Все о маркировке товаров

Все о  маркировке  товаров

Согласно международной практике маркировка товаров является одним из инструментов направленных в первую очередь на снижение теневого оборота товаров. Маркировка товаров гарантирует их качество и безопасность, оберегая потребителей от подделок и контрафакта.    

Также государство обретает возможность отслеживать цепочки продаж и рекомендовать бизнесу сократить количество посредников, тем самым предупредить получение сверхприбыли недобросовестными предпринимателями и регулировать стоимость товара. Международный опыт также показывает, что внедрение данного механизма позволяет не только проследить жизненный цикл товаров от производства или ввоза импорта до конечной реализации и вывода из оборота, но также увеличить поступления налогов в бюджет.

Так, по информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, благодаря введению маркировки меховых изделий рост поступления налогов и таможенных платежей в бюджет от реализации меховых изделий за семь месяцев 2019 года вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (385,3 млн. тенге в течении семи месяцев 2019 года против 249,4 млн тенге в течении аналогичного периода в 2018 году).

По данным исследования Nielsen объем нелегального оборота табачных изделий в Казахстане составил 1,8% в 2017 году, 2,8% в 2018 году и 2,3% в 2019 году и ожидается увеличение объема нелегального оборота до 3% в 2020 году. По оценке ВОЗ нелегальный оборот табачных изделий в среднем снижает цену на 4% и способствует 2%-ному увеличению всемирного потребления табака, что в свою очередь ведет к гибели около 164 000 людей в год.

Обязательная маркировка введена в отношении меховых изделий. Также, в целях борьбы с нелегальным оборотом табачных изделий, защиты жизни и здоровья граждан с 1 октября 2020 года в стране вводится обязательная маркировка на сигареты, с 1 апреля 2021 года – на иные виды табачных изделий (Постановление Правительства от 10 сентября 2020 года №568 «Об определении перечня товаров, подлежащих маркировке»).

На сегодняшнем этапе планируется внедрение обязательной маркировки 3-х товарных групп. Это алкогольная продукция, обувные товары и лекарственные средства. Прорабатывается проведение пилотных проектов по маркировке молочной продукции и некоторых товаров легкой промышленности. В среднем проведение пилотного проекта длится от 1 года до 2-х лет. К примеру, пилотный проект по маркировке табачных изделий длился с 2018 по 2020 год.

В соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС от 2 февраля 2018 года (далее – Соглашение) предусмотрен алгоритм заблаговременного уведомления Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) государством-членом ЕАЭС о намерении введения на своей территории маркировки той или иной товарной группы, решение о маркировки которой отсутствует в рамках Союза (статья 7 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в странах ЕАЭС). При этом, и государство-инициатор маркировки и остальные страны-участницы Союза руководствуются интересами внутренней национальной экономики и принимают самостоятельное решение исходя из собственной целесообразности введения маркировки какой-либо товарной позиции.

В рамках ЕАЭС норма о выборе национального оператора маркировки и прослеживаемости товаров предусмотрена в Решении Совета ЕЭК от 8 августа 2019 года №72 «О введении маркировки обувных товаров средствами идентификации». В соответствии с пунктом 2 указанного Решения Совета ЕЭК государства-члены в целях обеспечения беспрепятственного оборота маркированных обувных товаров средствами идентификации определяют или назначают национальных операторов (администраторов) в срок до 1 марта 2020 года.   

Национальным законодательством определено, что в соответствии с п. 11-2 статьи 6 Закона «О регулировании торговой деятельности» к компетенции Правительства относится определение Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров по итогам конкурса.

В свою очередь, Правила определения Единого оператора утверждены Постановлением Правительства от 10 сентября 2019 года №672, согласно которому Министерством торговли и интеграции был проведен открытый 3-х этапный конкурс и утверждена конкурсная комиссия из числа руководителей и заместителей восьми центральных государственных органов и Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

По итогам конкурса АО «Казахтелеком» было признано победителем. Постановлением  Правительства от 3 марта 2020 года №95 Единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров определено АО «Казахтелеком».

