В сети религиозных деструктивных течений попадают в большинстве своем подростки и студенты, но есть и люди постарше. Близкие родные зачастую не подозревают, что их сын или дочь, муж или брат стали приверженцами радикальной идеологии, а когда начинают замечать – становится поздно и трудно что-либо изменить.
По мнению директора Центра анализа и развития межконфессиональных отношений, национального эксперта программ реабилитации Гульназ Раздыковой, родителям и всем членам семьи необходимо знать ранние признаки радикализации, чтобы их близкие не оказались в одночасье заложниками деструктивных религиозных течений.Таких признаков много, но главное, человек вдруг начинает внезапно меняться. Он меняет свое имя, у него меняется лексика, речь, он начинает использовать такие слова, которые нехарактерны для его семьи и ближайшего окружения. Такого рода ключевые слова обычно используются в пропагандистских листовках, брошюрах, материалах, в том числе псевдорелигиозного разъясняющего характера".
Директор Центра анализа и развития межконфессиональных отношений, национальный эксперт программ реабилитации Гульназ Раздыкова
Кроме того, наблюдается резкое изменение паттернов поведения, ранее нехарактерных для этого человека: он внезапно, без видимых причин, бросает курить, употреблять спиртные напитки, использовать бранные слова, объясняя это новыми правилами жизни.
Общительный молодой человек становится замкнутым, настороженным, его раздражают расспросы о его состоянии, наблюдается симптоматика устойчивого страха,Но может быть и диаметрально противоположный вариант: человек становится уверенным, даже самоуверенным и высокомерным, получая поддержку в новой социальной группе. Или он начинает вдруг интенсивно заниматься силовыми видами спорта, восточными единоборствами, стрельбой, владением холодным оружием и вести аскетический образ жизни.Также без видимых причин начинает увлекаться религиозными, эзотерическими материалами, в разговоре упоминает какие-то новые авторитеты в этой области или ссылается на какие-то видеоролики, сайты.