Маркировка товаров в Казахстане: что уже маркируется, а что в планах

Маркировка товаров в Казахстане: что уже маркируется, а что в планах

На данный момент в Казахстане обязательная цифровая маркировка введена на табачные изделия и меха.

С 1 ноября данная мера будет введена на обувные товары. Завершился пилотный проект по маркировке лекарственных средств, продолжается реализация «пилотов» по алкогольной и молочной продукции, упакованной воды и безалкогольных напитков и товаров легкой промышленности. Введение обязательной маркировки на эти группы товаров планируется в 2022 году. По данным аналитических агентств, основанных на глубоком анализе мирового опыта, внедрение обязательной маркировки товаров является триггером для «обеления» товарных рынков и позволяет сократить теневой оборот товаров на 70-80%. 

 

Ожидаемый эффект

 

Цифровая маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). После введения обязательной маркировки ожидается значительное снижение доли теневого оборота, которая на рынке легкой промышленности Казахстана достигает 63% от общего оборота, на рынке обуви – 48,5%, на рынке алкоголя – 25%, в фармацевтике – 12%.

 Сокращение теневого оборота товаров на 70-80% позволит создать дополнительный рынок сбыта в сумме 900 млрд тенге для добросовестных производителей и импортеров. Выручка добросовестного бизнеса увеличится на 11,3%, при этом разовые затраты производителей на оборудование для маркировки товаров составляет от 0,5 до 0,9% от суммы годовой выручки. Таким образом, увеличение доходов добросовестных казахстанских производителей в результате введения обязательной маркировки товаров составит более 10% в год. Соответственно, доходы государственного бюджета, в виде налоговых поступлений, увеличатся более чем на 100 млрд тенге в год.

Бизнес сможет повысить производительность, усовершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку. 

Кроме того, внедрение системы маркировки даст импульс развитию IT-рынка, сервисов для производителей упаковок, оборудования. Основа для идентификации товара, а значит и возможность прослеживать каждую его единицу по всей товаропроводящей цепи. Таким образом, с помощью единой информационной системы маркировки и прослеживаемости будет создана цифровая среда для мгновенного обмена информацией и документами, подтверждающими такие процессы как прием-передача, возврат, отбраковка, вывод из оборота товара и так далее. Цифровая среда способствует увеличению скорости товародвижения и всего процесса учета, уменьшает  затраты.

При этом у каждого потребителя появится возможность благодаря мобильному приложению NaqtyOnimвсегда иметь доступ к правдивой информации о товаре. То есть цифровая маркировка будет способствовать и развитию культуры осознанного потребления у населения.     

 

Табачные изделия

 

Табачные изделия начали маркировать двумерным кодом DataMatrix в РК с 1 октября 2020 года. При этом остатки немаркированных сигарет еще могут продаваться до 1 октября 2021 года. Но по истечении данного переходного периода вся немаркированная сигаретная продукция в магазинах не будет подлежать реализации. На сегодняшний день производителями и импортерами табачной продукции промаркировано более 1 млрд пачек сигарет.

 

Обувь

 

С 1 ноября 2021 года обязательная цифровая маркировка в РК будет введена на обувные товары. В частности, в этом году будет запрещено производство и ввоз немаркированной обуви на территорию РК. Теневой рынок обуви составляет около 48,5% от всего объема. Цифровая маркировка обуви будет способствовать «обелению» рынка и очистке его от контрафакта.

 

Лекарства

 

В РК завершился пилотный проект по цифровой маркировке лекарственных изделий. Среди участников «пилота» – «СК-Фармация», пять аптек, восемь медучреждений, два импортера, два дистрибьютора и четыре отечественных производителя лекарств. Пилотный проект позволил фармкомпаниям апробировать процесс маркировки лекарств средствами идентификации и прослеживаемости, определить оптимальное маркировочное оборудование в зависимости от мощности линий.

