Меню

Страницы

Статья

Тезисы министра торговли и интеграции Б. Т. Султанова от 24 ноября 2021 года На тему: "Совершенствование законодательной базы и реализация эффективной политики в сфере внешней и внутренней торговли РК» Правительственный час в Парламенте РК

«Заңнамалық базаны жетілдіру және ҚР сыртқы және ішкі сауда салаларында тиімді саясатты іске асыру» тақырыбына  ҚР Парламентінде Үкімет сағатына Сауда және интеграция министрі Б.Т. Сұлтановтың тезистері

2021 жылғы 24 қараша 15-00 сағат

 

Құрметті Нұрлан Мәжітұлы!

Құрметті Дәурен Зекенұлы!

Құрметті депутаттар! 

 

Сауда саласы ел экономикасының дамуына елеулі үлес қосатын салаларының бірі екенін бәріміз білеміз.

Әлемдік жалпы ішкі өнімдегі сауданың үлесі 23% құрайды.

Сонымен бірге, әлемдік сауда үшін басты тәуекелдердің бірі сауда протекционизмінің күшеюі. Дүниежүзілік банк сарапшыларының бағалауы бойынша жаһандық тауар айналымы 9%-ке қысқарады.

Ал, экономикалық аймақтардың күшеюі, әсіресе, Еуропалық Одақ және Азия-Тынық мұхиты елдерінде тауар айналымының 60%-і өңіраралық саудаға бейімделуде.

Осы тенденцияларды ескере отырып, сауда дамуындағы бірқатар түйінді проблемаларға тоқталып өткім келеді. Олардың ішінде заманауи сауда форматтарының жетіспеушілігі және сауда-логистикалық объектілерінің өзара қатынастарының болмауы.

Сонымен қоса, ішкі нарықта сапасы төмен тауарлардың әсіресе шетелдік тауарлардың басым болуы, біздің азаматтарды толғандырады және отандық өнімнің қауіпсіздігін қамтамасыз ететін техникалық реттеу инфрақұрылымын жаңғыртуды қажет етеді.

Қазақстандық тауардың сыртқы нарықтағы бәсекеге қабілеттілігі экспорттың құрамында шикі заттың басымдылығымен сипатталады.

Бұдан басқа, экспортты ілгерілету инфрақұрылымындағы кедергілер өндірушілердің сыртқы нарықтарға қолжетімділігін қиындатады.

Жалпы көтеріліп отырған мәселелердің бәрі сіздердің алаңда, дөңгелек үстелдерде, жұмыс отырыстарында жан-жақты талқыланып көтерілген болатын. Сондықтан депутаттармен қоян-қолтық жасалған жұмыстар үшін алғысымды білдіремін.

* * *

Учитывая сегодняшние тенденции
и существующие проблемы, Министерством проводится комплексная работа по двум взаимосвязанным блокам.

  1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Несмотря на продолжающиеся негативные тенденции в мировой экономике,
9 месяцев 2021 года принесли значительную положительную динамику во внешнюю торговлю Республики Казахстан.

Так, товарооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 12,7 %
и составил $ 72,8 млрд. При этом экспорт увеличился на 20,6%

В рамках ЕАЭС товарооборот по итогам
9 месяцев составил $ 18,5 млрд., что больше аналогичного периода на 28,4%

Экспорт также увеличился на 39,2 %
и составил $ 5,6 млрд.

Нами активно проводится работа по продвижению экономических интересов на многосторонних интеграционных и международных площадках.

Первое, в рамках развития евразийской интеграции утвержден План мероприятий по реализации Стратегии ЕАЭС до 2025 года и определены основные векторы взаимодействия.

В приоритете вопросы кооперации, международного сотрудничества и устранения барьеров.

По инициативе казахстанской стороны внедрен новый вид сертификата подтверждения происхождения товаров - «сертификат серийной продукции» на скоропортящуюся продукцию.

Он упростит перемещения наших товаров на рынки ЕАЭС и снизит финансовые издержки экспортерам. В данное время мы ведем переговоры по расширению перечня товаров, для которых он может выдаваться.

Создаются условия для безбарьерной среды на внутреннем рынке ЕАЭС. С 2016 года по настоящее время устранено 80% барьеров. Из них, в этом году устранено 3 на $ 2,7 млн. Кроме того, мы добились от партнеров согласия по устранению до конца текущего еще 3 барьеров года на $ 1,8 млрд.

Утверждена, разработанная нами, Методология признания барьеров. Теперь весь процесс занимает 70 дней. По старой методологии этот процесс занимал период до 2-х лет. Продолжается реализация национальной Дорожной карты по устранению барьеров. На сегодня нам удалось устранить 8 барьеров на более чем $ 600 млн.

Они касаются сферы госзакупок, налогообложения, трудовой миграции, водного транспорта и торговли отдельными видами товаров.

