Для большинства горожан лифт – это необходимый грузоподъемный механизм, которым они пользуются по нескольку раз в день. Но зачастую возникает вопрос «Должен ли собственник квартиры, расположенной на первом или втором этаже дома, оплачивать услуги за обслуживание лифта, если он и члены его семьи им не пользуются?».
Чтобы разобраться в данном вопросе необходимо знать, что согласно Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее – Закон) лифты (как и общедомовые инженерные системы, лестничные площадки, подвалы, чердаки и т.д.) относятся к общему имуществу объекта кондоминиума.
Также обслуживание лифтов входят в перечень коммунальных услуг, предоставляемые потребителю для обеспечения безопасных и комфортных условий проживания (пребывания).
Законом установлено, что собственники квартир, нежилых помещений обязаны принимать меры по содержанию общего имущества объекта кондоминиума и обеспечению его безопасной эксплуатации, включая проведение текущего и капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума. Также они обязаны оплачивать расходы на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума.
Ранее на основании Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных акиматами областей и городов, оплата за пользование лифтом взималась со всех проживающих в многоквартирном жилом доме, кроме жильцов 1, 2-го этажей.
В настоящее время, например, постановлением акимата города Нур-Султана от 6 мая 2020 года № 505-742 в Правила предоставления коммунальных услуг были внесены изменения, согласно которым оплата за пользование лифтом взимается в соответствии с Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях». Также, например, в Правилах предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлениями акимата города Алматы от 30 декабря 2020 года № 4/637, акимата Мамлютского района Северо-Казахстанской области от 28 октября 2021 года № 256, акимата города Шымкент от 19 ноября 2021 года № 1440, акимата города Актау Мангистауской области от 13 января 2022 года № 02-02/16 указано, что решения по вопросам соразмерности, освобождения и способа оплаты за обслуживание лифтов принимаются на собрании собственников квартир, нежилых помещений.
Данные изменения в Правила предоставления коммунальных услуг внесены акиматами областей и городов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях» и Типовыми правилами предоставления коммунальных услуг, утверждённых приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 апреля 2020 года № 249.
Таким образом, жилищным законодательством предусмотрено право собственников квартир, нежилых помещений решения вопроса оплаты за пользование лифтом, а также выбора субъекта сервисной деятельности, который будет предоставлять данную услугу.
Жителям многоквартирных домов необходимо знать, что согласно Закону собственники квартир, нежилых помещений сами на собрании рассматривают вопросы и принимают решения, связанные с управлением объектом кондоминиума и содержанием общего имущества объекта кондоминиума, в том числе принимают решения по вопросам соразмерности, освобождения и способа оплаты за обслуживание лифтов. При этом собрание может проводиться путем письменного опроса, если ранее объявленное собрание в явочном порядке не состоялось ввиду отсутствия кворума.
Именно на собрании рассматривается вопрос, как будет взыматься оплата услуг за обслуживание лифта: по количеству проживающих в квартире или согласно размера занимаемой площади и кто может быть освобождён от оплаты.
Таким образом, если большинством голосов на собрании или при проведении письменного опроса будет принято решение о том, что все жильцы должны оплачивать услуги за обслуживание, а также за ремонт и замену лифта (не зависимо от того на каком этаже расположена квартира), то такое решение является обязательным для исполнения всеми собственниками квартир, нежилых помещений.
В соответствии с Типовыми правилами предоставления коммунальных услуг с субъектами сервисной деятельности заключаются договора сотрудничества с объединением собственников имущества или простым товариществом, или управляющим многоквартирным жилым домом, или управляющей компанией.
Приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 апреля 2020 года № 250 утверждён Типовой договор сотрудничества между объединением собственников имущества или простым товариществом, или управляющим многоквартирным жилым домом, или управляющей компанией и субъектами рынка, предоставляющими услуги по обслуживанию лифтов.
Типовым договором предусмотрено, что потребительские свойства и режим предоставления услуг по обслуживанию лифтами должны соответствовать требованиям действующего законодательства Республики Казахстан в сфере промышленной безопасности и национальному стандарту Республики Казахстан.
При этом нужно знать, что законодательством не предусмотрено заключение индивидуальных договоров между собственниками квартир, нежилых помещений и субъектами сервисной деятельности по обслуживанию лифтов.
Не забывайте, что безопасность, чистота и порядок в Ваших домах напрямую зависит от Вашей активности и ответственности в участие по содержанию общего имущества объекта кондоминиума!
К сведению граждан:
По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон «горячей линии» Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области 8(7152) 52-42-32. Также электронные и письменные обращения можно направить в адрес Департамента через Telegram-bot @kzpp_bot, Единую информационную систему «e-tutynushy», информационную систему «е-otinish» e-Gov.kz, а также через АО «Казпочта» или нарочно.
Приём граждан проводится сотрудниками Департамента по адресу: Северо-Казахстанская область, город Петропавловск, улица Парковая, дом 57-В, кабинет 309-310а.