Важность Географических указаний (ГУ) становится все более очевидной в контексте развития
Внешне экономических связей и постоянно растущего спроса на товары, особые свойства которых определяются их происхождением. Анализ используемых ГУ и свойств таких товаров позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на их «географический» характер, их правовые режимы существенно различаются. В одних странах такие обозначения используются только для сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания, в других к этому списку добавляются изделия кустарного промысла .ГУ также является важным инструментом брендинга и защиты ремесел.
В Европе, которая имеет долгую и интересную историю, связанную с различными типами товаров и защитой ГУ для сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания, ГУ является одним из основных столпов Общей европейской сельскохозяйственной политики. В настоящее время в странах ЕС на региональном уровне выделяются такие разновидности ГУ, как географические указания, указания происхождения и наименования мест происхождения для сельскохозяйственных и пищевых продуктов.
В мире для обозначения ГУ также используют
различные названия:
Собирательное понятие ГУ в целом можно определить тем, что это знак, используемый на продуктах, имеющий определенное географическое происхождение и обладающий качествами или репутацией, обусловленными этим происхождением. Право ГУ позволяет использовать указание по своему усмотрению, запрещать его использование третьей стороной, чей продукт не соответствует применимым стандартам. Защита ГУ обычно достигается путем приобретения права на указание.
В Европейском союзе в зависимости от степени свойств продукта, от характеристик географической среды и привязанности к ней производственного процесса продукта, различают три типа ГУ: PDO - защищенное обозначение происхождения; PGI – защищенное географическое указание и TSG – гарантированные традиционные фирменные блюда.
PDO используется для обозначения продукта, все этапы производства которого проходят в одном месте: от выращивания до обработки и производства конечного продукта. Для вин это означает,
что виноград должен происходить исключительно из той географической области, где производится вино. Например, Оливковое масло Kalamata (PDO) полностью производится в регионе Каламата в Греции с использованием оливковых сортов из
этой области. PGI используется на товарах, особые свойства которых во многом обусловлены естественными условиями места происхождения товара, но не все этапы производства осуществляются на территории указанного географического местоположения
большинства продуктов, по крайней мере, один из этапов производства, обработки или приготовления происходит в регионе. В случае с вином это означает, что примерно 85% используемого винограда должно происходить исключительно из тойгеографической области, где на самом деле производится вино. Например, ветчина Westfälischer Knochenschinken (PGI) производится в Вестфалии с использованием старинных технологий, но используемое мясо не происходит исключительно от животных, рожденных и выращенных в этом конкретном регионе Германии.
Гарантия традиционных фирменных блюд (TSG) подчеркивает традиционные аспекты, такие как
способ производства продукта или его состав, без привязки к конкретной географической зоне и защищает его от фальсификации и неправомерного использования. Например, Gueuze (TSG) - традиционное пиво, полученное путем самопроизвольного брожения. Обычно его производят в Брюсселе, Бельгия и его окрестностях. Тем не менее, поскольку он является TSG, его метод производства защищен, но может быть произведен где-нибудь в другом месте.
Процедура регистрации ГУ в Великобритании
Согласно британской процедуре, знак защиты PDO или PGI может использоваться
для защиты таких продуктов, как натуральная камедь и смола; эфирные масла; горчичная паста; пробка; цветы и декоративные растения; шерсть; льняные и плетенные изделия; хлопок; соль и др.
И наоборот, знак защиты TSG может использоваться для защиты готовых блюд; пива; хлеба; выпечки; кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков из растительных экстрактов; макарон и др.
Заявки на эти средства защиты могут быть поданы как индивидуальными производителями пищевых продуктов, так и группой с другими заинтересованными сторонами. Заявитель обязан:
При подаче заявки на получение знака PDO или PGI используемое имя должно указывать на область, связанную с продуктом.
При подаче заявки на получение TSG не обязательно указывать на область, связанную с продуктом. Заявителю также необходимо
предоставить следующую информацию:
Соответствующий орган оценивает каждое приложение ГУ. После согласования
окончательной версии заявки с соответствующим органом она публикуется для общенациональных консультаций. После проверки «единого документа» заявка соответствующим органом направляется в Европейскую комиссию, которая в течение 6 месяцев публикуют ее в официальном бюллетене ЕС.
Система охраняемых наименований продуктов питания ЕС выделяет региональные и традиционные продукты питания, подлинность и происхождение которых гарантируется. В соответствии с этой системой названный продукт питания или напиток, зарегистрированный на европейском уровне, получает правовую защиту от подделки на всей территории ЕС. Для получения правовой охраны для продуктов питания или напитков, может потребоваться до 4 лет. В Великобритании (на 2020 год) существует 88 охраняемых наименований продуктов питания, включая вина, пиво, сидр, спиртные напитки и шерсть.
В настоящее время не существует специальной процедуры регистрации ГУ в самой Великобритании. По-прежнему применяются нормы законодательства ЕС. Однако правительство Великобритании в конце переходного периода Brexit намерены создавать свои собственные схемы регистрации ГУ.
Эти схемы будут отражать существующие схемы ЕС и будут выполнять обязательства Великобритании в рамках ВТО в соответствии с Соглашением о выходе, заключенным между ЕС и Великобританией. В рамках переходного периода вести реестры защищенных наименований продуктов, обрабатывать новые заявки будет Департамент окружающей среды, продовольствия и сельских районов (DEFRA).
Сравнение концепций, используемых в Казахстане и странах Европы, включая Великобританию в связи с происхождением товаров, показало, что существующие разновидности указаний PDO, PGI, TSG не предусмотрены законодательством Казахстана.
Что касается НМПТ, они регулируются Законом Республики Казахстан от 26 июля
1999 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании места происхождения товара».
Особенностью казахстанского законодательства в отношении НМПТ заключается в проводении двух типов регистрации - регистрации определенного обозначения в качестве НМПТ и регистрация права использования на это наименование.
При этом первая форма регистрации оформляется только один раз - когда пер-
вый заявитель подает заявку с первым упоминанием местности. Все остальные заявители из одного региона подают заявку только на регистрацию права использования уже зарегистрированного имени.
Механизмы правовой защиты ГУ
Есть три основных способа защиты ГУ:
практику, включая административные схемы утверждения продуктов.
В целом, защита географических указаний в разных странах и региональных си-
стемах осуществляется с помощью самых разных подходов и часто с использованием
комбинации двух или более подходов, описанных выше. Эти подходы были разработаны в соответствии с различными правовыми традициями и в рамках индивидуальных исторических и экономических условий.
ГУ также защищаются:
ЕС) регистрацией ГУ;
дуктов и лекарств;
Отношения, связанные с ГУ, регулируются рядом международных договоров:
Лиссабонский Женевский текст (2015 г.)¹8
(EC) 510/06) (2009 г.)²0
Вывод
Традиции и образ жизни в каждой национальной культуре формируются местными географическими условиями, одним из выражений которых является создание уникальных продуктов с особыми свойствами, репутацией и высоким качеством. Многие продукты с такими свойствами приобрели ценную репутацию, которая, если не защищена должным образом, может быть нарушена недобросовестной конкуренцией.
Департамент юстиции Павлодарской области