Меню

Страницы

Статья

Тезисы Министра торговли и интеграции Республики Казахстан Султанова Б.Т. к отчетной встрече с населением 20 августа 2020 года, 11:00 часов

Тезисы Министра торговли и интеграции Республики Казахстан

Султанова Б.Т. к отчетной встрече с населением

20 августа 2020 года, 11:00 часов

 

Құрметті достар!

Бір жыл бұрын Президент өз Жарлығымен Сауда және интеграция министрлігін құрған болатын. Бұл саланы дербес ведомствоға бөліп шығару маңызды шешім болып табылады.

Бүгін сауда саласы жалпы ішкі өнім құрылымында 17%-ке жетіп ірі экономика секторының біріне айналды. Бұл салада 1,4 млн. адам жұмыспен қамтылған.

Министрлік құрылған сәттен бастап тауарлардың бәсекеге қабілеттілігін арттыруға күшін салуда. Әлемдік сұраныс өзгеріп, сауда-өндірістік тізбектер үзіліп жатқан кезеңде өндірілген өнімнің сатылымын ұлғайту біз үшін аса маңызды.

Слайд 2. Поэтому Минторговли и интеграции –
это не просто отраслевое ведомство.

Наши функции  охватывают широкий спектр направлений, влияющих на конкурентоспособность отечественного продукта.

Это вопросы международной торговли,
развития экспорта, расширения каналов сбыта.
А также защита национальных интересов
и диверсификация импорта.

Завозиться должны лишь товары, которые помогают нам производить продукт с более высокой добавленной стоимостью. Который мы,
в свою очередь, будем экспортировать. Но при этом мы должны стремиться к максимальному импортозамещению этих составляющих.

В тоже время отечественный потребитель должен иметь доступ к товарам из любой точки мира, если есть данный спрос.

Более подробно остановлюсь на каждом
направлении нашей работы.

Слайд 3. Первое: расширение региональной интеграции

На фоне общего замедления торговли в мире внешнеторговый оборот Казахстана по итогам
1-го полугодия также показал снижение - на 7,4%.

Справочно: по итогам 2019 года внешнеторговый товарооборот составил $ 96,1 млрд. По сравнению с 2018 годом ($ 94,8 млрд.) обеспечен рост в размере $ 1,6 млрд. Экспорт снизился на 5,5% за 2019 год и составил
$ 57,7 млрд. по сравнению с 2018 годом ($ 61,1 млрд.), импорт увеличился на 14% и составил $ 38,4 млрд. в 2019 году (2018 год – $ 33,7 млрд.).

За январь-июнь 2020 года внешнеторговый товарооборот составил
$ 42,5 млрд. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года
($ 45,9 млрд.) снизился в размере $3,4 млрд. или на 7.4%. Экспорт
за 1-ое полугодие 2020 года снизился на 9,1% и составил $ 26,0 млрд. по сравнению с 2019 годом ($ 28,6 млрд.), импорт снизился на 4,6% и составил
$ 16,5 млрд., аналогичный период в 2019 году – $ 17,3 млрд.

К сожалению, в рамках Евразийского союза это снижение еще больше – на 10,0%.

В других региональных объединениях торговля является главным стимулом экономической активности стран-участниц. Поэтому максимальная регионализация торговли должна стать ключевой целью Евразийского союза.

Поясню.

Казахстан – страна большая, плотность населения низкая. Города на большом расстоянии друг от друга и от внешних рынков. Поэтому у нас стоит вопрос не только создания конкурентного продукта, но и его продвижения  на рынки и продажи за рубеж – его надо вести за тридевять земель в Европу или Америку. И так далеко выгодно возить только узкоспециализированные товары.

Например, комплектующие для авиастроения, которые уже производятся у нас на востоке,  продукция двойного назначения, которые мы начали продавать в прошлом году, или тепловозы.

Но по всем остальным продуктам
мы проигрываем, в первую очередь, в логистике.

Поэтому важно развивать торговлю, в первую очередь, с ближайшими соседями.

Как это происходит в других объединениях. Например, в ЕС товарооборот между странами- его членами доходит до 63% от всей торговли,
в  НАФТА – 47%.

К сожалению, внутри Евразийского союза товарооборот составляет всего лишь 14%.
И то на фоне пандемии он упал до 11%.

Нам есть над чем работать в углублении торгово-экономической интеграции. И мы будем лоббировать национальные интересы на этом поле.

Для этого очень важно снижать барьеры.

С прошлого года с созданием министерства
эта работа стала заметнее.

В принципе, этому тоже есть объективная причина. На первом этапе стояли задачи налаживания внутренних интеграционных процессов, создания институциональной и правовой базы.

Теперь настало время практической работы
на пространстве экономического союза. За год нам удалось снять 16 барьеров и, что очень важно, добиться сокращения сроков рассмотрения Евразийской экономической комиссии обращений о признаках барьера до 3-х месяцев. Раньше этот процесс мог длиться и год.

Все наши интересы мы вписали в проект Стратегии развития Евразийского союза.
Они направлены на обеспечение беспрепятственного доступа наших товаров
на рынки государств-членов ЕврАзЭС.  

В рамках внешнеторговой дипломатии мы боремся с торговым протекционизмом.
Очень много случаев, когда страны по политическим или экономическим соображениям ставят препятствия для наших товаров.

В прошлом году мы устранили барьеры
при транзите нашего угля в Украину через территорию России (достигнута договоренность об увеличении объема экспорта угля на 40% - до 140 тыс. тонн). Не допущен ввод в США повышенной импортной таможенной пошлины
на казахстанскую титановую губку,
а в Украине – на импорт наших минеральных удобрений. Сейчас ведем переговоры с США по защите интересов наших производителей кремния.

Очень важен вопрос сертификации.
Нам удалось на пространстве Евразийского союза пролоббировать введение системы сертификата о происхождении серийной продукции.
Теперь казахстанским экспортерам, например, молочной продукции, не придется получать сертификат на каждую партию экспортного кефира. А достаточно один раз в полгода подтвердить сертификатом, что товар сделан в Казахстане.

Сейчас отрабатываем вопрос стыковки интересов в техрегулировании и оценки соответствия с Узбекистаном.

Мы рассматриваем Ташкент в качестве нашего ключевого партнера в Центральной Азии
и крупнейшего рынка сбыта.

Главы двух государств поставили перед нами задачу – удвоить в ближайшие годы товарооборот
с Узбекистаном: до $ 10 млрд.

Тут ключевую роль сыграет создаваемый  Международный центр торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия».  Мы уже приступаем к реализации совместной
с Ташкентом Дорожной карты по его созданию.

Расширению географии нашего экспорта способствуют зоны свободной торговли, которые ЕАЭС создает с другими странами.

Мы уже имеем такие зоны с Вьетнамом, Ираном, Сербией, Сингапуром. Идут переговоры
с Израилем, Египтом и Индией.

 

* * *

Слайд 4. Второе важное направление нашей работы – экспорт.

Наш экспорт товаров обрабатывающей промышленности в ценовом выражении снижается второй год, несмотря на то, что физические объемы показали положительную динамику.

Справочно: Экспорт обработанных товаров за 2019 год сократился на 3,5% и составил $15,1 млрд. (2018 год – $ 15,7 млрд.).

Например, снижение мировых цен
на ферросплавы на 14,5% дало ценовое сокращение экспорта почти на $ 320 млн.
При этом в натуральном выражении экспорт увеличился на 6,9% или на 109 тыс. тонн
(с 1 587,6 тыс. тонн до 1 696,6 тыс. тонн).

В текущем году ситуация усугубилась пандемией и замедлением темпов мировой торговли. То есть не только понизились цены,
но и сократился спрос на ряд наших основных экспортных товаров.

Несырьевой экспорт товаров продолжает снижаться. За 1-ое полугодие падение составило 9%. (6 месяцев 2020 г. несырьевой экспорт - $ 7,0 млрд.) Практически полностью сокращены поставки цинка, свинца. Но активно увеличиваются поставки серебра (рост на 24,4%), оксидов и гидроксидов алюминия (на 18,9%).

Экспорт услуг в первом квартале этого года также сократился на 5,8%. Наибольшее падение показали услуги поездок (-20,7%) и пассажирские транспортные услуги (-16,2%).

Это еще раз говорит о необходимости диверсификации экспорта и переходе к производству товаров с бОльшей добавленной стоимостью и более стабильным спросом.

 

В текущих сложных условиях мы проводим проактивную политику поддержки несырьевых экспортеров.

В прошлом году более 300 казахстанских компаний при содействии Министерства приняли участие в 50-ти зарубежных выставках и заключили
63 экспортных контракта на 114 млрд. тенге
($ 270 млн.).

Господдержка производителей обработанной продукции позволила за 2 года
277 экспортоориентированным предприятиям снизить свои издержки на 6,8 млрд. тенге. Высвобожденные средства они могут инвестировать в наращивание объема производства. Соответственно, выросли и их налоговые отчисления от экспортной выручки.

Справочно: Предприятия нарастили объем производства на 9%,
и смогли увеличить экспортную выручку на 30%. Рост их налоговых отчислений составил 45%.

Экспортеры получают льготные кредиты
и экспортную страховку. Только за прошлый год «КазахЭкспорт» застраховал  контракты
82-х экспортеров на 97,1 млрд. тенге,
в этом – уже 52-х на сумму 37,9 млрд. тенге.

 

Мы инициируем еще один инструмент поддержки - субсидирование процентной ставки
по экспортному финансированию.
Это поддержит контракты по поставке высокотехнологичной продукции на внешние рынки. Уже есть конкретный перечень предприятий, ожидающих эту форму поддержки и готовых ежегодно экспортировать такую продукцию на сумму более 300 млрд. тенге.

Мы круглосуточно на связи с экспортерами. Много проблемных вопросов они озвучивают через наш телеграмм-канал @exportgov

Например, в этом году мы помогли провести поставку 10 тонн мёда из Лепсинска
в Объединённые Арабские Эмираты.
Туда же в апреле удалось организовать авиаэкспресс на 22 тонны мясной продукции.
В прошлом году впервые организовали экспорт наших аккумуляторов в Италию. В Камбоджу отправили (тоже впервые) летно-навигационные тренажёры.

Мы запустили новую систему господдержки – акселерация экспортеров. Бизнес получит помощь
в интенсивном экспортном развитии –
в сопровождении вплоть до выхода на новые рынки (опыт Канады, Австралии, России, США, Германии).
В пищепроме отобрано около 40 компаний, которые готовятся к экспорту в Китай.  

 

Справочно: это обусловлено высоким интересом со стороны Китая к пищевой отрасли Казахстана. За последние 4 года среднегодовой темп роста объемов поставок пищевой продукции из Казахстана в Китай составил 47%, увеличившись с $ 31 млн. в 2015 г. до $ 146 млн. в 2019 г.

Всего по нашим расчетам, поддержка экспортной акселерации к 2025 году позволит еще шести сотням казахстанских предприятий пополнить ряды уверенных экспортеров (на сегодня – 400 экспортеров).

Это обеспечит увеличение экспортных поставок на $ 410,2 млн. и поступление дополнительных налоговых отчислений на 34,5 млрд. тенге.

В целом, анализ перспектив наращивания экспорта показывает потенциал по 16-ти приоритетным товарным позициям
на $ 13,5 млрд.
(мясное животноводство, другие продукты АПК, пестициды и удобрения, металлы, нефтехимия, машиностроение, транспортный хаб,
ИТ услуги, туризм).
В ближайшее время мы утвердим дорожные карты по их продвижению.

По приоритетным услугам, в том числе
в сфере транспорта, туризма и IТ, есть потенциал
по наращиванию экспорта на $ 4,4 млрд.

 

 

 

 

* * *

Слайд 5. Үшінші бағыт - Ішкі сауда.

Соңғы 2 жылда ішкі тауар айналымы
11 проценттік қарқынмен өсіп, 37,5 трлн. теңгеге жетті.

Алайда, биылғы жылдың 6 айында ішкі тауар айналымы 6,9%-ке төмендеп, 14,9 трлн. теңгені құрады (2019 ж. – 16 трлн. теңге). Сонымен қатар COVID-19 салдарынан сауда саласындағы инвестициялар көлемі 48%-ке түсіп кетті.

И это притом, что отрасль требует вложений: половина торговой инфраструктуры не соответствует форматам 21 века.

Перевод рынков в современный торговый формат будет способствовать росту предприятий в отрасли на 10%, а численности занятых –
на 5 тысяч человек.

Но все же главное в модернизации торговой инфраструктуры – это цифровизация.

Электронная система торгов, например, позволит вовлечь отечественных товаропроизводителей и зарубежных партнеров, обеспечит конкурентность и прозрачность сделок. Биржевые котировки будут отражать состояние рынка в реальном времени. Это исключит саму возможность ценовых сговоров.

Для формирования целостной и эффективной торгово-логистической инфраструктуры создается национальная товаропроводящая система.

Она объединит  фермеров, закупщиков, транспортников, посредников и ретейлеров
в единый кластер. Не только технически,
но и информационно.   

24 оптово-распределительных центра, связанные единой цифровой системой, позволят оптимизировать цепочку поставок продукции
от производителя до потребителя, создадут необходимые условия для хранения, эффективного распределения и реализации продукции.

Снижение товарных потерь обеспечит фермерам возможность дополнительного инвестирования
в повышение производительности.
Кроме того, полный прямой доступ частного производителя к рынкам сбыта и предпродажной торговой инфраструктуре существенно увеличит доходы, как частника, так и отрасли в целом.

Потребитель, в свою очередь, получит качественные безопасные продукты и улучшенный сервис. Более того, будет обеспечено снижение цен на социально значимые продовольственные товары до 45%. Это сэкономит для потребителей около 60 млрд. тенге ежегодно.

Важно, что национальная товаропроводящая система обеспечит стабильность цен и позволит исключить сезонные и ажиотажные «дефицитные» всплески, как мы видели в марте-апреле т.г.

 

*  *  *

Слайд 6. В развитии нашей отрасли мы также делаем акцент на электронную коммерцию.  
Это  мировой тренд, усилившийся в период пандемии.

Если за весь прошлый год в Казахстане объем электронного рынка составил чуть больше
700 млрд. тенге, то только за 1 полугодие
2020 года
объем  онлайн-торговли составил
432 млрд.тг. До конца этого года ожидаем
900 млрд. А к 2022 году объем онлайн покупок может достичь 2-х триллионов тенге или 13% всей розничной торговли в стране.

По нашим прогнозам, к 2025 году доля электронной коммерции достигнет 15% розничного рынка.

Электронная коммерция значительно упрощает и ускоряет розничную торговлю, особенно международную. Чтобы помочь нашим предпринимателям освоиться на мировых электронных торговых площадках Минторг ведет переговоры с Alibaba, Ebay, Amazon и Wildberries.

43 наших компании уже торгуют на золотых аккаунтах Alibaba, еще 3 компании готовят витрины. 21 казахстанская компания торгует
на Wildberries.

Мы договорились с  Wildberries, что компания построит логистические центры в гг.Нур-Султан
и Алматы (на специальной экономической зоне парк инновационных технологий «Алатау») с созданием
порядка 5 тыс. рабочих мест и площадью
100 тыс. кв.м. (до конца 2022 года).

В Казахстане уже работают 3 фулфилмент-центра, где ежедневно обрабатывается
более 350 тысяч почтовых отправлений.
К 2025 году их количество будет увеличено
до 15, а количество почтовых отправлений вырастет до 82,8 млн. шт.

В Казахстане функционируют 13 казахстанских цифровых торговых платформ. Такие маркетплейсы, как kaspi, chocofamily, technodom, mechta и другие.

Для их поддержки прорабатывается вопрос дополнительного освобождения от уплаты КПН и ИПН. Совместно с Национальным Банком отрабатываем вопросы стимулирования развития электронной коммерции через платежные системы.

 

 

 

*  *  *

Слайд 7. Развитие торговли не должно идти
в отрыве от борьбы за качество товаров и услуг.

Поэтому четвертое важное направление работы нашего министерства: защита прав потребителей и техническое регулирование.

Техрегулирование является одним из действенных инструментов поддержки экономики простых вещей и заградительной мерой
от недобросовестного импорта.

Но поставить запрет некачественному внутреннему производству можно только
с помощью самих потребителей.

В Казахстане 18 миллионов потребителей. Это 18 миллионов требовательных контролеров качества товаров и услуг. 

Изменение в законодательство позволило нам не только расширить инструменты
для общественного контроля,
но дать старт созданию полноценной национальной системы защиты прав потребителей.

Мы ввели трехступенчатую систему рассмотрения жалоб и работаем над созданием Единой информационной системы приема жалоб по принципу «одного окна».

Справочно: I уровень – продавцом самостоятельно либо через институты досудебного урегулирования споров, II уровень – уполномоченным органом, III уровень – судом.

Пока основная масса претензий проходит через органы защиты прав потребителей.
В прошлом году всего поступило
более 6 тыс. обращений, за первое полугодие нынешнего – еще столько же.

Казахстанцы чаще всего заявляют о нарушениях
в сфере оказания финансовых, медицинских, транспортных и бытовых услуг, ЖКХ и розничной торговли. В нынешнем году жалобы касались
также возврата денег за отмененные концерты, тои или турпоездки.

Справочно: За 6 месяцев 2020 года поступили 23 обращения
за отмененные мероприятия на общую сумму 709 620 тенге, из которых возвращено 449 620 тенге.

Билеты были куплены на концерты группы Руки Вверх, Успенской
в городе Нурс-Султан, на Фестиваль «Народного творчества» в Белгороде, на постановки театра «Астана – Опера» и на другие мероприятия, посредством сайта «ticketon.kz», Яндекс почты, касс концертных залов.

Количество обращений по вопросу возврата средств
на несостоявшиеся празднования различных семейных торжеств в ресторанах, кафе и др. местах составило 50 обращений, на общую сумму более 8 810 000 тенге. Из них возврат осуществлен на сумму
7 895 000 тенге, по остальным обращениям работа еще ведется.

В отношении авиакомпании «Бек Эйр»
на основании исков Министерства проведена серия судебных разбирательств по возврату стоимости билетов за отмененные рейсы. Иски судом удовлетворены в полном объеме. Это интересы
990 потребителей на сумму более 60 млн. тенге.

Справочно: 990 заявлений, 1813 билетов на сумму 60,1 млн. тенге.

Мы также взаимодействуем с авиакомпаниями SCAT, Air Astana  и FlyArystan по возврату стоимости билетов за отмененные рейсы.

В целом мы планомерно будем двигаться к соблюдению главного принципа защиты прав потребителей: полного исполнения его прав здесь и сейчас.

 

*  *  *

Слайд 8. Повышению уровня удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг способствует совершенствование системы технического регулирования.

Ежегодно на основе передовых международных документов разрабатываются государственные
и межгосударственные стандарты. Использование их позволяет предприятиям обеспечивать высокое качество продукции и рост собственной конкурентоспособности.

В 2019 году разработано 1 000 новых национальных стандартов и в ближайшие 5 лет будет разработано еще 2 500 (в том числе, вместо устаревших).

 

Например, в этом году впервые введены стандарты Халал. Они разработаны с учетом требований Организации исламского сотрудничества, Института стандартов и метрологии Исламских  стран, Стандартов MS (Малайзия) и ряда других.

Введена электронная система аккредитации субъектов, выдающих сертификаты соответствия.  Это исключает возможность фальсификации и подделки документов.

В наших краткосрочных планах – создать международно признанную систему сертификации продукции. Поэтому мы делаем ставку на формирование современной лабораторной сети. Уже треть из 904 испытательных лабораторий страны, включена в Единый реестр ЕЭК. По новым направлениям (халал, органика и GLP (химия, мин.удобрения, комбикорма, лекарства) лаборатории будут модернизированы.

Все наши инициативы по обеспечению комплексной защиты внутреннего рынка отражены в проекте Закона «О техническом регулировании» в новой редакции.

Бизнес изначально должен производить высококачественные товары, которые могут конкурировать на международных рынках.

Небезопасной и некачественной продукции будет поставлен заслон. От этого выиграют добросовестные предприниматели и простые потребители.

 

*  *  *

Уважаемые друзья!

Слайд 9. Последний год стал шоковым для торговли и мировой экономики в целом. Текущая реальность трансформирует мир. И мы обязаны реагировать на все вызовы быстро и эффективно.

Как это было сделано в период Чрезвычайного положения. Вы помните, что когда люди сели
на карантин и массово закупали продукты,
на отдельные продтовары цены взлетели. Необоснованно. Просто на ажиотажном спросе.

Нам тогда пришлось применить нерыночные меры – установить предельные цены на некоторые товары. Это помогло и цены вернулись
к адекватному уровню: продуктовая инфляция
в этом году, даже с учетом мартовского скачка,
в целом ниже, чем в прошлые несколько лет.

Тогда же в марте субъекты торговли и услуг получили освобождение от уплаты налогов
на имущество и фонд оплаты труда, отсрочку
по кредитам и доступ к льготному кредитованию в рамках Госпрограммы «Дорожная карта бизнеса – 2025».

 

Құрметті телекөрермендер!

 

10-слайд. Елбасы мен Мемлекет басшысы сауда саясатын дамыту мәселелеріне ерекше назар аударады. Сауда саласын дамыту және шикізаттық емес экспортты ілгерілету бойынша нақты тапсырмалар берілген болатын.

С учетом данных поручений на ближайшую перспективу Министерством определены ключевые задачи.

Первое. Продолжается работа над проектом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

В нем наряду с развитием базовых направлений закладываются основы для экономического сотрудничества по новым для ЕАЭС направлениям, таким как здравоохранение, образование, наука, туризм, спорт и охрана окружающей среды.

Все, что предусмотрено Стратегическими направлениями, отвечает национальным интересам нашей страны.

Второе. Реализация комплексных планов
по восстановлению экономического роста
страны на 2020 год и среднесрочную перспективу позволит восстановить деловую активность субъектов торговли в более короткие сроки, а также оказать максимальную поддержку экспортерам
со стороны государства.

Третье. Министерством разработан проект Государственной программы развития торговли Республики Казахстан на 2021-2025 годы.

Определенные в ней задачи и векторы развития торговли многократно обсуждались
с бизнесом и заинтересованными сторонами.
В проекте Программы предусматриваются как меры законодательного совершенствования, так и инструменты поддержки бизнеса и развития торговой инфраструктуры.

Четвертое. Создание многоформатной товаропроводящей системы. До конца 2022 года будут введены в эксплуатацию 24 ОРЦ во всех регионах.

Это позволит сформировать национальную систему доставки товаров от поля до прилавка
с наименьшими затратами и издержками отечественных товаропроизводителей, и самое главное – обеспечить продовольственную безопасность. При этом население получит свежие
и более дешевые продовольственные товары.

Пятое. В рамках создания полноценной национальной системы защиты прав потребителей предстоит завершить создание Единой информационной система приема жалоб
и Межведомственного Совета.

Они позволят сконцентрировать все меры защиты прав потребителей в одном месте
и обеспечат должный контроль за эффективностью принимаемых госорганами решений.

Шестое. В ходе предстоящей  парламентской сессии на рассмотрение депутатов будет представлен проект Закона «О техническом регулировании». Он направлен на решение масштабных проблем безопасности продукции, процессов жизни, здоровья человека и окружающей среды.

 

 

 

* * *

Уважаемые друзья!

Слайд 11. Вся деятельность министерства направлена на совершенствование торговых процессов и качественное улучшение жизни населения.

Поэтому в своей работе мы ориентируемся
на рекомендации общества и бизнеса посредством всех доступных каналов связи: онлайн-приемная, блог Министра, портал электронного правительства и социальные сети.

До начала пандемии Министерство проводило встречи с гражданами на площадке «Нур-Отан».
Всем обратившимся оказана помощь. Даже, если это не входит в компетенцию Министерства.

Мы проводим встречи с бизнесом посредством видеоконференцсвязи с трансляцией в Facebook.

Шикізаттық емес тауарлар мен қызметтерді экспорттаушыларға көмек көрсету үшін арнайы телеграм каналы қосылған. Барлық келіп түскен өтініштер Министрліктің жанындағы жедел штабында қаралып, жауап беріледі.

Мысалы, жақында біз экспорттаушыларымыз үшін Қазақстан-Қытай шекарасындағы «жасыл дәлізді» қалпына келтірдік.

Сонымен қатар, Тұтынушылардың құқықтарын қорғау комитетінің телеграм-бот қосымшасы арқылы шағым беруге болады. Мәселен, тұтынушы «Скат» әуекомпаниясынан билеттің қаражатын қайтару мәселесімен жүгінді. Бұл өтініш жедел түрде қаралып, шешімін тапты.

Қайталап айтамын: біз сіздер үшін әрқашан ашықпыз және әр уақытта байланыстамыз.

 

Назарларыңызға рақмет.

Сұрақтарыңызға жауап беруге дайынмын.

 

Дата публикации
24 августа 2020
Дата обновления
24 августа 2020
Тип
Тезисы выступлений

Сейчас читают

21 июля 2025
Жизненные ситуации
Инфографика
26 июня 2025
Часто задаваемые вопросы
Инфографика
04 июня 2025
Часто задаваемые вопросы

Социальные медиа

Facebook
Telegram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации