В настоящее время в области проживают 7489 детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП), в том числе 1952 детей с инвалидностью.
Из 7489 детей с ООП 2299 детей дошкольного возраста, 5190 – школьники.
Для подготовки детей с особыми образовательными потребностями в области функционируют 33 специальные организации образования, в том числе 7 специальных школ, школ-интернатов, 9 специальных детских садов (1 частный детский сад «Нимат»), 3 психолого-медико-педагогические консультации, 13 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 1 аутизм центр.
В настоящее время в области одновременно применяются несколько подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта в специальных школах, школах-интернатах;
- интегрированное обучение детей в специальных группах (классах) в детских садах общего типа, общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Для охвата обучением детей с особыми образовательными потребностями в области функционируют:
Для детей с нарушением интеллекта:
- 11 специальных дошкольных групп в дошкольных учреждениях г.г. Павлодар и Экибастуз;
- 5 специальных школ, школ-интернатов (г. Павлодар, г. Аксу , г. Экибастуз, Щербактинский район, район Теренколь).
Для детей с задержкой психического развития:
- 80 специальных классов коррекции в общеобразовательных школах;
Для детей с нарушением слуха:
- областной специальный комплекс детский сад-школа-интернат №1 для глухих и слабослышащих детей;
- также при школе-интернате функционирует дошкольное отделение;
Для слабовидящих детей и детей с нарушением зрения функционируют:
- специальный детский сад № 82 г. Павлодара;
- специальная школа-интернат №7;
Для детей с нарушениями речи:
- специальный детский сад № 14 г. Павлодара;
Для профилактики и коррекции недостатков речи при общеобразовательных школах и детских садах открыты логопедические пункты.
Кроме того, в настоящее время специальную поддержку детей с особыми образовательными потребностями осуществляют кабинеты психолого-педагогической коррекции (13 кабинетов), аутизм-центр «Асыл мирас» (1 центр).
Также для оказания методической поддержки педагогам в работе с детьми с ООП в области функционирует ресурсный центр на базе СОШ № 26 города Павлодара и 5 кабинетов поддержки инклюзии.
В настоящее время в дошкольных учреждениях общего типа, общеобразовательных школах, колледжах охвачены инклюзивным образованием более 4 тысяч детей с особыми образовательными потребностями.
Существенным изменением в 2022-2023 учебном году стало введение в Типовые штаты работников образования единицы педагога-ассистента, призванного оказывать педагогическое сопровождение ребенка с ООП в общеобразовательном процессе.
Так, ведется планомерная работа по введению в образовательный процесс педагогов-ассистентов. На сегодняшний день в школах области введены более 50 ставок педагога-ассистента.
Определен отдельный двойной размер подушевого норматива для детей с ООП в общеобразовательных классах. Предусмотрена 40%-я надбавка от базового должностного оклада педагогам за работу с детьми с ООП.
В дошкольных и общеобразовательных учреждениях работают более 300 специальных педагогов (логопеды, дефектологи, педагоги-ассистенты).
В рамках реализации пункта 3 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года решением акима области создаются психолого-медико-педагогические консультации в городах областного значения, а также в районных центрах на пятьдесят тысяч детского населения.
В этой связи, управлением образования проводится работа по открытию дополнительной единицы ПМПК в городе Аксу.