Глобальные процессы по широкому внедрению в повседневную жизнь инновационных технологий и цифровой трансформации экономики, а также развитие международного сотрудничества требуют постоянного совершенствования национального законодательства об интеллектуальной собственности.
Об этом говорится в государственных программных документах. Так, в Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года указано, что «Казахстанское гражданское законодательство нуждается в формировании институциональных основ функционирования системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества, а также совершенствовании правовых
условий обеспечения информационной безопасности»
Важным шагом в указанном направлении является Закон Республики Казахстан от 20 июня 2022 года №128 -VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности и оказания гарантированной государством юридической помощи» (далее - Закон), направленный на усиление охраны прав интеллектуальной собственности.
Законом реализованы актуальные направления совершенствования правовых основ института интеллектуальной собственности, указанные в государственных программных документах, а также рекомендуемые международными и национальными экспертами.
Речь идет, в частности, о внедрении рекомендаций международных экспертов по совершенствованию норм в области интеллектуальной собственности в соответствии с международным правовым опытом, представленных по итогам реализации
проекта Всемирного банка «Институциональное укрепление сектора правосудия». Они базируются, в основном, на положениях ратифицированного Законом Республики Казахстан от 25
марта 2016 года № 475-V Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами,
с другой стороны.
Указанные рекомендации относятся к отдельным нормам и институтам законодательства об интеллектуальной собственности и предполагают: обеспечение качественной охраны незарегистрированных промышленных образцов; введение патентования прав на компьютерное программное обеспечение при сохранении имеющегося подхода к патентоспособности компьютерных программ и алгоритмов; внедрение института возражений (оппозиции) в экспертную организацию на опубликованные заявки; формирование системы защиты географических указаний; совершенствование деятельности ОКУП для достижения более высокого уровня рационализации и прозрачности в отношении выполнения ими задач путем принятия обязательств в соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета «О коллективном управлении авторским правом и смежными правами и много территориальном лицензировании прав на музыкальные произведения для онлайнового использования на внутреннем рынке» от 26 февраля 2014 года.
Основными новеллами Закона являются:
1) введение географического указания как самостоятельного объекта интеллектуальной собственности;
2) внедрение института возражений (оппозиции);
3) совершенствование деятельности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;
4) усиление охраны незарегистрированных промышленных образцов.
Так, развитию регионов Казахстана призвана способствовать предоставленная Законом возможность охраны географических указаний в качестве объектов интеллектуальной
собственности.
В качестве средств индивидуализации товаров, являющихся региональными брендами, с принятием нового Закона могут быть использованы как географическое указание (далее
- ГУ), так и наименование места происхождения товара (далее
- НМПТ).
К положительным эффектам продвижения региональных брендов относятся: экономическое развитие регионов за счет увеличения объемов производства и услуг; стимулирование отечественных производителей, благодаря мерам государственной поддержки; развитие этнографического туризма, а также поддержание имиджа регионов, способствующее вложению
инвестиций в их экономику.
Преимущества регистрации региональных брендов в качестве объектов интеллектуальной собственности состоит в том, что она позволяет обеспечивать охрану интересов их производителей.
В связи с тем, что ГУ и НМПТ как средства индивидуализации оказывают все более значительное влияние на конкурентоспособность товаров, в том числе, на региональном уровне,
обеспечение правовой охраны этих объектов интеллектуальной собственности приобретает все большую актуальность.
Большинство ГУ и НМПТ во всем мире применяются как средство индивидуализации сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, вин и крепких спиртных напитков. Это обусловлено тем, что сельскохозяйственная продукция, как правило, имеет свойства, обусловленные местом их производства и конкретными локальными географическими факторами, например, климатом и особенностями почвы. ГУ и НМПТ могут также подчеркивать конкретные свойства продукта, связанные с человеческими факторами, характерными для места его происхождения, например, опытом, навыками и традициями производства. Это характерно, в том числе, для изделий кустарных промыслов, которые обычно создаются вручную, с применением местных природных ресурсов и сохраняемых местными сообществами традиционных приемов.
Традиции и образ жизни в каждой национальной культуре во многом формируются местными географическими условиями, одним из выражений которых является создание продуктов с особыми свойствами и репутацией.
В Республике Казахстан НМПТ как объект интеллектуальной собственности зафиксирован в связи с принятием Закона Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров». Понятие «географическое указание» также изначально содержится в данном законе в связи с тем, что он допускает государственную регистрацию ГУ в качестве наименования места происхождения товара, который находится в иностранном государстве, если наименование этого указания охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. В связи с этим отечественные товаропроизводители до последнего времени могли регистрировать только НМПТ, что ставило их в заведомо неравное положение с иностранными.
