Меню

Страницы

Статья

Законодательство Республики Казахстан и соглашение ТРИПС

Стоит отметить важность участия Республики Казахстан в международных конвенциях и соглашениях, которые при разрешении споров, какправило, либо остаются за кадром, либо, по распространенному заблуждению, имеют прямое действие на территории Казахстана. Большинство международных договоров и соглашений подразумевают уже наличие или требуют разработки соответствующих им положений в национальном законодательстве каждой страны – участнице договора/соглашения.

Принятие новых и совершенствование существующих законов в последние годы планомерно повышает уровень защиты интеллектуальной собственности и присоединение Казахстана к ВТО должно повысить не только уровень защиты, но и ответственность самого государства за выполнение требований Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

С учетом постоянного совершенствования законодательства, в целом, казахстанское законодательство в области правовой охраны интеллектуальной собственности соответствует международным требованиям, но некоторые пока еще существующие несоответствия рассмотрены ниже.

Авторское право и смежные права

  1. Статьи 41 и 61 ТРИПС требуют обеспечения процедур и мер административной и уголовной ответственности для эффективных действий против любого акта нарушения прав интеллектуальной собственности. Однако действующий Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях не содержит административных мер защиты прав на объекты авторского и смежных прав. Уголовный кодекс Республики Казахстан не предусматривают конфискацию и уничтожение контрафактных товаров и любых материалов и оборудования, которые преимущественно использовались при совершении правонарушения.

Промышленная собственность

  1. Согласно пункту 1 статьи 15 ТРИПС если обозначения не обладают различительной способностью в отношении соответствующих товаров или услуг, страны-члены могут ставить возможность регистрации знака в зависимость от различительной способности, приобретенной в процессе его использования. Это положение является отражением положения статьи 6 quinquies (С) Парижской конвенции по охране промышленной собственности (в редакции 1967 г.) чтобы определить, может ли быть знак предметом охраны, необходимо учитывать все фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака.
  2. Согласно пункту 4 статьи 15 ТРИПС, характер товаров или услуг, в отношении которых применяется товарный знак, ни в коем случае не является препятствием для регистрации товарного знака.

Статья 20 ТРИПС устанавливает, что использование товарного знака в торговле не должно

необоснованно ограничиваться специальными требованиями как использование с другим товарным знаком, использование в особой форме или использование таким способом, который причиняет ущерб его способности отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий.

Данные положения защищают владельцев товарных знаков от возможных ограничений их

прав на регистрацию и использование товарных знаков в том виде, в каком они были заявлены и зарегистрированы. Поэтому включение и закрепление этих положений в законодательство Республики Казахстан является необходимым и важным с позиции заявителей, владельцев товарных знаков, а также приведет законодательство Республики Казахстан в соответствие с нормами ТРИПС.

  1. В соответствии со ст. 42 и 43 ТРИПС, процессуальные нормы должны предусматривать достаточные средства идентификации и охраны конфиденциальной информации, в том числе доказательств, обеспечивающих охрану конфиденциальной информации.

Существующие положения Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан и

Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях должной охраны конфиденциальной информации не предусматривают.

  1. Как было отмечено ранее в отношении авторского права, статьи 41 и 61 ТРИПС требуют

обеспечения процедур и мер административной и уголовной ответственности для эффективных действий против любого акта нарушения прав интеллектуальной собственности. Однако действующий Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушения не содержит административных мер защиты прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели. Уголовный кодекс Республики Казахстан не предусматривает конфискацию и уничтожение контрафактных товаров и любых материалов и оборудования, которые преимущественно использовались при совершении правонарушения в области изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и товарных знаков.

Общие положения

  1. Режим наибольшего благоприятствования, являющийся одним из наиболее важных требований ТРИПС, говорит об автоматическом распространении льгот, предусмотренных одним из двусторонних соглашений Казахстана на всех участников ВТО. Это вызывает необходимость прекращения многих двусторонних соглашений, устанавливающих, например, преимущества для заявителей из России, Грузии и некоторых других стран в части правил подачи заявочных материалов. Насколько нам известно, такая работа уже ведется,

но данные о прекращении действия соглашений еще не опубликованы.

  1. Статья 58 ТРИПС предусматривает возможность приостановления таможенными органами выпуска товаров в свободное обращение по своей инициативе (ex officio).

Несовершенство системы законодательства в области предоставления охраны объектам интеллектуальной собственности связано и с объемом контрафактных продуктов на рынке Казахстана, что отражается на экономике всей страны и ведет к снижению поступлений инвестиций в развивающие отрасли промышленности и недополучено налогов, слабому стимулированию творческой и инновационной деятельности.

Защита прав субъектов интеллектуальной собственности подразумевает, во-первых, наличие такого права. Безусловно, важным является первый шаг – установление права, которым для

многих объектов интеллектуальной собственности является государственная регистрация. В этой связи институциональная система государственной охраны и защиты интеллектуальной собственности выходит на первое место.

Немаловажным фактором в совершенствовании законодательства также является необходимость унифицирования, приведения к единству, используемой терминологии в области интеллектуальной собственности, что облегчит правоприменение и возможно понимание сути интеллектуальной собственности.

В Казахстане существуют специализированные ведомства – Департамент интеллектуальной

собственности Министерства юстиции Республики Казахстан и РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности», на экспертизу которых, по нашему мнению, необходимо направлять все нормативные правовые акты и соглашения, которые предлагаются к подписанию, что позволит с течением времени упорядочить и усилить систему защиты интеллектуальной собственности.

В последние несколько лет ведется постоянная работа по совершенствованию законодательной и институциональной основ правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Следует особо отметить проводимую в настоящее время активную и плодотворную работу рабочей группы во главе с Министерством юстиции Республики Казахстан по совершенствованию законодательства в сфере интеллектуальной собствен-

ности для перехода к стандартам стран Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР). Полагаем, что такая работа по совершенствованию законодательства приведет к более эффективному правоприменению, повысит привлекательность Казахстана в плане инвестиций, повлечет развитие творческого потенциала страны, экономики и международного статуса Республики Казахстан.

 

Департамент юстиции Павлодарской области

 

 

 

Дата публикации
25 июня 2024
Дата обновления
25 июня 2024
Тип

Сейчас читают

Информация
24 апреля 2025
Электоральная карта города
Санитарно-эпидемиологическая служба информирует
23 апреля 2025
Что нужно знать о способах передачи впч?
Санитарно-эпидемиологическая служба информирует
23 апреля 2025
Как правильно организовать летний отдых для детей?

Социальные медиа

Ақсу шаңырағы
Instagram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации