QazTrade: оборот оптово-розничной торговли в Казахстане в 2021 году достиг $100млрд

QazTrade: оборот оптово-розничной торговли в Казахстане в 2021 году достиг $100млрд

Генеральный директор АО QazTrade Азамат Аскарулы выступил на панельной дискуссии «Цифровая трансформация розничной торговли» в рамках Международного инвестфорума в Ташкенте.

Спикеры, среди которых также были Заместитель министра инвестиций и внешней торговли РУ Бахтиёр Рахимов, Основатель сети супермаркетов Korzinka.uz Зафар Хашимов, Управляющий сети супермаркетов Makro (Узбекстан) Роман Сайфулин и Председатель совета директоров Magnum Азамат Османов, обсудили перспективы развития рынка ритейла Центральной Азии.

Азамат Аскарулы поделился опытом развития розничной торговли в Казахстане. Так, по его словам, объем продаж в торговой отрасли Казахстана имеет постоянную тенденцию роста, как в оптовом формате, так и в розничном. По итогам 2021 года объем общий объем оптово-розничной торговли составил 42,2 трлн. тенге или 100 млрд. долл. США. В реальном выражении, в допандемийный период, торговая отрасль росла на 7,6% в год. В 2020 году на фоне жесткого карантина в отрасли наблюдался спад на 7,2%, а в 2021 году реальный рост составил 9,2%. В текущем году рост продолжился и за 2 первых месяца он составил 6,1%, при этом в розничном сегменте наблюдалось снижение на 7,5%.

- Пандемия стала драйвером развития электронной коммерции. В прошлом году в Казахстане объемы транзакций с использованием платежных карточек превысили 220 млрд долларов. Начиная с 2014 года, объемы электронной торговли в Казахстане выросли в 10 раз. Наша цель довести долю е-коммерции в общем объеме ритейла страны до 15% уже к 2025 году. За 9 месяцев прошлого года ее доля составила почти 11%, - сообщил Аскарулы.

В Казахстане работают более 100 интернет-магазинов и  20 местных и международных маркетплейсов. Самая крупная казахстанская онлайн-площадка - Kaspi.kz – имеет оборот порядка $1млрд. Онлайн-супермаркет Arbuz.kz  (ассортимент товаров более 20,000 наименований) планирует выход на международный уровень, ведутся работы по запуску в Бельгии и США. Одними из крупнейших маркетплейсов Казахстана также являются Flip.kz и Satu.kz с ежемесячным посещением каждой площадки более 5 млн пользователей.

При этом, по словам Аскарулы, новым трендом в торговле является рост конкуренции маркетплейсов.

- Требования потребителей постоянно растут. Статистика показывает, что покупатели расценивают качество продукта и магазина по оперативности получения информации о товаре. Согласно статистике, 41% покупателей не будут посещать другой магазин, если они найдут всю информацию в первом месте, которое они посещают, а 31% перемещается на другой сайт в течение 10 секунд, если информация о продукте отсутствует. И маркетплейсам необходимо усиливать внимание наличию и формату информации, которую они предоставляют о товарах, параллельно развивая альтернативные цифровые каналы продаж, - рассказал Аскарулы.

Участники дискуссии отметили, что, несмотря на разные темпы дигитализации отрасли (которая в различных регионах связана как с покупательскими традициями, так и с развитие инфраструктуры), страны стремятся к состыковке цифровых проектов. Так, к примеру, развитию электронной коммерции способствует реализуемый QazTrade совместно с Международным торговым Центром и ЕС проект по поддержке внутри-региональной и международной торговли в Центральной Азии «Ready4Trade Central Asia».

- В Казахстане уже сертифицировано 9 национальных бизнес-тренеров, которые занимаются обучением МСБ ведению онлайн-торговли. Отобрано 45 компаний, занятых в сфере текстиля, швейного дела, ремесленничества и агробизнеса, представители которых проходят обучение. По итогам проекта мы рассчитываем сформировать пул отечественных предприятий, малых и средних, активно ведущих свой бизнес в онлайн-среде, - прокомментировал Аскарулы.

Для усиления процессов цифровизации в торговой сфере во всех странах региона, по мнению Аскакрулы, мог бы способствовать Центральноазиатский хаб электронной коммерции  со всей необходимой инфраструктурой, который он предложил создать на базе центра приграничной промкооперации «Центральная Азия».

В целом, как отметили участники встречи, цивилизованный ритейл, особенно торговля продовольственными товарами,  является «показателем эволюции инноваций жизни». Поскольку «является наиболее зависимым сектором от других отраслей: инфраструктуры, телекоммуникаций, производителей, развития фискальной сферы и т.п.»