Создана Общественная приемная по вопросам участия Казахстана в ЕАЭС и ВТО.
В этом году мы провели онлайн-встречи
с бизнесом практически всех регионов Республики.
В рамках заседаний поднимались проблемные вопросы экспорта, часть из которых удалось решить. К примеру, устранен барьер по получению разрешения на проезд крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств по территории России.

Также на базе единой платформе интернет ресурсов госорганов в мая т.г. введен
в эксплуатацию отдельный раздел по вопросам участия Казахстана в ЕАЭС. Это позволяет нашему бизнесу оперативно обращаться в Министерство по возникшим проблемам доступа на евразийские рынки.

Второе, для расширения рынков сбыта казахстанских товаров и создания благоприятных условий заключены соглашения о зоне свободной торговли с Ираном, Вьетнамом и Сербией. Эти страны уже предоставляют на своих рынках казахстанским товарам более льготные условия доступа.

Завершены переговоры по товарной части
и близятся к завершению переговоры по услугам с Сингапуром.

Ведутся переговоры с Израилем, Египтом
и Индией с потенциалом экспорта более чем
на $ 800 млн.

Следует отметить, что за годы независимости Казахстан стал полноправным участником международной торговой системы. В текущем году с 30 ноября по 3 декабря в Женеве под нашим председательством пройдет 12-я Министерская конференция Всемирной торговой организации.

Проведение МК-12 на должном уровне позволит повысить имидж Казахстана и даст возможность быть ключевым участником процесса принятия важнейших решений и выработки новых договоренностей, которые придадут импульс мировой торговле.

С целью защиты интересов производителей товаров, в ЕАЭС применяются антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры. На сегодняшний день действуют 20 антидемпинговых мер и проводятся
6 антидемпинговых расследований в отношении ряда промышленной продукции из Грузии, Украины, КНР и Узбекистана.

Для обеспечения внутреннего рынка необходимыми товарами и сырьем, а также его защиты применяются меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Так, в целях недопущения дефицита на социально значимые продовольственные товары
и стабилизации цен в период чрезвычайного положения вводились временные запреты на вывоз продовольственных товаров.

Для увеличения поголовья скота и сдерживания цен на мясо введен запрет на вывоз маточного поголовья скота и кормов.

Также принят ряд мер по урегулированию ситуации на общем рынке отходов и лома черных
и цветных металлов, продлено действие запрета на вывоз металлолома автомобильным транспортом.

Третье, в целях формирования единого торгово-транспортного пространства с соседями, стимулировании роста предпринимательства
и формировании устойчивых цепочек добавленной стоимости проводится работа по развитию трансграничных хабов.

Начата полномасштабная работа
по перезагрузки деятельности МЦПС «Хоргос»,
с усилением его экспортного и транзитного потенциала с Китаем.

Будут созданы и модернизированы центры
на границах с Узбекистаном, Киргизией, Россией
и прикаспийскими странами.

 

В перспективе данные хабы будут интегрированы с Национальной товаропроводящей системой и повысят роль Казахстана
в международной торговле.

Четвертое, положительная динамика отмечается в экспорте несырьевых товаров и услуг. Так, по итогам 9 месяцев 2021 года экспорт несырьевых товаров составил $ 14 млрд., что на 25,6% больше аналогичного периода 2020 года

Экспорт услуг за первое полугодие
в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2,4% и составил $ 2,7 млрд.

В целом увеличению несырьевого экспорта способствует проводимая Правительством проактивная экспортная политика.

Она включает порядка 20 финансовых
и нефинансовых инструментов
.

По итогам 9 месяцев т.г. предоставлено льготное кредитование 74 экспортерам на сумму 119 млрд. тг. Возмещены затраты 158 экспортерам на сумму 5,9 млрд. тг.

Оказана страховая поддержка 69 экспортерам на сумму 105 млрд. тг.

Более 200 экспортерам оказана консультационно-аналитическая поддержка.

Министерство запустило программу экспортной акселерации. Она основана на индивидуальном подходе к каждому предприятию и его сопровождение от идеи до поставки продукции на новые рынки.

На сегодняшний день в программе приняли участие 35 предприятий пищевой промышленности, заключены экспортные контракты на сумму более $ 70 млн.

На международную электронную платформу Alibaba.com было выведено 100 отечественных компаний. До конца года будут выведены еще
50 новых компаний. Суммарные продажи участников программы составили $ 72,5 млн.

В целях вовлечения загранучреждений МИД РК для продвижения экспорта разработаны страновые экспортные программы.

С начала текущего года началась активность на площадках В2В встреч. Проведено 9 торгово-экономических миссий в странах Центральной Азии Азербайджане и в городах Российской Федерации - Екатеринбург и Казань.

Подписано более 50 экспортных контрактов
и соглашений на общую сумму более $ 150 млн.

Ожидаем, что комплексный пакет мер
по продвижению несырьевого экспорта позволит
к 2025 году достичь показателя в $ 41 млрд.

  1. ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ

Внутренний товарооборот за 10 месяцев
2021 года составил 32,9 трлн. тг. и вырос в сравнении с аналогичным периодом 2020 года на 17,5%.

