Охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением в течение 13 лет в области составляет 100%.
В течение 5 лет введено 15 дошкольных организаций на 1396 мест, в том числе 9 частных дошкольных организаций на 584 мест
Одной из проблем является привлечение частных инвестиций в систему дошкольного образования. И на сегодняшний день функционирует 18 частных дошкольных организации, за последние два года открыто 6 частных детских сада на 383 мест. Государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание и обучение размещен в 14 детских садах на 1465 мест.
В действующих детских садах, мини-центрах, предшкольных классах школ дошкольным воспитанием и обучением охвачены 36291 детей, в том числе 34811 человек в государственных дошкольных организациях, 1480 детей в частных детских садах и мини-центрах.
Для реализации задач инклюзивного образования в ДО и обеспечения условий для совместного воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями проводится ряд мероприятий: круглые столы, диалоговые площадки, диспуты, вебинары по теме «Инклюзивное образование в ДО – процесс, обеспечивающий равный доступ к воспитанию и обучению всех воспитанников с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», что позволяет создать развивающее пространство и безбарьерную среду, позволяющую детям получить современное дошкольное качественное образование.
В 119 детских садах охвачено дошкольным образованием и воспитанием 754 детей с особыми образовательными потребностями, работают специалисты, имеющие специальное образование и прошедшие курсовую подготовку (справочно: В ФАО «НЦПК «Өрлеу» проведено 143 курсов с охватом 846 педагогов дошкольного образования; В Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и его филиалах прошли курсы 143 педагогов. Школьные команды – 12, Эффективное обучение – 5, Развитие читательской грамотности – 18. Развитие инклюзивного образования в начальной школе – 30, Развитие инклюзивного образования в основной школе – 21; В «Институт раннего развития детей» прошли курсы повышения квалификации 260 педагогов дошкольного образования (205 воспитателей, 40 методистов, 15 директора ДО). «Профилактика насилия над ребенком в дошкольных организациях» для педагогов-психологов государственных дошкольных организаций – 76).
За период с 2025-2030 годы 251 педагогов планируют пройти курсы повышения квалификации, в 58 дошкольных организациях будет создана безбарьерная среда. К 2025 году данный показатель будет доведен до 100%.
Всего в дошкольных организациях работают 4408 педагогов, из них с высшим образованием 2897 (65%). Имеют высшую и первую категории 1359 педагогов (30,3%).
На сегодняшний день 1004 (22%) педагогов прошли аттестацию по новой системе и имеют квалификационную категорию педагога-модератора - 1504, педагога-эксперта - 437, педагога-исследователя – 203, педагога-мастера - 1.
Сегодня всего 78% педагогов дошкольных организаций имеют профильное образование (2023 г.-64,5%). Для решения данной проблемы заключен меморандум по дуальному обучению с Павлодарским педагогическим университетом. В 2023 году 185 педагогов получили диплом по специальности «Дошкольное воспитание и обучения». До конца 2025 года планируется обучить около 400 педагогов и по данному показателю достичь 85%.
В целях реализации закона «О статусе педагога» акиматом Павлодарской области впервые утвержден нагрудный знак «Павлодар облысының білім беру саласына қосқан үлесі үшін», с выплатой единовременного вознаграждения в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя. За особый вклад в развитие системы образования нагрудным знаком «Павлодар облысының білім беру саласына қосқан үлесі үшін» области в 2020 году награждена педагог- психолог ясли-сада №24 г.Аксу Нагасимова Дана Юрьевна, в 2021 году – руководитель «Центра развития ясли-сад №1» г.Экибастуза Шмидт Татьяна Викторовна и методист ясли-сад № 11 города Павлодара Шилова Наталья Николаевна, в 2024 году - методист «Ясли - сад № 18 города Аксу» Сыздыкова Калимаш Сагындыковна.
В 2024 году обладателем Гран-при областного конкурса «Лучший педагог дошкольной организации» стала воспитатель ясли-сада №8 г.Павлодара - Сырымбаева Макпал Егеубаевна.
Педагоги дошкольных организаций области занимают призовые места в республиканских конкурсах (справочно: конкурс «Лучший методист дошкольной организации-2024» - методист Центра полиязычного развития № 6 города Экибастуза Подвиженко Е.В. заняла II место; конкурс «Лучший педагог дошкольной организации-2024» - воспитатель ясли-сада №8 г.Павлодара - Сырымбаева М.Е. заняла 3 место).
Инновационным центром развития образования был создан проект «Бақытты бала» с целью методической поддержки, создание в дошкольной организации условий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей, а также воспитывать у детей патриотизм, уважение к культурному прошлому Казахстана, формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям и развивать у детей представления о национальной культуре, об образе жизни этносов, населяющих территорию РК.
Для обеспечения условий развития творческого потенциала педагогов ДО создана ассоциация из 144 опытных педагогов дошкольного образования. В результате деятельности которой на ютуб - канале инновационного центра разработаны и размещены 122 видео-занятии применяемых при дистанционном обучении детей дошкольного возраста.
На 2024-2025 учебный год с программой «С дипломом в село» трудоустроены 153 молодых специалистов (сельская зона Экибастузкого региона – 10, сельская зона Аксуского региона – 9, Баянаульский район – 37, Майский район – 4, Щербактинский район – 12, Успенский район – 10, Железинский район – 11, район Тереңкөл – 17, район Аққулы – 16, Иртышский район – 12, Актогайский район – 15).
На 1 января 2025 года действует 357 консультационных пунктов для родителей, чьи дети не охвачены дошкольным воспитанием и обучением: г.Аксу – 29, г.Павлодар – 69, Экибастуз – 47, Актогайский -22, Аккулы – 23, Баянаульский – 22, Иртышский – 22, Железинский – 28, Майский – 12, Павлодарский – 25, Теренколь-19, Щербактинский – 23, Успенский -16.
На сегодняшний день на базе действующих детских садов функционируют 357 консультационных пункта для родителей, чьи дети не посещают дошкольные организации, в 2025 году планируется открытие 10 КП.
Работа консультационных пунктов отражается на официальных сайтах организаций и на страницах социальных сетей, открыты рубрики, в которых размещены графики, план работы и материалы консультаций. Для проведения консультаций задействованы воспитатели, методисты, психологи, логопеды, медицинские сестры, музыкальные руководители.
В целях исполнения пункта 118 Плана действий о реализации Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 249 на основании приказа № 192 от 01.07.2023 года Министерства Просвещения Республики Казахстан для трансляции и внедрения передового педагогического опыта в Павлодарской области была организована деятельность центров компетенций (далее ЦК).
На сегодняшний день в Павлодарской области функционирует 17 ЦК (справочно: 2023 году – 2 ЦК, 2024 году – 7 ЦК, 2025 году – 17 ЦК). Основной деятельностью ЦК является распространение инновационного педагогического опыта и оказание методической помощи педагогам.
Центрами компетенциями было проведено 17 мероприятий с охватом 1232 человек. На данных мероприятиях у педагогов была возможность поделиться опытом по вопросам использования эффективных методов и приемов воспитания и обучения, современных подходов в работе с детьми дошкольного возраста, создания предметно-пространственной развивающей среды, направленных на повышение качества дошкольного воспитани и обучения.
С целью преемственности и синхронизации дошкольного и начального образования ЦК прикреплены к лучшим опорным школам области.
По Павлодарской области действует 14 мобильных групп.
С целью обеспечения прозрачности процесса прохождения аттестации внедрен автоматизированный электронный портфолио педагога («Ұстаз»).
Главой государства поставлена задача по обеспечению безопасности детей.
На сегодняшний день все дошкольные организации образования оснащены системами видеонаблюдения, которые подключены к Центрам оперативного управления внутренних дел, в дежурные части территориальных ОВД.
На всех объектах образования установлены тревожные кнопки и системы оповещения.
В 135 детских садах, относящихся ко 2 группе, заключены договора со специализированной охраной и установлены видеофоны.
Во всех организациях аналоговые камеры заменены на цифровые.