Через призму рассмотрения жалоб и обращений, выявляются системные недостатки в той или иной отрасли и какие вопросы волнуют наших граждан.
Уполномоченный и Национальный центр по правам человека оказывает содействие в обеспечении прав и свобод человека и гражданина путем разъяснения правовых способов и средств, которые заявитель может использовать для защиты, а также путем обращения в компетентные государственные органы о проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Уполномоченный вправе обратится в Конституционный суд, инициировать иск в интересах неограниченного круга лиц.
В целях оперативного реагирования на нарушения прав человека, с октября 2022 года в регионах работают представители Уполномоченного, к которым сегодня уже активно обращаются граждане.
В 2022 году поступило 3948 обращений, что в 2 раза больше чем за 2021 год (1855) и в 3 раза больше чем за 2020 год (1201).
Только за 6 месяцев 2023 года поступило 2822 обращения.
Самое большое количество жалоб поступает на действия правоохранительных органов – 752 (27%) (бездействие). В основном, граждане не согласны с предъявленным обвинением, жалуются на процессуальные решения и бездействие органов уголовного преследования, незаконное начало досудебного расследования, необоснованное задержание, несогласие с мерой пресечения и др.
Из года в год не уменьшается число обращений на решения суда – 687 (24,3%). Заявители не согласны с состоявшимися судебными актами по уголовным делам (530) (в том числе по вопросам условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания – 113) и решениями по гражданским (128).
На пытки и жестокое обращение поступили 359 обращений (пытки – 138, жестокое обращение - 221). По этой категории жалоб Центр по правами человека оказывает содействие путем обращения в органы прокуратуры для проверки обстоятельств, а в необходимых случаях проводится личный прием заявителей с посещением закрытых учреждений, в том числе медико-социальных учреждений региональным представителем с принятие мер вплоть до организации медицинской и иной помощи.
Ведется работа с уполномоченными государственными органами по вопросам обеспечения права на труд (132), охрану здоровья (85), жилищных прав (82), на соцобеспечение (52). В сфере особого внимания обращения, касающиеся прав несовершеннолетних (47) и лиц с ограниченными возможностями (59).
В основном содействие оказывается путем разъяснения способов и средств защиты, но в 285 случаях получилось добиться положительного решения вопроса. Так, осужденный Т. обратился с просьбой обеспечить его работой, чтобы иметь возможность оплачивать предъявленный к нему иск, что является к тому же одним из критериев для условно-досрочного освобождения. При содействии НЦПЧ заявитель трудоустроен по месту отбывания наказания.
Важным является возможность лично рассказать об обстоятельствах дела в ходе приема. Уполномоченным и руководством НЦПЧ осуществлен 87 приемов, сотрудниками НЦПЧ - 40. Представители Уполномоченного осуществили прием 988 граждан.
В своей работе, Уполномоченный и его представители действуют в рамках своего мандата, не подменяя и не вмешиваясь в деятельность государственных органов.
Контактные данные представителей можно найти по ссылке https://www.gov.kz/memleket/entities/ombudsman/about/structure.
По всем вопросам оказания содействия по защите прав человека можно обращаться в Call центр Национального центра по правам человека по телефону 74-01-69.
Запись на прием осуществляется по телефону: 74-05-46.
Прием письменных обращений осуществляется канцелярией, телефон 74-05-48.