Страны ЕАЭС продолжают развивать транспортные коридоры в направлении «Восток – Запад» и «Север – Юг»

Страны ЕАЭС продолжают развивать транспортные коридоры в направлении «Восток – Запад» и «Север – Юг»

Евразийская экономическая комиссия совместно со странами ЕАЭС подвели итоги комплексной работы государств-членов за 2024 год по формированию евразийских транспортных коридоров в направлении «Восток – Запад» и «Север – Юг».

Так, в документе отражена информация о проведенной работе по развитию транзитного потенциала в рамках ЕАЭС и повышению конкурентоспособности евразийских транспортных коридоров и маршрутов.

Следует отметить, что в 2024 году актуализирован Перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта стран ЕАЭС двумя новыми проектами Казахстана и Кыргызстана.

В настоящее время Перечень включает 11 приоритетных проектов, направленных на развитие евразийских транспортных коридоров и маршрутов.

Принят План мероприятий, направленный на создание и развитие евразийских транспортных коридоров, координацию развития транспортной инфраструктуры.

К примеру, данным планом предусмотрено развитие и внедрение в рамках ЕАЭС электронных транспортных документов, подготовка предложений по устранению «узких мест» транспортной инфраструктуры и развитию перевозок железнодорожным транспортом, взаимодействие интеллектуальных транспортных систем государств – членов в рамках ЕАЭС и другие.

В целях обеспечения беспрепятственного перемещения транспортных средств 29 ноября 2024 г. подписано Соглашение о допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по автомобильным дорогам государств - членов ЕАЭС.

Соглашение устанавливает допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, включенным в евразийские транспортные коридоры, что облегчит процедуру пересечения границ и повысит безопасность и эффективность транспортных операций.

Кроме того, в ноябре 2024 г. дан старт пилотному проекту по применению электронных международных транспортных накладных
e-CMR при осуществлении международных грузовых автомобильных перевозок в странах ЕАЭС.

Реализация пилотного проекта будет способствовать ускорению процессов получения и проверки транспортных документов, а также снижению издержек при осуществлении транспортно-логистических и контрольно-надзорных процедур.

Вместе с тем, следует отметить, что железнодорожный транспорт в 2024 году остается ключевым видом доставки грузов в ЕАЭС, при этом, наибольший прирост объема перевозок грузов по видам ж/д транспорта показал Казахстан с индексом перевозок 105,0%.

Автомобильный транспорт обеспечил стабильные показатели грузоперевозок, наибольшее увеличение объемов в 2024 году отмечено в Казахстане и Кыргызстане.

В целом, в 2024 году странами ЕАЭС велась активная работа по опережающему развитию участков национальной транспортной инфраструктуры, входящей в том числе в международные транспортные коридоры в направлениях «Восток - Запад» и «Север - Юг», созданию логистических сервисов.

К примеру, в Республике Казахстан началось строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык - Мойынты.

Продолжается строительство новой железнодорожной линии Бахты - Аягоз протяженностью 272 км. Данная линия позволит увеличить пропускную способность между Казахстаном и Китаем
с 28 до порядка 48 млн тонн.

В направлении «Север - Юг» продолжается строительство новой железнодорожной линии Дарбаза - Мактаарал протяженностью 152 км.

Данный маршрут позволит переориентировать грузы с существующего участка Сарыагаш – Ташкент на новую ветку, разгрузить станцию «Сарыагаш» и увеличить экспортные перевозки в Узбекистан.

Информация об этом и другое приведена в Докладе, которая будет презентована главам правительств государств - членов ЕАЭС во втором полугодии 2025 года.