Права потребителей и вопросы их защиты регламентируются Законом РК «О защите прав потребителей».
Основными принципами защиты прав потребителей являются:
- содействия экономическим интересам потребителей и защиты этих интересов
- доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах)
- просвещения потребителей, повышения правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов
- обеспечения эффективной системы защиты прав и законных интересов потребителей, основанной на последовательности мероприятий, обеспечивающих их защиту
- обеспечения защиты законных интересов потребителей в электронной коммерции не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли
- участия общественных объединений потребителей, ассоциацией (союзов) в обеспечении защиты прав и законных интересов потребителей
- обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).
Рассматриваем обращения физических и юридических лиц в сфере защиты прав потребителей:
С начала текущего года в Департамент обратились потребители с 2579 обращением.
Посредством платформы eOtinish и портала электронного правительства – 1196 обращений. 900 были даны разъяснения, из которых по 109 обращений были переадресованы в другой государственный орган по компетенции, 120 обращений перешли на следующий месяц, 150 случаях вопрос потребителей нами был урегулирован, сумма возврата денежных средств Потребителям составила в размере – 26,8 млн тенге.
Посредством Telegram Bot поступило 448 обращений, по которым потребителям были даны разъяснения на их вопросы.
В ходе личного приема граждан было принято более 340 потребителей, в 313 случаях обращения потребителей были зарегистрированы в работу. Из принятых обращений, по 118 были даны разъяснения, 40 обращений переадресованы в другой государственный орган по компетенции.
На телефон горячей линии поступило более 475 звонков потребителей, на каждый вопрос потребитель получил разъяснение и грамотную консультацию специалиста.
Таким образом общая сумма возврата, за полугодие – 13, 790 млн. тенге, за июль месяц –15,517 млн тенге, за август месяц – 26,892 млн тенге.
Характер обращений по отраслям это:
– в сфере услуг розничной торговли – 1093;
– в сфере общественного питания – 67;
– в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства – 110;
– в сфере бытовых услуг – 573;
– в сфере медицинских услуг – 19;
– в сфере туристских услуг – 74;
– в сфере финансовых услуг – 40;
– в сфере услуг связи – 50;
– в сфере услуг образования – 58;
– в сфере услуг транспорта – 58;
– в сфере электронной торговли – 527;
– иные – 239.
2) Применяем меры ответственности к нарушителям законодательство РК (количество лиц, привлеченных к
За 2023 год было привлечено 21 субъектов бизнеса по пп.3 части 5 ст. 190 КоАП РК к адиминистративному взысканию в виде «Предупрежедения».
Справочно: пп.3 части 5 ст. 190 «Неисполнение продавцом (изготовителем, исполнителем) обязанностей по представлению письменного ответа на претензию об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя в срок, установленный законодательством РК о защите прав потребителей»
3) Осуществляем информирование, консультирование и просвещение потребителей («круглые столы», семинары, дни «открытых дверей», лекции, телефоны «горячей линии», в том числе через средства массовой информации и наглядной агитации);
В целях просвещения потребителей регулярно проводится информационно-разъяснительная работа по повышению потребительской грамотности среди населения. Специалисты дают консультации по телефону горячей линии, оказывают помощь в составлении претензионных писем.
В рамках слышащего государства Департаментом публикуются посты в социальных сетях Instagram аккаунт dtzpp.astana и Facebook аккаунты ДТЗПП города Астана и Департамент торговли и защиты прав потребителей по городу Астана.
Так же для удобства потребителей, призываем всех предпринимателей города зарегистрироваться в единой информационной системе «E-tutynushy».