Лого

Меню

Страницы

Статья

О совершенствовании законодательства в сфере коллективного управления имущественными правами.

На сегодняшний день авторы и обладатели смежных прав располагают широким спектром способов управления своими имущественными правами.

Редко встречаются случаи самостоятельного управления имущественными правами. Это связано с тем, что индивидуальный способ управления не отвечает сложным условиям использования произведений. Огромный поток музыкальных произведений и многочисленные каналы их распространения исключают возможность самостоятельно отслеживать их воспроизведение.

Первая организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, была создана в середине XVIII века.

Сегодня организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе (ОКУП) становятся все более и более работоспособным и международно признанным способом осуществления имущественных прав в условиях чрезвычайно быстрого развития техники и технологий.

Так, на территории Казахстана первая организация по управлению имущественными правами авторов, начала свою деятельность в сентябре 1998 года.

В настоящее время в Казахстане осуществляют деятельность 13 ОКУП. Достаточно много молодых ОКУП прибавилось за последние годы.

Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) неоднократно отмечалась важность роли организаций, управляющих имущественными правами на коллективного основе.

ВОИС и ЮНЕСКО подчеркивалась необходимость и важность коллективного управления как третьего пути между осуществлением исключительных прав на индивидуальной основе и принудительными лицензиями.

По этому поводу высказался один из признанных специалистов в области интеллектуальной собственности Арпад Богш (бывший генеральный директор ВОИС): «Коллективное управление авторским правом и смежными правами становится все более и более важным способом осуществления этих прав в условиях чрезвычайно быстрого развития техники. Принимая во внимание его возрастающее значение, вопросам коллективного управления должно быть уделено больше внимания как на международном, так и на национальном уровне. Необходимо выработать гарантии, которые применялись бы в целях правильного функционирования систем коллективного управления и дали бы уверенность в том, что эти

системы не приведут к замаскированным принудительным лицензиям или к необоснованной коллективизации прав»

Директивы Европейского Союза также указывают на необходимость развития данного института.

Определение основ формирования и совершенствование законодательства в сфере коллективного управления очень важно для построения в Республике Казахстан реально действующих, соответствующих всем международным договорам норм Закона.

Многие вопросы, связанные со сферой коллективного управления имущественными правами авторов и правообладателей являются весьма дискуссионными.

Тема коллективного управления имущественными правами особенно актуальна для нашей страны, так как в настоящее время в Казахстане наблюдается рост творческого потенциала молодого поколения, рынок выпускает все больше креативных представителей музыкальной, киноиндустрии, которые собирают аудиторию не только в Казахстане, но далеко за ее пределами.

При этом необходимо отметить, что вопрос коллективного управления является сравнительно новым для Казахстана и других стран Евразийского экономического союза по отношению к странам с двух, трехвековой историей становления института коллективного управления.

Согласно пункту 1 статьи 43 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм или иные обладатели авторских и смежных прав в целях практического осуществления их имущественных прав вправе создавать организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе.

ОКУП подразумевается система управления, в соответствии с которой обладатели упомянутых прав передают созданным для этого организациям право по контролю за использованием их произведений, сбор соответствующего вознаграждения и его распределение между правообладателями.

ОКУП могут создаваться, в 8 сферах коллективного управления.

Статья 46-1 Закона «Об авторском праве и смежных правах» пред усматривает институт аккредитации, без ограничения количества

аккредитуемых ОКУП, который предоставляет право ОКУП наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры об управлении правами, осуществлять сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми такие договоры не заключены.

В 2020 – 2021 годах Министерством юстиции проведены аккреди-

тации ОКУП. По ее итогам из 9 ранее аккредитованных организаций, в

настоящее время имеют аккредитации только 3 ОКУП.

Необходимо отметить, что в состав Комиссии по аккредитации

ОКУП вошли известные деятели культуры и общественники.

Основанием для отказа в аккредитации послужило невыполнение

обязанностей ОКУП, предусмотренных статьей 46 Закона, представление неполного пакета документов, предусмотренных Правилами, а также невыполнение обязательств ОКУП перед авторами и правообладателями.

В среднем по Республике Казахстан ОКУП защищает интересы более 9 тысяч авторов и правообладателей. Сумма собранного вознаграждения в год достигает около 1,5 миллиарда тенге.