При этом, выполнение функций Единого оператора не предусматривает какого-либо государственного финансирования, а будет производиться полностью за счет средств Единого оператора.

Вместе с тем, необходимо отметить, что каждым государством-членом ЕАЭС предусматриваются собственные меры поддержки отечественного бизнеса при вводе обязательной маркировки товаров.

Так, в Республике Казахстан финансовые затраты по проведению пилотных проектов по маркировке и прослеживаемости товаров всецело ложатся на плечи Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров в лице АО «Казахтелеком», а в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544 «О регулировании торговой деятельности» (далее – Закон) Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров должен располагать ресурсами, обеспечивающими процессы маркировки и прослеживаемости товаров, в том числе оборудованием для печати средств идентификации на материальный носитель, предоставляемым товаропроизводителям – субъектам малого предпринимательства Республики Казахстан на условиях имущественного найма (аренды), лизинга и других финансовых инструментов (подпункт 6) пункта 2 статьи 7-4. Закона).

Также, в Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1050) предусмотрены мероприятия по возмещению затрат на приобретение оборудования для нанесения средств идентификации или материальных носителей и на закупку средств идентификации при маркировке товаров в Республике Казахстан.

Также отмечаем, что внедрение системы маркировки и прослеживаемости товаров в Республике Казахстан регулируется Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (вступило в силу 29 марта 2019 года), а также Законом Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности». Так, Законом определены понятия и компетенции координирующих, отраслевых государственных органов и единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров.

Принимая во внимание, что Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) в качестве основной цели создания евразийского объединения определена свобода перемещения товаров, принятое Соглашение не противоречит основным принципам Договора. 

Вместе, с тем, Соглашение распространяется как на производителей государства-члена ЕАЭС, которое ввело одностороннюю маркировку, так и на поставщиков других стран-участниц Союза, что означает, что все субъекты предпринимательства ЕАЭС функционируют на равных условиях и не создаются дополнительные требования к бизнесу государств-членов Союза, отказавшихся от маркировки данной товарной группы на своей территории.

Также, на примере РФ, внедрение системы маркировки и прослеживаемости  товаров не приводит к росту цен на них выше уровня инфляции. Необходимо отметить, что стоимость контрольно-идентификационных знаков (КИЗ) также определяется по итогам пилотных проектов в ходе анализа регуляторного воздействия и утверждается постановлением Правительства. К примеру, стоимость КИЗ применяемых в маркировке табачных изделий составляет 2,68 тенге без учета стоимости НДС. По состоянию на 30 сентября 2020 года, соответствующее постановление было принято на заседании Правительства и находится на регистрации.

В соответствии с нормами Закона «О регулировании торговой деятельности» решения о введении обязательной маркировки на те или иные товарные группы будут приниматься только на основании результатов анализа целесообразности введения маркировки, а также анализа регуляторного воздействия, проводимыми отраслевыми государственными органами по итогам пилотных проектов по маркировке различных товарных групп. В ходе пилотных проектов совместно с бизнесом апробируются технические варианты реализации и анализируется финансовая нагрузка на бизнес с учетом мнения бизнес- сообщества. В случае наличия рисков отрицательных социально-экономических и правовых последствий по итогам пилотных проектов, обязательная маркировка по определенной товарной группе вводиться не будет.

Только в случае успешного завершения пилотного проекта, наличия положительных итогов и проведения анализа регуляторного воздействия, маркировка товаров будет носить обязательный характер по соответствующей товарной группе. Следует также отметить, что участие в пилотных проектах проходит на добровольной основе.

При проведении анализа регуляторного воздействия будут проведены общественные слушания совместно с НПП «Атамекен». При наличии соответствующих рекомендаций по итогам пилотных проектов, отраслевыми государственными органами, координирующими данные пилотные проекты, могут быть инициированы общественные слушания в Парламенте Республики Казахстан с привлечением средств массовой информации и широкой общественности.