В апреле текущего года в Департамент торговли и защиты прав потребителей по Павлодарской области поступило обращение от потребителя, в котором он сообщил о нарушении его прав при покупке автомобиля в одном из автосалонов города.
Согласно содержанию обращения, в апреле 2024 года потребитель приобрёл автомобиль в кредит. При заключении договора ему была навязана дополнительная услуга — страховка на сумму 250 000 тенге, которая была включена в общую сумму кредита.
Согласно условиям страховки, в случае потери работы (сокращения или увольнения) потребитель имеет право на компенсацию в виде двух кредитных платежей, выплачиваемых за счёт страховки. Для получения этих "кредитных каникул" необходимо было предоставить подтверждающие документы (например, приказ об увольнении). Однако при оформлении договора сотрудники автосалона сообщили потребителю, что воспользоваться кредитными каникулами можно в любой момент — по желанию или при невозможности своевременной оплаты.
Более того, потребителю было разъяснено, что если он не воспользуется указанными двумя платежами в течение первого года, они не переносятся на следующий период.
В апреле 2025 года, обратившись в автосалон за получением "кредитных каникул", потребитель столкнулся с требованием предоставить документы, подтверждающие увольнение с работы.
Особое возмущение у потребителя вызвало условие, при котором воспользоваться ранее оплаченной страховкой возможно только в случае увольнения. По его мнению, это требование не только нелогично, но и противоречит здравому смыслу и действующему законодательству.
В данной ситуации Департамент разъясняет, что в соответствии со статьёй 8-1 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», запрещается включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. К таким недопустимым условиям относятся:
Департаментом было разъяснено, что действия автосалона нарушают права потребителя. Потребителю была оказана помощь в составлении досудебной претензии, с которой он повторно обратился в автосалон.
В результате рассмотрения претензии автосалон принял решение вернуть потребителю денежные средства в размере 250 000 тенге.
Департамент торговли и защиты прав потребителей по Павлодарской области рекомендует гражданам проявлять внимательность при покупке товаров и заключении договоров. В случае возникновения аналогичной ситуации потребитель вправе обратиться за защитой своих прав: