Лого

Меню

Страницы

Статья

Интеллектуальная собственность двигатель креативной экономики

Стержень развития экономики независимых стран и современного глобального рынка — сделки и процессы на основе реализации прав на интеллектуальную собственность (IP). Побеждает тот, кто внедряет новые идеи и разработки, созданные человеческим гением, и выводит экономику на современный технологический уровень. Сфера IP и нематериальных активов в целом стала приоритетом для государственных экономических программ и международного инвестиционного

бизнеса, потому что позволяет извлекать максимальную прибыль и давать беспрецедентный социальный эффект. Согласно индексу S&P 500 уже в 2020 году доля нематериальных активов в общей рыночной стоимости компаний составила 90%. Мировой опыт свидетельствует, что без национальной концепции монетизации IP нет креативной экономики.

Правительство Казахстана последовательно переводит национальную экономику на рельсы инновационного развития. Реализуются масштабные инфраструктурные проекты, формируется всеобъемлющая экосистема поддержки технологического и творческого бизнеса. Однако по-настоящему серьезные перемены невозможны без переосмысления роли института интеллектуальной собственности в развитии креативной экономики.

Государство начало системно развивать этот сектор в 2021 году. Именно тогда была предложена концепция креативной диверсификации экономики. Появился перечень из 43 видов творческой деятельности, в числе которых мода, искусство, дизайн, кино, народные промыслы и многое другое. Для каждой отрасли разрабатываются специфические меры поддержки.

На сегодня в творческой сфере работают порядка 95 тысяч человек, вложения в основной капитал составляют 33,3 млрд тенге, общее число креативных препдриятий – 32 тысячи, а их вклад в экономику Казахстана 2,7% ВВП.

До сих пор мы рассматривали культуру преимущественно как объект государственной или спонсорской опеки. Культура – это общественное благо. Государство всегда будет финансировать академическую музыку, музеи, театр, авторское кино и так далее. Однако в современном обществе культура может не только тратить, но и зарабатывать. Здесь точно так же, как в науке. Никто не спорит, что государство, которому небезразлично собственное будущее, должно финансировать фундаментальные исследования. Но ничуть не менее важно создать «точку приложения» исследований и разработок, то есть сформировать рынок технологий, разработок, ноу-хау, всего того, что связывают со сферой промышленной собственности. Если дотируемая государством культура – лаборатория, эксперимент, задел на будущее, то креативные индустрии –реальная предпринимательская практика, основанная на монетизации результатов творческого труда.

И науку, и культуру превращает в бизнес один институт – интеллектуальная собственность. Этот правовой инструмент позволяет зарабатывать на результатах научных изысканий, технического творчества, художественной практики. Пока у результата интеллектуальной деятельности нет владельца, его нельзя продать, купить, сдать в аренду или заложить. Когда возникает право интеллектуальной собственности, творческий или научный результат превращается в полноценный актив – сердцевину экономики знания. Согласно статистике Всемирной организации интеллектуальной собственности, общая стоимость нематериальных активов в мире – авторских и смежных прав, патентов, товарных знаков, секретов производства etc – составляет 74 триллиона долларов. Apple дороже Exxon Mobil.

Интеллектуальные права – это приводной ремень креативной экономики, и именно поэтому в 2023 году было принято постановление правительства, определяющее субъектов креативного предпринимательства и возможных адресатов мер государственной поддержки по такому критерию как владение правами на  результаты творческой деятельности и коммерциализация таких прав.

Для того чтобы креативный сектор рос и привлекал инвестиции, нам необходимо осуществить точечную донастройку нашей нормативно-правовой базы, тем самым сформировав максимально благоприятную регуляторную среду для бизнеса.

В первую очередь, необходимо уточнить критерии отнесения к субъектам креативного предпринимательства. Сегодня к таким субъектам относят обладателей авторских и смежных прав. Необходимо добавить сюда патенты на изобретения, полезные модели и промышленные

образцы, а также все виды средств индивидуализации, которые активно используются в моде, гастрономии, дизайне. Кроме того, будет полезно обязать креативные компании отчитываться об затратах на производство интеллектуальной собственности и выручке от ее реализации. Это позволит, с одной стороны, выявить наиболее востребованные режимы охраны, а с другой – сформировать реестр наиболее прозрачных и как следствие привлекательных для инвесторов компаний креативного сектора.

Опыт соседних стран показывает, что использование децентрализованной цифровой инфраструктуры в качестве «подложки» экосистемы цифровых сервисов позволяет не только решить проблему доступности сведений о результатах творческой деятельности и правах на них, но и обеспечить возможность мгновенных цифровых сделок. Это существенно снижает издержки на юристов и, по сути, создает предпосылки для «превращения в монеты - Токены» нематериальных активов компаний. Будучи записанными в распределенном реестре, права на тот или иной результат интеллектуальной деятельности становятся цифровым активом. При этом в отличие от сомнительных криптовалют такое «утилитарное цифровое право» обеспечено вполне осязаемой стоимостью креативного продукта. Полагаю, что появление такого реестра и закрепление его статуса в законодательстве было бы чрезвычайно полезно экономике Казахстана.

Законодательство должно также гарантировать автору как слабой стороне сделки справедливое вознаграждение за использование его произведений в составе сложных объектов, например, за использование музыки в кино. Даже после того как права на саундтрек переданы продюсеру, композитор должен получать деньги каждый раз, когда музыка звучит в кинозале или при просмотре на стриминговом сервисе. Наконец, платформы должны перестать оправдывать нарушение интеллектуальных прав статусом информационного посредника.

Креативные индустрии и инновации не могут существовать в замкнутом пространстве. В перспективе ближайших десяти лет было бы крайне целесообразно разрешить субъектам креативного предпринимательства ведение мультивалютной бухгалтерии. Это способствовало бы притоку зарубежных инвестиций, а также усилило бы наши позиции в конкуренции за высококлассных специалистов.

Наконец, нам уже сегодня нужно думать о том, как в законодательстве нашей страны будут регулироваться DAO – децентрализованные автономные организации, которые все чаще становятся альтернативой традиционным юридическим лицам. Именно в сфере креативных индустрий и интеллектуальной собственности как инструмента их монетизации подобные «цифровые юрлица» могут сыграть положительную роль. Коль скоро интеллектуальные права записаны в распределенном реестре, сама компания-правообладатель тоже может быть представлена как цифровой актив. Автоматизация корпоративных процедур, связанных с коллективным владением и привлечением инвестиционных средств, вполне может стать новым этапом развития креативной сферы.

Реализация даже части из предложенных мер, поможет уже в ближайшей перспективе увеличить долю креативных индустрий в ВВП до 3%, а число занятых в таком бизнесе до 4% населения. В течение ближайших лет число субъектов креативных индустрий должно достигнуть 80 тысяч, а экспорт креативный продукции увеличиться на 200 миллионов долларов.

 

Департамент юстиции Павлодарской области

Дата публикации
17 декабря 2024
Дата обновления
17 декабря 2024
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
23 июля 2025
Восстановление прав услугополучателей
Информация
21 июля 2025
Кто имеет право на выплаты пенсионных накоплений из ЕНПФ по графику?
Информация
21 июля 2025
Как рассчитываются выплаты по графику?

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации