Сегодня, 5 октября 2022 года состоялось ежегодное заседание Межведомственного совета по защите прав потребителей под председательством и.о. первого вице-министра МТИ - Торебаева К.
В заседании приняли участие члены Межведомственного совета: руководители центральных государственных органов, уполномоченный орган, в лице Комитета по защите прав потребителей, а также объединения юридических лиц «Ассоциация «Лига Потребителей Казахстана», «Республиканская Ассоциация Потребителей Казахстана» и председатель общественного совета МТИ.
Председатель Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Тынысбеков А.С. рассказал о состоянии дел в сфере защиты прав потребителей. Так, за 8 месяцев 2022 года в КЗПП и территориальные департаменты поступило 17083 обращений, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 180%, в 2021 году поступило 9469 обращений. 496,2 млн.тг возвращено потребителям, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 192%, в 2021 году за 8 месяцев возращено потребителям 258,8 млн.тг.
Чаще всего права потребителей нарушаются в сферах розничной торговли - 48,2%, бытовых услуг - 19,8%, электронной торговли - 8,4% и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) - 5,3%.
Аналогичная ситуация роста обращений наблюдается и по иным центральным государственным органам, за 6 месяцев текущего года рассмотрено 5,8 тыс. обращений. Наибольшее количество жалоб потребителей поступило в Министерство здравоохранения – 2869, а в местные исполнительные органы и в ОЗПП за 6 месяцев текущего года поступило 41,4 тыс. и 5432 обращений соответственно. Рост количества обращений свидетельствует о повышении уровня потребительской культуры казахстанцев.
Также, в докладе были перечислены результаты социологического исследования за прошлый год. Необходимо отметить, что половина респондентов не удовлетворена услугами медицинских услуг и услугами интернет провайдеров.
Уполномоченный орган разработал 2-ой пакет поправок в законопроект, который включает:
- институт Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей (далее – Омбудсмен);
- распространения базовых принципов ЗПП на отраслевые НПА;
- уведомление Омбудсмена о начале публичных обсуждений проектов НПА, разработчиком;
- санкции суда в отношении виновного предпринимателя, отказавшегося устранять нарушения в досудебном порядке;
- синхронизация регулирования общественных отношений в сегменте дистанционной (электронной) торговли и его очной формы;
- наделение уполномоченного органа дополнительными госконтрольными функциями административных правонарушений;
- переход на 2-х ступенчатую систему рассмотрения жалоб потребителей;
Далее, Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация «Лига Потребителей Казахстана» Романовская С. доложила о программах Академии потребительского образования при Каспийском университете г.Алматы и положительной стороне практики пост потребительского образования. Подробно отмечено, работу по поддержке социально-уязвимых слоев населения в вопросах потребителей по стране, о разработанном интерактивном учебнике о защите прав потребителей, разработанном в рамках госсоцзаказа МТИ. Также, председатель правления обратилась в адрес Министерства науки и высшего образования с предложением включения предмета о ЗПП в вариативные программы (по добровольному выбору студентов) высшего образования, в адрес Министерства индустрии и инфраструктурного развития о жалобах жильцов многоквартирных жилых домов по поводу ОСИ, о практической сложности реализации функций ОСИ, жалоб в адрес КСК, проблемах жильцов, жалобах клиентов «Эйр Астана» и «Флай Арыстан» об участившихся отменённых рейсах.
Директор Департамента цифровизации Министерства торговли и интеграции РК Рзаева А.С. изложила вопросы функционирования Единой информационной системы по защите прав потребителей «e-Tutynushy», а также о плане внедрения единого QR кода, что упростит работу всем государственным органам.
Доклад председателя объединения юридических лиц «Республиканская Ассоциация Потребителей Казахстана» Айтмаганбетова Ж.Б. озвучил проблемы взаимодействия государственных органов с неправительственными организациями, в частности с Министерством внутренних дел, ввиду того, что растет количество мошенников во многих сферах. К сожалению, данная проблема затрудняет защиту прав потребителей. Айтмаганбетов Ж.Б. подчеркнул, что необходимо наладить связь НПО и государственных органов, что позволит напрямую раскрыть проблему и оперативно их решить. Отмечены вопросы финансирования грантов для общественных институтов защиты прав потребителей на уровне местных исполнительных органов.
По итогам заседания были поставлены следующие задачи:
1) Подготовка ежегодного доклада Правительству о состоянии дел в сфере ЗПП в ноябре 2022 года;
2) Разработка второго пакета поправок в законодательство по вопросам защиты прав потребителей и внесение его в Правительство РК;
3) в рамках статьи 9 Закона о ЗПП, совместно с общественными институтами и Министерством науки и высшего образования РК, разработка плана мероприятий по просвещению и повышению правовой грамотности по вопросам защиты своих прав посредством включения соответствующие образовательные программы;
4) реализация государственного социального заказа по информационному просвещению населения, проведению социологического и аналитического исследования по вопросам прав потребителей.
5) работа по совершенствованию информационной системы «e-Tutynushy» - оцифровка функций мониторинга, статистики, анализа в целях автоматизации процессов получения аналитических данных и упрощение для потребителей процессов подачи их жалоб в адрес недобросовестных предпринимателей по принципу «одного окна» и другие задачи.