При покупке товаров потребители сталкиваются с ситуацией, когда стоимость товара зависит от способа оплаты: при расчёте наличными цена ниже, чем при использовании банковской карты. Это вызывает вопросы о законности подобных действий со стороны продавцов.
Согласно пункту 3 статьи 40 Закона Республики Казахстан "О платежах и платежных системах", продавцы, будь то индивидуальные предприниматели или юридические лица, обязаны продавать товары по одной цене, независимо от способа оплаты. Это означает, что цена при оплате картой не может быть выше, чем при оплате наличными.
Дополнительно, в соответствии со статьей 24 Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей", продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар по цене, указанной на ярлыке, размещённом во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.
Таким образом, установление более высокой цены при оплате картой является нарушением прав потребителей. Это касается как товаров, так и услуг.
Что делать покупателям?
Если потребитель сталкивается с ситуацией, когда цена товара зависит от способа оплаты, он вправе обратиться к продавцу с претензией об устранении нарушения и возмещении причинённого ущерба.
В соответствии с пунктом 3 статьи 42-4 Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей", если в течение десяти календарных дней продавец не ответит на претензию или откажется устранить нарушение, потребитель вправе обратиться в уполномоченные государственные органы.
При этом необходимо сохранить в качестве доказательства фото, видео, аудиозаписи и чеки, которые могут быть использованы при рассмотрении обращения.
Пример из практики
В Департамент торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области обратился потребитель по вопросу покупки авиабилетов.
Согласно обращения при оплате наличными за покупку авиабилетов туристическое агентство начислила 3% выше стоимости тем самым нарушило права потребителя.
При обращении потребителя с претензией, туристическое агентство нарушило срок предоставления ответа на претензию. Департаментом по факту не предоставления ответа на претензию в установленный срок проведена внеплановая проверка в отношении данного агентства, по результатам внеплановой проверки туристическое агентство было привлечено к административной ответственности в виде штрафа и выдано предписание об устранении нарушений о возврате излишне начисленной суммы.
Таким образом, Департамент защитил права потребителя в полном объеме.