Усиление защиты прав потребителей обсуждены с маркетплейсами

Усиление защиты прав потребителей обсуждены с  маркетплейсами

11 августа текущего года по инициативе Комитета по защите прав потребителей Минторговли проведено совместное совещание по актуальным вопросам электронной торговли с представителями маркетплейсов Wildberries и Kaspi-магазин, общественных объединений и руководителями территориальных департаментов торговли и защиты прав потребителей Минторговли.

По информации Заместителя председателя Комитета
Булата Танабергенова наряду с развитием электронной коммерции в сфере электронной торговли отмечается рост на 411% жалоб потребителей, если в 2022 году за 6 месяцев поступило 937 обращений, то за аналогичный период 2023 года эти цифры составили 4795 обращений.

«С целью усиления защиты прав потребителей в онлайн торговле Комитетом разработан законопроекты, которыми предлагаются приравнять интернет-ресурсы, используемые в целях реализации товаров к «торговым объектам», также дополняются основные принципы защиты прав потребителей по обязательному обеспечению защиты персональных данных о потребителях, а также недопущения бизнесменами в договорах условий, нарушающих и (или) ущемляющих законные интересы потребителей, наделить владельцев электронных торговых площадок заключать с предпринимателями договора включающие положения по соблюдению требований о защите прав потребителей, что позволит принять меры, в отношении предпринимателей. В настоящее время законопроекты внесены на рассмотрение в Мажилис Парламента» – пояснили в Комитете.

В свою очередь, представители Kaspi-магазина Арефьев О. и  Ассоциация «Digital Kazakhstan» Денис Степанцев высказались о заинтересованности защиты прав потребителей их компаниями, и о положительном явлении онлайн торговли на экономику страны.

Наряду с этим Kaspi-магазин на постоянной основе проводит мониторинг поступающих обращений, проводит разъяснительные работы с продавцами и покупателями, а также работают над совершенством процессов по части защиты прав потребителей, усиливаются направления по качеству предлагаемых товаров.

Зачастую Kaspi-магазин выступает регулятором в споре между потребителями и продавцами для оперативного решения жалоб потребителей.

Кужимов К.  – представитель Wildberries также выразил заинтересованность в работе в данном направлении, отметил, что на сегодняшний день тесно взаимодействует с Комитетом и территориальными департаментами.

Тюгиной И. – заместителем директора Департамента торговли НПП «Атамекен» отмечено, что представителям онлайн торговли необходимо выстроить «правильные» бизнес-процессы для соблюдения действующего законодательства.

Представительница Министерства цифрового развития РК отметила главные аспекты защиты персональных данных, в том числе при совершении торговых операций и проинформировала о законодательных инициативах по усилению ответственности за нарушение требований по защите персональных данных.

Общественные объединения по защите прав потребителей «Сапалы Сауда» Нарбекова П. и Ли Ю., представители ОЮЛ «Республиканская Ассоциация Потребителей Казахстана» Айтмаганбетов Ж. и Джагпарова Т. обозначили рост поступающих претензий потребителей в отношении Kaspi-магазин и Wildberries и продавцов в социальных сетях, как «Инстаграм».

Руководители департаментов торговли и защиты прав потребителей по городу Алматы и Павлодарской области отметили, что необходимо проработать вопрос размещения юридических адресов предпринимателей, реализующие свою деятельность на электронных торговых площадках.

По итогам совещания было принято решение о необходимости проработки вопросов оптимального канала взаимодействия для оперативного решения проблемных вопросов потребителей электронными площадками, идентификации юридического адреса Wildberries и совместными усилиями улучшать законодательства сферы защиты прав потребителей по части электронной торговли, а также борьбы с недобросовестными предпринимателями, которые работают в вышеуказанных электронных площадок.