Среди промаркированных в «пилоте» лекарств - препарат для лечения рака Трастузумаб, препараты для лечения гепатита С и ВИЧ-инфекции - Софосбувир и Эмтрицитобин, гепатопротектор Урсозим, противоаллергический препарат Кетотифен, российский препарат «Натальсид», Бисопролол, применяющийся для лечения болезней сердца. Все промаркированные препараты были доставлены в медорганизации и аптеки.

На сегодня уже более 3 тысяч лекарств в рамках «пилота» прошли полный путь прослеживаемости в системе маркировки товаров от производителей до медорганизаций и аптек Нур-Султана, Алматы и Алматинской области.

 

Алкогольная продукция

 

В «пилоте» по цифровой маркировке алкоголя принимают участие 3 казахстанских производителя и 4 импортера.Среди них - заводы «Кокшетауские минеральные воды», «Бахус», «Натур продукт», а также импортеры «Перно Рикар Казахстан», «Альди и К», «Казахстан Вайн энд Спиритс», «Мартини Бакарди». В рамках пилота кодом DataMatrix уже промаркированы 200 бутылок водки «QAZAQ ELI», 841 бутылка водки «Айдабульская», 360 бутылок виски «Ballantine's Scotch Whisky», 300 бутылок вина «Chateau Minvielle» и ряд другой продукции.

 

Товары легкой промышленности

«Пилот» будет реализовываться до 31 декабря 2021 года. На данный момент к проекту присоединились 26 компаний, среди которых – производители и импортеры одежды, в том числе верхней, и текстиля. Среди участников «пилота» – казахстанские швейные фабрики «Семирамида», «Большевичка», «KAZTEX», «Әлем-БТ», «Техноавиа-Казахстан», «АГФ Групп», «Glasman». Для каждого участника пилота будет разработана индивидуальная дорожная карта по внедрению процессов маркировки. 

 

Молочная продукция

 

В «пилотном» проекте по маркировке молочной продукции принимают участие 7 казахстанских производителей – компании «Raimbek-agro», «Эмиль», «ДЕП», «Шин-лайн», «Бурненская молочная компания», «Adalсүт», «Бейсерке Агро». В тестовом режиме они маркируют кодом DataMatrix молоко и сливки, йогурты, кефиры, сливочное масло, сыры, творог, мороженное.

Цифровой учет молочной продукции позволит обелить рынок, 13% которого находится в тени, это значит, что каждый восьмой молочный продукт, который продается в Казахстане, потенциально несет опасность для здоровья потребителя.

В перспективе код DataMatrix будет блокировать кассовое выбытие просроченного товара, магазины и дистрибьюторы также не смогут менять информацию о сроке годности в цифровом коде. Покупатель маркированной продукции с помощью мобильного приложения NaqtyOnim сможет сигнализировать производителю и в госорганы о нарушениях. Криптозащита и невозможность подделки цифрового кода также сделает невозможным подделку и самого продукта.

 

Упакованная вода и сахаросодержащие напитки

С 1 июля 2021 года стартовал пилотный проект по цифровой маркировке упакованной воды и сахаросодержащих напитков. Принять участие в проекте могут производители, импортеры, дистрибьюторы и розничные магазины. На сегодня участниками «пилота» являются компании ТОО «Юникс» с торговой маркой TASSAY и АО «Кокшетауские минеральные воды» с торговой маркой TURAN и BURABAY и др.

***

По постановлению Правительства РК Единым оператором маркировки в Казахстане назначен АО «Казахтелеком» (ДК - ТОО «Центр развития цифровой экономики»). Координирующим процесс цифровой маркировки государственным органом в стране является Министерство торговли и интеграции. Единый оператор отвечает за вычислительную инфраструктуру, обеспечивает генерацию и эмиссию двумерного кода Data Matrix, который наносится на каждую единицу товара, обеспечивает хранение, обработку данных, работоспособность системы маркировки. Кроме того, контакт-центр Единого оператора по вопросам цифровой маркировки товаров 8 800 080 65 65 круглосуточно консультирует бизнес.

Департамент Комитета технического

регулирования и метрологии

Министерства торговли и интеграции РК

по Павлодарской области