Введение охраны ГУ соответствует современным мировым тенденциям. Оно позволит Казахстану присоединиться к Женевскому акту Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации.
Лиссабонская система наименований мест происхождения и географических указаний позволяет проводить международную охрану НМП и ГУ в 57 странах с помощью единой процедуры
регистрации и уплаты одного набора пошлин, что создает ряд
преимуществ для производителей.
Вместе с тем, законодательные меры лишь создают правовую основу для расширения использования средств индивидуализации как средства продвижения региональных брендов.
Практика свидетельствует, что указанный институт не может эффективно функционировать без всесторонней поддержки.
Соответствующие меры предпринимаются государством в лице центральных и региональных органов власти. Так, ввиду отсутствия на целевых рынках представления о городах республики как о центрах производства уникальной продукции, источниках эксклюзивных благ и услуг, потенциально интересных местах для путешествий, Государственной программой развития регионов на 2020 – 2025 годы предусмотрено, что акиматами городов республиканского значения, столицы и областей должны быть разработаны бренды крупных и больших городов.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития креативных индустрий на 2021 - 2025 годы» развитие креативных индустрий
в городах будет способствовать формированию самостоятельных региональных брендов, привлекающих творческих лидеров, инвестиции и инновации.
Следует учесть, что государство должно не только оказывать всемерную поддержку, но и обеспечивать контроль качества продукции и сохранение особых свойств товаров, маркируемых
ГУ и НМПТ. В этой связи нормы об ответственности за действия, связанные с неправомерным пользованием географических указаний и наименований мест происхождения товара, дополнены положением об ответственности за нарушение правообладателем требований законодательства Республики Казахстан в отношении границ географического объекта производства
товара и особых свойств товара, для обозначения которого используется географическое указание или наименование места происхождения товара, а также предоставление заведомо
ложных сведений о них должностными лицами местных исполнительных органов и уполномоченных органов в случаях, предусмотренных законом.
Продвижение региональных брендов требует максимальной вовлеченности бизнес-сообщества, общественных организаций, средств массовой информации.
Примером может служить реализация с 2007 года Европейским Союзом программы «Центральная Азия Инвест» в целях укрепления регионального сотрудничества и поддержки разви-
тия частного сектора в пяти странах Центральной Азии. В рамках данной программы реализуется проект «CANDY V» – региональная интеграция и наращивание потенциала для повышения
конкурентоспособности микро-, малых и средних предприятий в агробизнесе и содействие торговле в Центральной Азии. Один из проектных компонентов направлен на укрепление потенциала групп производителей, переработчиков, экспортеров Центрально-азиатских стран в области продвижения продукции, повышения узнаваемости и имиджа стран Центральной Азии посредством применения географических указаний.
В ходе реализации проекта прошел ряд мероприятий по инициированию и пилотному внедрению продуктов, качество и особенности которых обусловлены местом их происхождения, местными
традициями производства и переработки и другими характеристиками, связанными с определенными территориями и их наследием.
Для продвижения казахстанских брендов и активизации получения отечественными товаропроизводителями прав на охрану обозначений «географическое указание» и «наименование места происхождения товара» Национальный институт интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан проводит разъяснительную работу о преимуществах и льготах для обладателей прав на указанные обозначения, а также оказывает
практическую (консультационную) помощь в процессе их получения.
Законом внедряется институт возражений (оппозиции) в экспертную организацию на опубликованные заявки, когда возможность выразить свою позицию в отношении поданной заявки предоставляется третьим лицам.
По опыту многих стран с передовой системой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, для их усиления целесообразно принимать во внимание доводы и позиции заинтересованных лиц до регистрации прав. Действительно, как бы ни были обширны массивы информации, используемые экспертами при проведении патентного поиска, вряд ли они охватят все многообразие источников, которые могут быть противопоставлены заинтересованными лицами при оспаривании новизны и оригинальности объектов.
В целях защиты правообладателей от прямого копирования внешнего вида оригинальных изделий вводится краткосрочная охрана в отношении незарегистрированных промышленных образцов.
Промышленный образец, соответствующий требованиям новизны и оригинальности. может охраняться без регистрации и выдачи охранного документа в течение трех лет с даты, когда он впервые был обнародован (раскрыт) в Республике Казахстан. Незарегистрированный промышленный образец считается новым, если никакой идентичный промышленный образец не был обнародован (раскрыт) до даты, когда был впервые обнародован (раскрыт) незарегистрированный промышленный образец. Увеличен максимальный срок охраны промышленных образцов до 25-ти лет с сокращением базового срока охраны до 10-ти лет.
С учетом прогрессивных положений Закона, его реализация позволит значительно усовершенствовать правоприменительную практику в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, а также гармонизировать национальное законодательство с международными соглашениями Республики Казахстан.
Департамент юстиции Павлодарской области