Автосалон привлечён к ответственности за отказ в возврате некачественного автомобиля

Автосалон привлечён к ответственности за отказ в возврате некачественного автомобиля

Потребитель приобрёл автомобиль EXEED VX на основании договора купли-продажи, заключённого 04.05.2023 года, и 10.05.2023 года полностью оплатил его стоимость в соответствии с условиями договора, в том числе в рамках программы Trade-in. Сразу после выезда из автосалона был выявлен существенный недостаток — при движении автомобиль значительно уводило вправо.

15.05.2023 года потребитель обратился к продавцу с письменным уведомлением о выявленном дефекте. Продавцом было проведено несколько диагностик, однако причина неисправности установлена не была. Несмотря на наличие недостатка технически сложного товара, продавец не предпринял действий, предусмотренных законодательством, не предложил обмен или возврат товара, а также не доказал, что выявленный недостаток возник вследствие нарушения потребителем правил эксплуатации либо по причинам, не связанным с качеством товара.

В связи с отсутствием результата и сохранением дефекта потребитель потребовал расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы. Указанные требования продавцом удовлетворены не были, чем нарушены положения п. 2-1 ст. 30 и ст. 42-4 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», предусматривающие обязанность продавца удовлетворить требования потребителя при наличии существенного недостатка технически сложного товара.

По поступившему обращению Департаментом 30.12.2024 года была назначена и проведена внеплановая проверка, в ходе которой подтверждено нарушение норм законодательства о защите прав потребителей. Продавец не обеспечил надлежащее рассмотрение требований потребителя и не доказал отсутствие своей вины в возникновении выявленного недостатка.

По результатам проверки продавец привлечён к административной ответственности по подпункту 3 пункта 5 статьи 190 КоАП РК, предусматривающей наказание в виде предупреждения, поскольку ранее к ответственности по данной статье он не привлекался. Кроме того, продавцу выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе требований статьи 30 Закона РК «О защите прав потребителей».

В связи с тем, что продавец в добровольном порядке не удовлетворил требования о расторжении договора и возврате денежных средств, потребитель обратился в суд. В мае 2025 года судом исковые требования были частично удовлетворены. Суд обязал продавца:

  • вернуть потребителю стоимость автомобиля в размере 21 940 000 тенге;
  • выплатить компенсацию морального вреда в размере 100 000 тенге;
  • уплатить неустойку в размере 870 838 тенге.

Департамент торговли и защиты прав потребителей принимал участие в судебном процессе в качестве третьего лица, поддерживая позицию о нарушении продавцом законодательства о защите прав потребителей.