Современный уровень политико-правового развития Казахстана, состояние прав и свобод граждан представляют глубокий интерес к вопросам административной юстиции.
Основная задача административной юстиции – защита прав и свобод граждан и юридических лиц от неправомерных действий государственных органов.
В Послании Президента народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» особое внимание уделено вопросам необходимости дальнейшего улучшения работы государственных институтов, реализации принципов правосудия и справедливости и внедрения административной юстиции для разрешения споров между государством и гражданином.
В целях реализации данных задач Министерством юстиции и Верховным судом разработан проект Административного процедурно-процессуального кодекса (далее - АПК).
Кодекс регулирует общественные отношения между государственными органами и физическими, юридическими лицами, связанные с публичным правом.
Проще говоря, например, гражданин обращается за получением земельного участка от государства. В АПК подробно излагают данный порядок, то есть объясняют, как подать заявление, каким государственным органом оно будет рассмотрено и какое решение принято.
Также досудебное урегулирование (административная процедура) и судебное (административное судопроизводство) регламентируют порядок разрешения споров между государственными органами и физическими, юридическими лицами при несогласии с принятым решением должностного лица. Кодекс объединил вопросы взаимоотношений между гражданами и юридическими лицами, государственными органами и судом до момента представления заявления и принятия окончательного решения по определенному вопросу.
Одним словом, АПК стремится уравновесить права простого человека и человека, обладающего властью.
АПК состоит из двух частей: процедурной и процессуальной.
В первом разделе отражена процедура рассмотрения обращения гражданина и юридического лица государственными органами, принятия по нему решения и обжалования в случае несогласия. Закреплены права и обязанности сторон.
Граждане имеют право вести свои дела через представителей; а также быть заслушанными перед принятием административного акта; знакомиться с материалами, получить записи; обжаловать административный акт; выступить на своем языке и обратиться за помощью к переводчику.
Кодекс устанавливает общие требования к заявлениям.
Решения, принимаемые органами власти, теперь называются административными актами. Решение принимается должностным лицом в течение 15 рабочих дней (возможно продление на срок до 2 месяцев). В случае несогласия с ответами государственных органов жалобы рассматриваются в течение 15 рабочих дней.
Что касается важных нововведений.
В первом разделе АПК четко и ясно отражены уровни рассмотрения обращений физических и юридических лиц и принятия по ним решений государственными органами.
Вторая часть АПК посвящена рассмотрению споров в суде. Здесь прописан весь порядок судебного процесса, утверждены нормы от представления заявления до принятия решения и пересмотра судебных актов.
Административным судом рассматриваются дела об обжаловании решений и действий органов государственной власти, должностных лиц и местных исполнительных органов власти. Участниками судебного процесса являются истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор. Ответчиком может быть только административный орган или должностное лицо.
Административный суд уделяет особое внимание обеспечению неуклонного исполнения своих решений. С этой целью вводится институт денежного взыскания. Такую меру применяют за невыполнение судебных решений и требований. Размер денежного взыскания варьируется от 10 МРП до 100 МРП. Денежное взыскание может применяться несколько раз до исполнения окончательного судебного решения. Это повысит уровень уважения к правам лиц, участвующих в деле и исполнения судебных актов.
Остановимся на задачах и компетенции прокурора в рамках АПК.
Основная задача органов прокуратуры – восстановить нарушенные права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с АПК прокурор вправе обратиться с иском в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов лиц, общества и государства, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту прав и интересов; лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения невосполнимых последствий для жизни, здоровья этих лиц либо безопасности Республики Казахстан.
Кроме того, в случае отклонения административным органом, должностным лицом протеста на несоответствующий закону административный акт, а также на административное действие (бездействие) прокурор может обратиться с иском в суд.
В отличие от Гражданского процессуального кодекса участие прокурора в деле более уточнено. Прокурор по АПК принимает участие и дает заключение по налоговым, таможенным, бюджетным, земельным, экологическим спорам, а также по делам о защите избирательных прав и обжалованию действий государственного судебного исполнителя (от государства и при взыскании с государства).
Данный Кодекс в соответствии с идеей правового государства является новым этапом отношений между государством и обществом. Проведение судебного контроля государственных органов, указание на ошибки и недочеты способствуют повышению качества работы всех лиц, участвующих в процессе.
Административная юстиция является одним из путей нормального и гармоничного развития правовых институтов и обеспечения правосудия.