На сегодняшний день сфера защиты прав потребителей является одним из самых проблемных направлений в стране. Его основная причина: незнание гражданами своих прав и законов, трудности сторон в разрешении конфликтов, незнание потребителями алгоритма действий при разрешении споров.
В связи с чем еще с 1 января 2021 года запущена и функционирует Единая информационная система защиты прав потребителей e-tutynushy.kz (далее по тексту – ЕИС), которая предназначена для оперативного и качественного рассмотрения обращений потребителей
А это значит, что на сайте www.e-tutynushy.kz каждый потребитель может сообщить о своих нарушенных правах с помощью мобильного телефона или компьютера. Потребитель, прежде чем обращаться в уполномоченный орган, должен попытаться решить вопрос напрямую с субъектом бизнеса. Если субъект бизнеса не ответит на претензию в течение 10 дней, потребитель обращается в адрес государственного органа, к компетенции которого относится вопрос спора.
В случае направления жалобы субъекту досудебного урегулирования спора, основной предмет рассмотрения спора станет – восстановление нарушенных прав и возмещении ущерба. В случае направлении жалобы в государственный орган, при подтверждении фактов нарушений требований законодательства основным предметом ее рассмотрения станет – привлечение предпринимателя к административной ответственности.
Как разместить жалобу в ЕИС? Для этого потребителю, находясь в торговой точке (на месте оказания услуги, выполнения работы), необходимо на главной странице www.e-tutynushy.kz выбрать организацию для подачи обращения, перейти на «отправить обращение», затем заполнить форму. Основное условие для подачи обращений – это, наличие документов, подтверждающих возникновение потребительского спора с юридическим лицом.
И еще, потребителю необходимо зарегистрироваться, указав ФИО, ИИН, электронный адрес и телефон для обратной связи.
А как предпринимателю увидеть эту жалобу? Для этого предприниматель должен зарегистрироваться в ЕИС, что позволит ему:
- получать жалобы от потребителей напрямую;
- своевременно урегулировать спор на первом этапе, разрешив его мирным путем «здесь и сейчас», без участия внешних сторон, что гораздо выгоднее и предпринимателю, и потребителю;
- повысить юридическую грамотность и качество обслуживания потребителей.
В результате предприниматель сможет в течение 10 дней самостоятельно решить проблему, удовлетворить законные требования потребителя. Если этого не произойдет, к процессу будут автоматически подключаться государственные органы. А это уже повлечет, в числе прочего, штрафные санкции для бизнеса. В связи с чем призываю предпринимателей зарегистрироваться на данной платформе.
Департамент торговли и защиты прав потребителей по Восточно-Казахстанской области разъясняет как подать свое обращение через Единую информационную систему приема жалоб по защите прав потребителей (E-tutynushy).