В сравнении с 9 месяцами 2020 года вырос
и объем привлеченных инвестиций на 43,3%

Первое, для системного решения задачи
по самообеспечению социально значимыми продовольственными товарами инициировано создание Национальной товаропроводящей системы в виде инфраструктуры сети 24 ОРЦ.

Это позволит нам комплексно решить взаимоувязанные проблемы, возникающие
в цепочке от производства до реализации,
и приведет в конечном счете к формированию целостной торговой инфраструктуры.

Сегодня в рамках первого этапа начата работа по 7 ОРЦ. Строительство остальных ОРЦ планируется завершить в 2024 году.

В целом, по итогам реализации проекта экономический эффект составит порядка
1,5 трлн. тенге. Будут привлечены инвестиции
в размере 152 млрд. тенге и создано порядка
12 тысяч рабочих мест.

Также, будут модернизированы объекты нестационарный торговли. На сегодня из более 500 универсальных торговых рынков, требуют модернизации - 103. Принимаемые меры позволят повысить уровень цивилизованной торговли
и культуры предпринимательской деятельности, улучшить налоговое администрирование
и сократить теневую торговлю.

Второе, проводится работа по развитию конкурентоспособности нашего рынка. Один из главных ее компонентов - развитие биржевой торговли. С целью ее совершенствования расширен перечень биржевых товаров и разработан законопроект, рассмотренный сегодня в 1-м чтении Мажилисом Парламента.

Он направлен на повышение прозрачности деятельности товарных бирж, создание условий для развития и увеличения объемов биржевой торговли.

Наша среднесрочная цель – увеличить долю биржевой торговли до 14% от объемов оптового товарооборота.

Третье, наряду с этим проведена комплексная работа по развитию электронной торговли.
Она позволила в 2020 году увеличить ее объемы
в 2 раза
и превысить отметку в 1,1 трлн. тенге. Доля ее в общем объеме розничной В2С торговли составила 9,7 %. По итогам 9 месяцев 2021 года объем составил 981,3 млрд. тг., достигнув доли 10,7%.

В рамках расширения и развития экосистемы электронной коммерции продолжается планомерная работа по стимулированию электронной торговли и обучению МСБ, развитию инфраструктуры распределения и доставки товаров. Наша задача – довести к 2025 году долю электронной торговли до 15% от розничного товарооборота.

Результатом комплексных мер по развитию отрасли станет сокращение доли ненаблюдаемой теневой торговли в ВВП, которая сегодня, доходит почти до 6%.

Четвертое, в целях защиты внутреннего рынка от опасных и вредных товаров, негативно влияющих на жизнь и здоровье населения, приняты законы по защите прав потребителей и техническому регулированию. Запущены информационные системы «е-Тutynushy» и «е-Аккредитация».

Одним из инструментов снятия технических барьеров в торговле является применение единых стандартов и техрегламентов в ЕАЭС.

Они позволяют беспрепятственно поставлять нашу продукцию на внешние рынки, в том числе ЕАЭС и СНГ.

В этой связи нами разработан Национальный план стандартизации. Все запланированные на этот год 200 стандартов на сегодня разработаны
и утверждены.
Также принято 51 технических регламентов ЕАЭС, из которых 44 вступили в силу.

По итогам проведенной комплексной работы отозвано более 600 необоснованно выданных сертификатов и деклараций соответствий.
Также, отменено действие на территории Казахстан свыше 100 документов об оценке соответствия государств-членов ЕЭАС. За выпуск в обращение продукции, не соответствующей техрегламентам наложены штрафы на 25 млн. тенге и возмещено потребителям более 500 млн. тенге.

Пятое, проводится работа по цифровизации отрасли. Для предоставления бесплатной поддержки и помощи МСБ в развитии электронной торговли запускается платформа SmartDuken.kz.

Активно ведутся работы по созданию Аналитической платформы по торговле и Национального каталога товаров. Они направлены на повышение прозрачности процессов ценообразования и послужат инструментом для регулирования цен на товары, в том числе на СЗПТ. До конца года планируем их запустить.

Внедряется цифровой «социальный кошелек» гражданина. Он позволит усовершенствовать механизм предоставления социальной помощи гражданам и оптимизировать расходы бюджета на покрытие банковских комиссий

До конца 2021 года будет запущен пилотный проект в г. Нур-Султан и г. Павлодар.

 

Баяндама аяқталды.

Назарларыңызға рақмет!

Дата публикации
24 ноября 2021
Дата обновления
24 ноября 2021
Тип
Тезисы выступлений

Сейчас читают

Инфографика
02 мая 2024
Правительством приняты заблаговременные меры по сдерживанию роста цен на овощи в межсезонье
Объявление
17 апреля 2024
О публичном обсуждении приказа Министра торговли и интеграции Республики Казахстан
Объявление
09 апреля 2024
Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан уведомляет о размещении проекта постановления Правительства

Социальные медиа

Facebook
Telegram

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития