О порядке подачи обращения в органы прокуратуры

О порядке подачи обращения в органы прокуратуры

Обращения физических и юридических лиц, рассматриваются органами прокуратуры в соответствии с компетенцией и полномочиями прокурора.

Так,  согласно части 1 статьи 24 Конституционного закона Республики Казахстан «О прокуратуре» от 5 ноября 2022 года органы прокуратуры рассматривают обращения:

1) для защиты и восстановления прав и законных интересов человека и гражданина, если они в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, несовершеннолетних лиц, а также неограниченного круга лиц.

То есть, органы прокуратуры рассматривают обращения в интересах тех лиц, которые самостоятельно не могут осуществлять защиту своих прав и законных интересов. В частности, к таким лицам относятся инвалиды 1 группы, недееспособные лица и несовершеннолетние, которые нуждаются в опеки и попечительстве.

2) для защиты и восстановления прав и законных интересов человека и гражданина, общества или государства, если защита этих интересов должным образом не обеспечивается уполномоченным органом, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия, либо в случаях отсутствия такого органа.

Органы прокуратуры вправе рассматривать обращения, если уполномоченные должностные лица, не приняли должных мер по восстановлению прав и законных интересов человека и гражданина. В связи с чем, для рассмотрения обращения органами прокуратуры, физическим и юридическим лицам, необходимо к своему обращению приобщить окончательный ответ вышестоящего уполномоченного органа, с которым он не согласен.  

3) для защиты и восстановления прав и законных интересов субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений, их должностных лиц, иных организаций независимо от форм собственности.

Эта норма Закона является новой. Здесь важно уточнить, что в полномочия прокуратуры входит рассмотрение обращений по вопросам «вмешательства» в деятельность предпринимателей.

4) в целях предотвращения угрозы конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан;

5) по фактам нарушений законности, не устранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;

6) по поручениям Президента Республики Казахстан;

7) по поручениям Генерального Прокурора.

Из вышеприведенных норм закона следует, что не все обращения  подлежат рассмотрению органами прокуратуры. Поэтому обращения, поступившие в прокуратуру преждевременно или по вопросам, не входящих в компетенцию органов прокуратуры, направляются в органы, уполномоченные рассматривать вопрос изложенный в обращении.

Таким образом, граждане должны понимать, что для достижения результативности и оперативного рассмотрения, необходимо соблюдать установленный порядок обжалования, предоставлять необходимую для разрешения переписку с государственными органами и другие материалы. 

Законодательными актами предусмотрено, что обращения граждан  могут быть поданы: нарочно (через канцелярию прокуратуры), посредством почтовой связи АО «Казпочта» или электронно, через портал «egov» или ИС «Е-өtіnіsh».

Электронная почта не предназначена для приема обращений, поскольку в ней не предусмотрены подписание документов электронной-цифровой подписью, а также проверка подлинности ЭЦП.

При обращении в интересах других лиц, к обращению необходимо приобщать соответствующую  доверенность, на право представления интересов данного лица. 

В соответствии установленными нормами законодательных актов, срок рассмотрения обращения составляет пятнадцать рабочих дней со дня его поступления в органы прокуратуры, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

В необходимых случаях, для проведения проверок, изучения дел и истребования информации, срок рассмотрения обращения продлевается на разумный срок, но не более чем до двух месяцев.

Заявителю направляется промежуточный ответ. Окончательный ответ сообщается заявителю по результатам проверки в течение десяти рабочих дней после ее окончания.

О продлении срока рассмотрения обращения сообщается заявителю в течение трех рабочих дней со дня продления срока.

Анонимные обращения органами прокуратуры рассмотрению не подлежат.

Срок рассмотрения жалобы на действия и решения прокурора составляет двадцать рабочих дней.

Результаты рассмотрения жалобы могут быть обжалованы вышестоящему прокурору или в суд.