ОКУП в Республике Казахстан работают в сферах как авторского права, так и смежных прав.

Правовое регулирование деятельности ОКУП в Казахстане осуществляется отраслевым законом в сфере авторского права и смежных прав и предусматривает следующие обязанности ОКУП в отношениях с авторами.

ОКУП обязаны:

принять на себя осуществление прав на коллективной основе при передаче автором своих имущественных прав;

осуществлять сбор и выплату авторского вознаграждения, а также представлять отчеты по ним;

совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав авторов;

выделять сумму на покрытие фактических расходов ОКУП не

более 30% от общей суммы собранного вознаграждения;

сдавать отчеты в уполномоченный орган в отношении ОКУП;

Казахстан является членом ВОИС, участницей 19 базовых международных договоров ВОИС. Также, вступление в ВТО и ЕАЭС позволили гармонизировать национальное законодательство в соответствии с принятыми обязательствами, в том числе в части охраны прав казахстанских авторов и правообладателей за рубежом.

Важным событием в сфере коллективного управления было подписание и в дальнейшем ратификация Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе участниками которого стали страны Союза Евразийского экономического союза (7 мая 2019 год).

В настоящее время в рамках проекта Всемирного банка проведен анализ законодательства и правоприменительной практики сферы интеллектуальной собственности в Казахстане, в том числе в части регулирования деятельности ОКУП. Данные предложения легли в основу депутатской инициативы.

20 июня 2022 года Главой государства подписан Закон Республики

Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законо-

дательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенство-

вания законодательства в сферах интеллектуальной собственности и

оказания гарантированной государством юридической помощи».

В рамках данной работы большое внимание уделено эффективности деятельности коллективных организаций и повышению их прозрачности.

Поправки Закона предусматривают следующие дополнения и уточнения:

- передача прав авторов или правообладателей на коллективное

управление правами только одной ОКУП или нескольким ОКУП с разграничением по объему, территории и сферам управления;

- обязанности организации обеспечить участие представителя уполномоченного органа на общем собрании. Это позволит обеспечить права авторов и правообладателей, так как на общем собрании принимаются решения по принципиальным вопросам деятельности коллективных организации.

Здесь необходимо понимать, что уполномоченный орган не участвует в качестве члена общего собрания и не принимает решений на

нем. Его участие носит наблюдательный характер. Это делается достоверности информации и отчетов, предоставляемых ОКУП.

Законопроектом предусмотрены:

- обязанности организации по размещению информации на своем

интернет-ресурсе о заключаемых договорах с пользователями (уточнение), аудиторских заключений и обеспечении доступа к ним в течении 5 лет, а также по заключению договоров о взаимном представительстве интересов;

- уточнение суммы на покрытие фактических расходов по сбору,

распределению и выплате вознаграждения, а также направляемые в специальные фонды (не должны превышать 30% от общей суммы собранного вознаграждения);

- дополнение перечня оснований отказа в аккредитации ОКУП, в

связи с невыполнением или ненадлежащим исполнением ими установленных законом обязанностей (в течении 2-х лет с даты принятия уполномоченным органом решения об отказе в аккредитации).

В части эффективности деятельности ОКУП дополняется вид нарушений, за которые ОКУП должен быть лишен аккредитации, в частности, за применение ставок вознаграждения авторам ниже минимальных ставок вознаграждения, установленных Правительством Республики Казахстан.

Также вводится обязанность ОКУП по направлению отчетов о собранном вознаграждении, удержанных суммах авторам и правообладателям через личные кабинеты на интернет-ресурсах организации.

На заседаниях рабочей группы положения проекта Закона были обсуждены с представителями авторского сообщества, патентными поверенными, ОКУПами, предпринимательства, международными и национальными экспертами.

Широкое обсуждение проведено по поправкам в сфере коллективного управления правами по повышению прозрачности деятельности ОКУП.

Полагаем, что данные меры помогут сделать работу ОКУП более эффективной и прозрачной и обеспечить права авторов на получение

причитающегося вознаграждения.

 

 

 

Департамент юстиции Павлодарской области

Дата публикации
29 января 2024
Дата обновления
29 января 2024
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
05 мая 2025
Касательно изменений в системе обязательного социального страхования
24 апреля 2025
Электориальная карта района
24 апреля 2025

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации