Еуразиялық экономикалық одақ шеңберінде тауар белгілерін тіркеу рәсімі.

Еуразиялық экономикалық одақ шеңберінде тауар белгілерін тіркеу рәсімі.

С момента вступления Казахстана в Таможенный союз, создания Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза у отечественных предпринимателей появилась возможность развивать и расширить свой предпринимательский потенциал с учетом оптимизации и упрощения бизнес-процесса.

На территории Таможенного союза планируется ввести единую регистрацию товарных знаков,

знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Проект Договора «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС» (далее– Договор) предусматривает введение на территории Таможенного союза единой регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров (далее – НМПТ).

Данные нововведения позволят казахстанским предпринимателям обеспечить охрану своих прав на всей территории Таможенного союза без их регистрации в каждом из государств либо длительных процедур международной регистрации.

Согласно проекту Договора в качестве товарных знаков Союза могут быть зарегистрированы

словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. По проекту Договора отмечается, что единая регистрация не применяется в отношении сертификационных и гарантийных знаков, а также обозначений, которые не могут быть представлены в графическом

виде, касается таких знаков как звуковые, обонятельные, тактильные, световые, движущиеся, вкусовые и иные обозначения.

Кроме того, в регистрации будет отказано обозначениям, которые уже зарегистрированы или поданы на регистрацию в качестве товарного знака и знака обслуживания в одном из государств Таможенного союза на другое лицо в отношении однородных товаров и/или услуг.

Предлагаемая в Договоре процедура регистрации товарного знака Союза представляет собой процедуру единой регистрации с учетом особенностей национального законодательства в области интеллектуальной собственности, то есть заявка подается в одно из национальных ведомств, но для положительного решения по регистрации потребуется одобрение ведомства каждого из государств союза.

Правовую охрану (защиту) товарный знак Союза обретает только после прохождения экспертизы в национальных патентных ведомствах.

После регистрации знак может использоваться во всех государствах – членах Таможенного союза.

Важным моментом для проекта Договора является ограничение всех этапов рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака конкретным сроком. Процедура прохождения заявки расписана по месяцам и дням:

– один месяц – на предварительную экспертизу заявки (наличие и правильность оформления документов заявки, наличие сведений для установления даты подачи заявки, правильность составления перечня товаров и услуг и его классификации в соответствии с действующей редакцией МКТУ, оплата за юридическое значимое действие), по итогам которой заявитель уведомляется об установлении даты подачи заявки;

– публикация заявки на товарный знак Союза на официальном сайте осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня направления заявителю

указанного уведомления;

– в течение трех месяцев со дня публикации заявки на товарный знак Союза любое заинтересованное лицо, чьи права и законные интересы затронуты в связи с поступлением заявки и предполагаемой регистрацией, вправе представить в ведомство подачи свое обращение о несоответствии заявленного обозначения требованиям, предусмотренным положениям Договора;

– шесть месяцев – экспертиза обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака Союза (проверка каждого из ведомства, в том числе и ведомства подачи по относительным основаниям отказа в регистрации и принятие окончательного решения по заявке). До принятия решения о регистрации заявитель вправе вносить изменения в заявку на товарный знак Союза;

– на основании решения о регистрации ведомство подачи в течение 5 рабочих дней с даты представления документа об оплате за регистрацию

и выдачу свидетельства регистрирует товарный знак в Едином реестре товарных знаков Союза и выдает свидетельство на товарный знак Союза.

Процедура регистрации товарного знака возможна будет привлекательна для тех казахстанских предпринимателей, которым национальная регистрация недостаточна, при этом использование Мадридской системы для регистрации товарного знака в странах за пределами Таможенного союза для них не целесообразно.

По процедуре охрана на территории Таможенного союза будет предоставлена посредством одной заявки. К примеру, при использовании Мадридской системы к международной заявке потребуется

предшествующая ей национальная заявка или национальная регистрация.

Договор не отменяет регистрацию товарных знаков и НМПТ в государствах-членах по национальной процедуре. Кроме того, предусмотрены гибкие правила преобразования заявок и зарегистрированных товарных знаков и НМПТ из национальных в союзные, соответственно обратно.

Так планируется, что будет осуществляться процедура регистрации в отношении зарегистрированных НМПТ до вступления в силу Договора и тех

заявок, которые будут поданы после вступления в силу Договора.

Таким образом, предложенная в Договоре процедура представляет собой обеспечение единой регистрации товарных знаков и НМПТ, существенно

оптимизируя бизнес процесс по вопросам получения охраны объектов промышленной собственности с учетом сокращения срока регистрации

и принципа единой подачи заявки, несмотря на различие национальных законодательств, и правоприменительной практики.

 

Департамент юстиции Павлодарской области