В 2024 году более 2,3 тысяч жителей Карагандинской области обратились в Департамент торговли и защиты прав потребителей по вопросам нарушения их прав. В результате разбирательств потребителям было возвращено свыше 88 миллионов тенге. Об этом сообщил руководитель департамента Жанат Асантаев на брифинге в Региональной службе коммуникаций.
По словам Асантаева, рост обращений говорит о повышении правовой грамотности граждан и их готовности отстаивать свои интересы. Наибольшее количество жалоб поступило в сфере электронной торговли — 744 обращения. Люди жаловались на несоответствие товара описанию, отсутствие информации о продавце и сложности с возвратом денег.
От жалоб — к действиям
На втором месте по числу обращений — розничная торговля (683 случая), где основной проблемой стало отказ в возврате или обмене товаров. На третьем — сфера бытовых услуг (583 обращения), особенно по вопросам сборки и ремонта мебели. Также поступали жалобы на ЖКХ, сферу здравоохранения, образования, туризма и финансовые услуги.
По итогам рассмотрения обращений департамент провёл 15 внеплановых проверок, в 12 из них были выявлены нарушения. Виновные предприниматели понесли административную ответственность: часть — в виде штрафов, часть — в виде предупреждений.
«Сапалы өнім»: общественный контроль в действии
Одной из действенных инициатив в сфере защиты прав потребителей стал проект «Сапалы өнім», запущенный Министерством торговли и интеграции. Его цель — исключить с рынка опасные и некачественные товары, поддерживая при этом честную конкуренцию и отечественного производителя.
В рамках проекта в Карагандинской области было протестировано 46 видов продуктов питания. По результатам лабораторных исследований в 22 случаях выявлены несоответствия, в том числе по маркировке и составу товаров. Все материалы были переданы уполномоченным органам для принятия мер.
Жанат Асантаев подчеркнул, что работа по защите прав потребителей будет продолжена. В планах — усиление информационно-разъяснительной работы с населением, развитие проекта «Сапалы өнім» и расширение механизмов общественного контроля.
«Мы стремимся создать в регионе безопасную и справедливую торговую среду, где права каждого потребителя будут защищены», — отметил руководитель департамента.