуру в течение 30 календарных дней после принятия окончательного решения.
33.Запрос, связанный с транзитной перевозкой выданных лиц третьим государством, рассматривается в соответствии со статьей 595 УПК РК.
34.При установлении разыскиваемого лица за пределами Республики Казахстан с невозмещенным ущербом, прокуратуре области в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления о задержании необходимо ориентировать орган досудебного расследования на подготовку запросов об оказании правовой помощи с целью поиска, ареста и конфискации преступных доходов, для последующего направления в государство, в котором это лицо установлено.
35.Решение об отсрочке в выдаче лица принимается в соответствии со статьей 593 УПК РК.
В случае отсрочки в выдаче лица иностранному государству Генеральной прокуратурой незамедлительно информируется прокуратура области для контроля и обеспечения своевременного применения экстрадиционного ареста к запрашиваемому лицу после отпадения обстоятельств, послуживших основанием для отсрочки.
Процесс экстрадиции лица, чья выдача отсрочена иностранным государством, контролируется Генеральной прокуратурой и прокуратурой области, которая за два месяца до отпадения обстоятельств, послуживших поводом для отсрочки, и при наличии оснований подтверждает намерение требовать выдачу.
36.Временная выдача лица регулируется статьей 581 УПК РК.
Прокуратура области контролирует соблюдение органами, ведущими уголовный процесс, сроков временной выдачи лиц Республике Казахстан. При необходимости продления указанного срока, прокуратура области не позднее двадцати дней до его истечения, обеспечивает представление в Генеральную прокуратуру ходатайства о продлении срока выдачи на время, которое направляется в компетентный орган иностранного государства.
Своевременное возвращение лиц, временно выданных Республикой Казахстан, контролируется Генеральной прокуратурой.
6.Организация работы по надзору за передачей осужденных к лишению
свободы для дальнейшего отбывания наказания и лиц, страдающих
психическими расстройствами, для проведения принудительного
лечения, а также признанием и исполнением приговоров и
постановлений судов иностранных государств
37.Запрос о признании и исполнении приговора и постановления суда иностранного государства рассматривается в соответствии с требованиями главы 62 УПК РК и международными договорами Республики Казахстан.
38.При обращении иностранного гражданина, осужденного к лишению свободы, либо лиц, перечисленных в статье 603 УПК РК о передаче для дальнейшего отбывания наказания в государстве гражданской принадлежности, прокуратура области формирует для направления в течение 30 календарных дней в Генеральную прокуратуру пакет документов, предусмотренных статьей 8 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года.
39.При обращении иностранного гражданина, страдающего психическими расстройствами, или лиц, перечисленных в статье 603 УПК РК, о проведении принудительного лечения в государстве его гражданской принадлежности, прокуратура области формирует для направления в течение 30 календарных дней с момента поступления такого обращения в Генеральную прокуратуру пакет документов, предусмотренных статьей 4 Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 года.
40.Поступившие материалы Генеральная прокуратура направляет компетентному органу иностранного государства с ходатайством о рассмотрении вышеуказанных вопросов, а в случае, если лицо без гражданства - ходатайство направляется в государство его постоянного проживания.
41.После поступления от иностранного государства соответствующих гарантий или судебного акта о признании и исполнении приговора либо постановления казахстанского суда, Генеральная прокуратура принимает окончательное решение.
42.Генеральная прокуратура при поступлении соответствующего обращения направляет запрос в компетентный орган иностранного государства о предоставлении материалов согласно перечню, указанных в пунктах 43 и 44 настоящей Инструкции в отношении лиц, предусмотренных статьей 601 УПК РК, для рассмотрения вопроса их перевода в Казахстан.
43.По поступлению запрошенных документов из компетентных органов иностранных государств Генеральной прокуратурой вносится представление в районный суд о признании приговора или постановления иностранного суда в соответствии со статьей 607 УПК РК.
44.Генеральной прокуратурой постановление суда об исполнении приговора или постановления иностранного суда направляется в качестве гарантии компетентному органу иностранного государства для рассмотрения вопроса передачи Республике Казахстан лица для дальнейшего отбывания наказания или принудительного лечения.
7. Осуществление договорно-правовой работы
45.Генеральная прокуратура на основе анализа и прогнозирования, исходя из целесообразности, и в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществляет:
1)разработку проектов международных договоров Республики Казахстан в уголовно-процессуальной сфере;
2)подготовку предложений о присоединении к многосторонним международным договорам в области борьбы с преступностью, обеспечения законности и правопорядка;
3)разработку правовых актов, принятие которых необходимо для реализации функций прокуратуры в сфере международного уголовно-правового сотрудничества;
5)проверки на предмет соблюдения государственными органами международных обязательств Республики Казахстан, а также законности заключения, исполнения, приостановления и денонсации международных договоров Республики Казахстан.
8. Заключительные положения
46.Генеральная прокуратура:
1)организует и контролирует работу нижестоящих органов прокуратуры по вопросам надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан, совместно с Академией правоохранительных органов оказывает методическую и практическую помощь;
2)разрабатывает и внедряет эффективные формы и методы надзорной деятельности;
3)не реже двух раз в год обобщает состояние прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан;
47.В органах прокуратуры Республики Казахстан формируются надзорные производства по вопросам:
1)экстрадиции;
2)осуществления уголовного преследования;
3)передачи осужденных для дальнейшего отбывания наказания;
4)передачи лиц, страдающих психическими расстройствами.